Дело № 21-165/2015
Судья Кольцова Е.В.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
17 апреля 2015 года г. Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО6 на постановление руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике № 04-12/39П от 9 декабря 2014 года и решение судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 4 февраля 2015 года по делу обадминистративном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.7 КоАП РФ, в отношении <данные изъяты> ФИО6
У С Т А Н О В И Л
постановлением руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике № 04-12/39П от 9 декабря 2014 года ФИО6 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.7 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, ФИО6 подала жалобу в городской суд.
Решением судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 4 февраля 2015 года постановление должностного лица оставлено без изменения, а жалоба ФИО6 – без удовлетворения.
На указанное решение ФИО6 подала жалобу в порядке статьи 30.9 КоАП РФ в Верховный Суд Чувашской Республики, в которой просит решение судьи отменить по мотивам неправильного применения норм бюджетного законодательства и допущенных существенный процессуальных нарушений, выраженных в рассмотрении жалобы без ее участия. Полагает, что порядок учета бюджетных обязательств ею не нарушен.
Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, выслушав пояснения ФИО6 и ее защитника Алексеева А.А., поддержавших доводы жалобы, мнение представителя территориального управления Федеральной службы финансово – бюджетного надзора в Чувашской Республике ФИО7 об оставлении постановления должностного лица и решения судьи без изменения, прихожу к следующему.
Согласно части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Статьей 15.15.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение казенным учреждением порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет или порядка учета бюджетных обязательств.
В соответствии с частями 4 и 5 ст.161 БК РФ казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с настоящим Кодексом, заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
На основании п. 1.2 Порядка учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденного приказом Минфина России от 19 сентября 2008 года № 98н в органах Федерального казначейства подлежат учету бюджетные обязательства, принимаемые в соответствии с государственными контрактами, иными договорами (соглашениями), заключенными с физическими, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, или в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами.
В соответствии п. 2.1 Порядка № 98н основанием для постановки на учет органом Федерального казначейства бюджетного обязательства являются Сведения о принятом бюджетном обязательстве, оформленные согласно приложению N 1 к Порядку (код формы по КФД 0531702) (далее - Сведения об обязательстве), представленные получателем средств федерального бюджета в орган Федерального казначейства, в котором открыт соответствующий лицевой счет получателя бюджетных средств, в случае, если бюджетное обязательство возникло из:
государственного контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, сведения о котором подлежат включению в определенный законодательством о контрактной системе Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд реестр контрактов (далее - соответственно государственный контракт, реестр контрактов);
договора на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, сведения о котором не подлежат включению в реестр контрактов (далее - договор), с учетом положений пункта 2.2 настоящего Порядка.
Сведения об обязательстве, возникшем на основании государственного контракта, договора представляются в орган Федерального казначейства не позднее шести рабочих дней со дня заключения государственного контракта, договора; соглашения, на основании которого принято бюджетное обязательство.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> являющийся федеральным казенным учреждением, заключил договор о производстве <данные изъяты> экспертизы для изготовления заключения эксперта по уголовному делу № на основании постановления дознавателя <данные изъяты>ФИО1
Заказчиком по договору являлся <данные изъяты>, а Исполнителем гражданка ФИО2, <данные изъяты>, которая не являлась индивидуальным предпринимателем. Сроки производства экспертизы сторонами определена в 60 дней, а их стоимость - 6500 рублей.
Аналогичные договора были заключены Отделом с гражданкой ФИО3, <данные изъяты>, и гражданкой ФИО4, <данные изъяты>, указанные лица также не являлись индивидуальными предпринимателями.
ДД.ММ.ГГГГ между Заказчиком и Исполнителями ФИО2, ФИО3 и ФИО4 составлены акты приема – сдачи выполненных работ.
ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> представлены в <данные изъяты> три заявки на кассовый расход по оплате за услуги экспертов ФИО2, ФИО3 и ФИО4, на 6500 рублей каждая,
После проверки заявок отделом <данные изъяты> платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ денежные средства перечислены экспертам ФИО2, ФИО3 и ФИО4 по 6500 рублей каждой.
Сведения о принятых бюджетных обязательствах (код формы по КФД 0531702), возникших из договоров на производство <данные изъяты> экспертизы, заключенных ДД.ММ.ГГГГ с гражданами ФИО2, ФИО3 и ФИО4, не являющимися индивидуальными предпринимателями, <данные изъяты> в органы федерального казначейства не представлялись.
Как следует из постановления руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово – бюджетного надзора № 04-12/39П от 9 декабря 2014 года, привлекая главного <данные изъяты> ФИО6 к административной ответственности, должностное лицо признало доказанным совершение ФИО6 административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.7 КоАП РФ по признакам нарушения порядка учета бюджетных обязательств, поскольку в нарушение требований ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункта 2.1. Порядка № 98н Сведения о принятых бюджетных обязательствах (код формы по КФД 0531702), возникших из договоров на производство <данные изъяты> экспертизы, заключенных ДД.ММ.ГГГГ с гражданами ФИО2, ФИО3 и ФИО4, <данные изъяты> в органы федерального казначейства не представлялись, тогда как <данные изъяты> ФИО6 обязана была обеспечить представление вышеуказанных Сведений (код формы по КФД 0531702) не позднее шести рабочих дней с момента возникновения обязательств, то есть не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
По результатам рассмотрения жалобы ФИО6 судья Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики признал законным и обоснованным постановление должностного лица и оставил жалобу заявителя без удовлетворения.
Однако с выводами должностного лица и судьи районного суда о наличии в действиях ФИО6 состава административного правонарушения согласиться нельзя, поскольку они сделаны без учета значимых по делу обстоятельств.
Из взаимосвязанных положений пунктов 1.2, 2.1, 2.2 Порядка № 98н следует, что в органах Федерального казначейства подлежат учету бюджетные обязательства, принимаемые в соответствии с государственными контрактами, иными договорами (соглашениями), заключенными с физическими, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, или в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами. При этом основанием для постановки бюджетного обязательства на учет органами федерального казначейства являются:
1) представляемые получателем средств Федерального бюджета Сведения о принятом бюджетном обязательстве (код формы по КФД 0531702);
2) принятые к исполнению органами Федерального казначейства документы для оплаты денежных обязательств, представленные получателями средств федерального бюджета в соответствии с Порядком санкционирования.
Способ и основания постановки бюджетного обязательства на учет Порядком № 98н определены исходя содержания и ряда конкретных характеристик бюджетного обязательства.
Материалами дела установлено, и это не оспаривается сторонами, что все три договора на производство <данные изъяты> экспертизы заключены <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ с гражданами, физическими лицами ФИО2, ФИО3 и ФИО4, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
Сведения об указанных договорах не подлежат включению в определенный законодательством о контрактной системе Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд реестр контрактов.
Из содержания третьего абзаца пункта 2.1 Порядка № 98н следует, что в случае, если бюджетное обязательство возникло договора на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, сведения о котором не подлежат включению в реестр контрактов (далее - договор), Сведения о принятом бюджетном обязательстве (код формы по КФД 0531702) представляются получателем средств федерального бюджета с учетом положений пункта 2.2 настоящего Порядка.
Первый абзац пункта 2.2 Порядка 98н как в действующей редакции, так и в редакции, действовавшей на момент заключения договоров от ДД.ММ.ГГГГ, устанавливает, что бюджетные обязательства, возникающие у получателей средств федерального бюджета в соответствии с договором на оказание услуг, выполнение работ, заключенным получателем средств федерального бюджета с физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, принимаются к учету на основании принятых к исполнению органами Федерального казначейства документов для оплаты денежных обязательств, представленных получателями средств федерального бюджета в соответствии с Порядком санкционирования, и в срок, установленный Порядком санкционирования для проверки указанных документов.
В соответствии с пунктом 4 письма Минфина России от 29 мая 2012 года N 02-03-09/1907 «Об особенностях применения Приказа Минфина России от 19.09.2008 N 98н после 1 июля 2012 года» бюджетные обязательства, возникающие у получателей средств федерального бюджета в соответствии с договорами на оказание услуг, выполнение работ, заключенными с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, учитываются органами Федерального казначейства на основании платежных документов.
Из анализа вышеприведенных норм следует, что в случае заключения получателем бюджетных средств договора на оказание услуг, выполнение работ, заключенным получателем средств федерального бюджета с физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, бюджетные обязательства принимаются к учету на основании принятых к исполнению органами Федерального казначейства документов для оплаты денежных обязательств, представленных получателями средств федерального бюджета в соответствии с Порядком санкционирования, то есть представление получателем бюджетных средств Сведения о принятом бюджетном обязательстве (код формы по КФД 0531702) в органы федерального казначейства не требуется.
Допрошенный судом в качестве свидетеля <данные изъяты>ФИО5 показал, что в рассматриваемом случае необходимость представления <данные изъяты> Сведений о принятом бюджетном обязательстве (код формы по КФД 0531702) отсутствовала в силу прямого указания, содержащегося в пункте 2.2. Порядка 98н. Бюджетные обязательства, возникшие по трем договорам от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, учтены органом федерального казначейства на основании принятых к исполнению документов для оплаты денежных обязательств, представленных получателем средств федерального бюджета в соответствии с Порядком санкционирования, и в срок, установленный Порядком санкционирования для проверки указанных документов.
На основании вышеизложенного прихожу к выводу, что после заключения <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ трех договоров на производство комиссионной <данные изъяты> экспертизы на 6500 рублей каждый с гражданами, физическими лицами ФИО2, ФИО3 и ФИО4, не являющимися индивидуальными предпринимателями, представление в органы федерального казначейства Сведений о принятом бюджетном обязательстве (код формы по КФД 0531702) не требовалось, возникшие бюджетные обязательства приняты к учету на основании принятых к исполнению органами Федерального казначейства документов для оплаты денежных обязательств, представленных получателями средств федерального бюджета в соответствии с Порядком санкционирования, и в срок, установленный Порядком санкционирования для проверки указанных документов.
В данном случае правила учета бюджетных обязательств ФИО6 не были нарушены, следовательно, в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 15.15.7 КоАП РФ.
При указанных обстоятельствах постановление должностного лица и решение судьи подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению в связи с отсутствием действиях ФИО6 состава административного правонарушения.
Руководствуясь п.3 ч.1 ст. 30.7, ст.30.9 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
постановление руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике № 04-12/39П от 9 декабря 2014 года и решение судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 4 февраля 2015 года по делу обадминистративном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.7 КоАП РФ, в отношении <данные изъяты> ФИО6 отменить, производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики А.В.Голубев