ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-164/2022 от 09.03.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

09 марта 2022 года г. Симферополь

Судья Верховного Суда Республики Крым Дяченко Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Секунда» Цуркана Виктора Михайловича на решение судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 08 декабря 2021 года по делу № 12-378/2021 и постановление главного государственного инспектора в городе Ялте Республики Крым по использованию и охране земель - начальника Ялтинского городского управления Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 24 декабря 2020 г. № 25/50-25,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением главного государственного инспектора в городе Ялте Республики Крым по использованию и охране земель - начальника Ялтинского городского управления Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 24 декабря 2020 г. № 25/50-25 директор общества с ограниченной ответственностью «Секунда» (далее - ООО «Секунда», Общество) Цуркан В.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

Решением судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 08.12.2021 года постановление должностного лица оставлено без изменения.

В жалобе Цуркан В.М. выражает несогласие с принятыми решениями, просит об их отмене. В обоснование жалобы указывает на необоснованность проведения проверки, приводит доводы незаконности и необоснованности судебного решения и постановления должностного лица.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, заслушав представителя Общества по доверенности Новицкую В.Ю., жалобу поддержавшую по изложенным в ней основаниям, прихожу к следующим выводам.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Частью 3 ст. 30.6 КоАП РФ установлено, что судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, указанные в пункте 1 данной статьи, и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.

В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; выполнять иные требования, предусмотренные ЗК Российской Федерации, федеральными законами.

Частью 3 статьи 8.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом.

Статьей 284 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, за исключением случаев, когда земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

Положениями статьи 284 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено наступление негативных последствий для собственника и лица, не являющегося собственником, в случае неиспользования земельного участка для ведения иного строительства в течение трех лет. Следовательно, право пользования земельным участком в рассматриваемой ситуации одновременно сопряжено с обязанностью его использования в соответствии с разрешенным использованием в течение установленного статьей 284 Гражданского кодекса Российской Федерации срока.

Из материалов дела следует, что согласно договору аренды земли от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между Ялтинским городским советом и ЧП «Секунда», предприятию был предоставлен земельный участок площадью 3847 кв. м, расположенный по адресу: <адрес> - для строительства и обслуживания Центра водного туризма, сроком на 49 лет (зарегистрирован в Госкомземе Украины ДД.ММ.ГГГГ).

Сведения о земельном участке с присвоенным кадастровым номером внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) ДД.ММ.ГГГГ, как о ранее учтенном объекте недвижимости, на основании вышеуказанного договора аренды.

На основании постановления Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-п земельному участку установлен вид разрешенного использования «Туристическое обслуживание (код 5.2.1)», «Гостиничное обслуживание (код 4.7)».

ДД.ММ.ГГГГ между муниципальным образованием городской округ Ялта Республики Крым и ООО «Секунда» заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером в порядке переоформления прав (далее - Договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ), сроком до ДД.ММ.ГГГГ, о чем в ЕГРН внесена соответствующая запись от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно п. 4.4.3 Договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ Арендатор обязан использовать земельный участок в соответствии с целевым назначением и видом разрешенного использования.

Пунктом 4.4.4 Договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что ООО «Секунда» должно приступить к освоению земельного участка не позднее трех лет и ввести в эксплуатацию объект строительства не позднее пяти лет с момента государственной регистрации.

На основании распоряжения заместителя председателя Госкомрегистра от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства в отношении ООО «Секунда» при использовании спорного земельного участка. В числе оснований данной проверки указан подпункт «а» пункта 1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ № Исорг-3841-2019278 проведение внеплановой проверки согласовано прокуратурой <адрес> Республики Крым.

По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ составлен акт проверки, согласно которому в ходе визуального осмотра установлено, что земельный участок частично огорожен, доступ к земельному участку осуществляется через земельный участок муниципальной собственности с кадастровым номером . На земельном участке с кадастровым номером установлено ограждение из металлопрофиля с калиткой. На момент проведения проверки доступ к земельному участку ограничен не был.

На земельном участке объекты капитального строительства отсутствуют. С западной стороны земельного участка возведено противооползневое сооружение - подпорная стена. Признаки ведения хозяйственной деятельности на земельном участке, а также его фактического использования не установлены. Строительные работы на земельном участке не производились.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления ДД.ММ.ГГГГ в отношении директора ООО «Секунда» ФИО1 протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ.

Постановлением главного государственного инспектора в городе Ялте Республики Крым по использованию и охране земель - начальника Ялтинского городского управления Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 24.12.2020г. директор ООО «Секунда» ФИО1 привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ.

Решением судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ постановление должностного лица оставлено без изменения.

Однако с такими выводами судьи нельзя согласиться по следующим основаниям.

Согласно статье 284 Гражданского кодекса Российской Федерации земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, за исключением случаев, когда земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

Исходя из положений закона, течение трехлетнего срока начинается не с момента приобретения либо предоставления земельного участка, а по истечении времени, необходимого для освоения участка. Следовательно, подлежит установлению период времени, необходимый для освоения земельного участка.

Законодательство не дает определение понятия «освоение земельного участка». В теории под ним понимают осуществление подготовительных мероприятий к использованию этого земельного участка по целевому назначению: проведение изыскательских работ, оформление необходимой строительной документации и др.

Также в установленный трехлетний срок не засчитываются периоды, в течение которых земельный участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

Из материалов дела усматривается, что ООО «Секунда» с момента предоставления земельного участка в аренду заключались договоры на выполнение проектных работ, выполнение изыскательских работ, выполнение инженерно-экологических изысканий, на гидрометеорологические изыскания, на выполнение комплексных изысканий, на ведение авторского надзора, на проведение государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, заключались договоры подряда, в том числе по выполнению работ по противооползневому сооружению и др.

Таким образом, из материалов дела следует, что Общество проводит обязательный подготовительный этап, связанный с получением всей необходимой документации и разрешений (согласований) органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных служб, без которых осуществлять строительство запрещено законом.

Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «О создании зон с особой архитектурно-планировочной организацией территории» на территории в кадастровых границах муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым создана зона, имеющая особую историко-культурную, экологическую и рекреационную ценность.

Пунктом 2 статьи 4 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК/2017 «Об особенностях создания в <адрес> зон с особой архитектурно-планировочной организацией территории» в границах архитектурно-планировочной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства и размещение иных объектов.

Между тем, пунктом 4 этой же статьи предусмотрено, что строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов, указанных в пункте 3 части 3 настоящей статьи, осуществляется при наличии согласования Главы Республики Крым.

В материалах дела имеется обращение ООО «СЕКУНДА» к Главе Республики Крым ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ исх. , в котором Общество просит рассмотреть на заседании Архитектурно-градостроительного совета Республики Крым концептуальное предложение по объекту: «Строительство гостиничного комплекса «Апарт-Отель», а также Общество подтвердило социальную значимость объекта строительства путем готовности собственными силами осуществить обустройство набережной, протяженностью 200 мп, а также обустройство пляжной зоны вдоль набережной (Т.I, л.д.116а).

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК/2017 «Об особенностях создания в <адрес> зон с особой архитектурно-планировочной организацией территории» до утверждения правил землепользования и застройки в отношении территорий, включенных в границы архитектурно-планировочной зоны, Совет министров Республики Крым или уполномоченный им исполнительный орган государственной власти Республики Крым осуществляет следующие полномочия в границах данной зоны: 1) принимает решение о комплексном развитии территории; 2) принимает решение о признании объектов капитального строительства и иных объектов самовольной постройкой, а также в случаях, предусмотренных настоящим Законом, - решение о сносе самовольной постройки; 3) на основании заключения соответствующей комиссии принимает решение о целесообразности сохранения самовольной постройки и условиях реализации такого решения; 4) принимает решение о проведении плановых и внеплановых проверок земель, земельных участков (части земельных участков) и расположенных на них объектов недвижимого имущества; 5) согласовывает генеральные планы; 6) согласовывает правила землепользования и застройки; 7) согласовывает документацию по планировке территории независимо от статуса объекта, предполагаемого к размещению в соответствии с данной документацией; 8) согласовывает местные нормативы градостроительного проектирования; 9) согласовывает схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории; 10) согласовывает предельные параметры строительства; 11) рассматривает проектную документацию на предмет ее соответствия градостроительным и техническим регламентам; 12) согласовывает установление и изменение видов разрешенного использования земельных участков; 13) согласовывает технические условия на земельные участки для осуществления подключения к инженерным сетям; 14) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом.

Кроме того, ООО «СЕКУНДА» по согласованию проектной документации на заседании Архитектурно-градостроительного совета Республики Крым обращалось к: министру экологии и природных ресурсов Республики Крым ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ (Т.I, л.д.116 б-118); главному архитектору Республики Крым ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ (Т.I, л.д.118а-119а); директору ГАУ РК Госстройэкспертиза ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ (Т.I, л.д.120); генеральному директору ФГБУ «Центральный научно-исследовательский и проектный институт Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации» ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ (Т.I, л.д.120а); директору ГАУ РК Госстройэкспертиза ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ (Т.I, л.д.121); директору ГАУ РК Госстройэкспертиза ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ (Т.I, л.д.122-122а); генеральному директору ООО «Центр градостроительного планирования» ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ (Т.I, л.д.123); главе администрации <адрес>ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ (Т.I, л.д.123а); министру экологии и природных ресурсов Республики Крым ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ (Т.I, л.д.124); начальнику Департамента архитектуры и градостроительства ФИО10 В. от ДД.ММ.ГГГГ (Т.I, л.д.124а); главе администрации <адрес>ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ (Т.I, л.д.125); директору ГУП РК «Водоканал ЮБК» ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ (Т.I, л.д.125а); министру экологии и природных ресурсов Республики Крым ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ (Т.I, л.д.126-127); директору ГУП РК «Водоканал ЮБК» ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ (Т.I, л.д.128); директору ГУП РК «Крымгазсети» ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГ (Т.I, л.д.128а); директору ГКУ РК «Противооползневое управление» ФИО13 от ДД.ММ.ГГГГ (Т.I, л.д.129); директору МБУ «Ялтагорсовет» ФИО14 от ДД.ММ.ГГГГ (Т.I, л.д.129а); заместителю главы администрации <адрес>ФИО15 от ДД.ММ.ГГГГ (Т.I, л.д.130); директору ГКУ РК «Противооползневое управление» ФИО13 от ДД.ММ.ГГГГ (Т.I, л.д.130а); начальнику управления подготовки и сопровождения договоров технологического присоединения ФИО16 от ДД.ММ.ГГГГ (Т.I, л.д.131); министерству экологии и природных ресурсов Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ (Т.I, л.д.132); главе администрации <адрес>ФИО17 от ДД.ММ.ГГГГ (Т.I, л.д.133), - что являлось проведением подготовительных мероприятий, предшествовавших строительным работам.

Изложенные выше обстоятельства судьей первой инстанции не учтены.

Также судьей городского суда не учтено, что на территории <адрес> только с июля 2019 года действуют Правила землепользования и застройки с градостроительным регламентом, и что на территории Республики Крым, в том числе <адрес>, с апреля 2020 года по настоящее время Указом Главы Республики Крым -У введен режим повышенной готовности, что привело к ограничениям для Общества в получении каких-либо разрешений, согласований.

Таким образом, выводы судьи первой инстанции о том, что Общество не приступило к освоению земельного участка, представляются ошибочными; такие выводы сделаны преждевременно без учета всех обстоятельств дела.

Кроме того, как следует из материалов дела, Общество на земельном участке возвело противооползневое сооружение (подпорную стену), что является предметом Договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе; огородило участок металлопрофилем и установило калитку.

Исходя из изложенного выше, судьей при вынесении решения существенно нарушены положения процессуального и материального права, вследствие чего обжалуемое решение подлежит отмене с направлением дела на новое судебное рассмотрение.

При новом рассмотрении дела необходимо учесть изложенное выше, проверить доводы апелляционной жалобы и принять законное и обоснованное решение.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

решение судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 08.12.2021 года по делу № 12-378/2021 в отношении директора ООО «Секунда» Цуркана Виктора Михайловича отменить.

Дело направить в тот же суд на новое судебное рассмотрение.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 30.12 КоАП РФ.

Судья Верховного Суда

Республики Крым (подпись) Л.А. Дяченко

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>