ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-164/2022 от 10.08.2022 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Судья Лобановская Е.А.

(Дело )

Дело № 21-164/2022

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский 10 августа 2022 года

Судья Камчатского краевого суда Гончарова Н.В. при секретаре Пушкарь О.И., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Валкур» Мирошниченко В.А. на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 1 марта 2022 года и решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 23 июня 2022 года, которым постановлено:

постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от 1 марта 2022 года о признании юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «Валкур» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Валкур» Мирошниченко Валерии Анатольевны - без удовлетворения,

УСТАНОВИЛ:

постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 1 марта 2022 года , оставленным без изменения решением судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 23 июня 2022 года, ООО «Валкур» (далее также – Общество) привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.

Основанием привлечения ООО «Валкур» к административной ответственности послужило осуществление Обществом хозяйственной деятельности во внутренних морских водах Российской Федерации (залив Корфа, Берингово море) с нарушением требований законодательства об обязательном проведении государственной экологической экспертизы – в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы на осуществление хозяйственной деятельности во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации, чем нарушены часть 1 статьи 33 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункты 1, 2 статьи 34 Федерального закона от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», пункт 7 статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

В жалобе, поданной в Камчатский краевой суд, защитник юридического лица Мирошниченко В.А. просит постановление и судебное решение отменить, прекратить производство по делу. Указывает, что основанием для привлечения ООО «Валкур» к административной ответственности явилось осуществление им посредством танкера «Святой Петр» в период с 8 декабря 2021 года по 14 января 2022 года на участке портпункта <адрес> грузовых операций по перекачке нефтепродуктов на береговые мощности АО «Корякгеолдобыча» без положительного заключения государственной экологической экспертизы. Однако Обществом при осуществлении деятельности полностью соблюдаются международные нормы права по предотвращению загрязнения окружающей среды с морских судов. Судно «<данные изъяты>» регулярно проходит освидетельствование на предмет соответствия требованиям Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, имеет действующие международные свидетельства о предотвращении загрязнения сточными водами, о предотвращении загрязнения нефтепродуктами, о предотвращении загрязнения атмосферы. Гражданская ответственность за ущерб от загрязнения нефтью, бункерным топливом, опасными и вредными веществами с судна застрахована. Полагает, что получение положительного заключения государственной экологической экспертизы необходимо только при осуществлении деятельности, в результате которой происходит непосредственное потребление природных ресурсов (рыболовство, изъятие полезных ископаемых, захоронение грунта), либо непосредственное воздействие на природные ресурсы (создание искусственных островов, прокладка кабелей, геологоразведка). Общество не является пользователем природных ресурсов. У Общества имеется разработанный и утвержденный План ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов. ООО «Валкур» состоит в договорных отношениях с профессиональными аварийно-спасательными формированиями, которые находятся в постоянной готовности к ликвидации возможных авариных разливов нефтепродуктов при осуществлении погрузочно-разгрузочных операций при приемке-сдаче груза. При таких обстоятельствах перевозка груза ООО «Валкур», в том числе его выдача грузополучателю, не относится к деятельности, при осуществлении которой необходимо прохождение государственной экологической экспертизы.

Выслушав защитника ООО «Валкур» Мирошниченко В.А., государственного инспектора в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Неженца Н.А., проверив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 8.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды.В силу пункта 7 статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».

Статьей 34 Федерального закона от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» установлено, что государственная экологическая экспертиза во внутренних морских водах и в территориальном море (далее - государственная экологическая экспертиза): является обязательной мерой по защите морской среды и сохранению природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря; организуется и проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе (пункт 1).

Государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море. Все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря (пункт 2).

Как следует из материалов дела, основным видом деятельности ООО «Валкур» является деятельность морского грузового транспорта. У Общества имеется лицензия на погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах (материалы дела л.д. 18-31).

21 декабря 2021 года на основании поступившего обращения гражданина Юдина В.С. о возможных нарушениях требований природоохранного законодательства в отношении ООО «Валкур» возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях и принято решение о проведении административного расследования (материалы дела л.д. 32-34).

Установлено, что ООО «Валкур» в период с 8 декабря 2021 года по 14 января 2022 года посредством танкера «<данные изъяты>» на участке <адрес> проводились грузовые операции по перекачке нефтепродуктов на береговые мощности АО «Корякгеолдобыча». Слив нефтепродуктов на береговые мощности производился с борта танкера «<данные изъяты>» по схеме «судно-берег» с использованием своей шланголинии длиной 2 000 метров. Всего на береговые мощности было отгружено 5336,427 тонн нефтепродуктов. Хозяйственную деятельность по проведению погрузочно-разгрузочных работ во внутренних морских водах Российской Федерации ООО «Валкур» осуществляло в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Рассмотрев дело об административном правонарушении, должностное лицо административного органа на основании совокупности исследованных доказательств, правильно установив наличие события административного правонарушения, лицо, допустившее нарушение требований законодательства РФ в области охраны окружающей среды, его виновность в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, обоснованно признал ООО «Валкур» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях (материалы дела л.д. 110-118).

Выводы о виновности ООО «Валкур», изложенные в постановлении и дополнительно проверенные судьей Петропавловск-Камчатского городского суда, основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, подтверждены доказательствами, получившими анализ и оценку в соответствии с требованиями ст.ст. 26.1 и 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, их правильность сомнений не вызывает.

Все доводы жалобы, поданной в Камчатский краевой суд, аналогичны доводам, на которые ООО «Валкур» ссылалось при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом и при рассмотрении жалобы судьей Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края, они получили надлежащую правовую оценку, подробно изложенную в постановлении и судебном решении, не согласиться с которой оснований не усматриваю.

Наказание ООО «Валкур», не являющегося субъектом малого предпринимательства, назначено в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях с учетом характера и обстоятельств совершенного административного правонарушения в минимальном размере, предусмотренном санкцией вмененной статьи Кодекса РФ об административных правонарушениях, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел и чрезмерно суровым либо несправедливым не является.

При проверке дела в полном объеме не выявлено существенных нарушений процессуальных требований Кодекса РФ об административных правонарушениях, которые повлекли бы за собой отмену или изменение постановления должностного лица и решения судьи, в связи с чем жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 1 марта 2022 года № и решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 23 июня 2022 года оставить без изменения, жалобу защитника ООО «Валкур» Мирошниченко В.А. – без удовлетворения.

Судья Н.В. Гончарова