ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-166/18 от 20.08.2018 Ивановского областного суда (Ивановская область)

Судья Соловьев О.В. Дело 21-166/2018

Р Е Ш Е Н И Е

город Иваново 20 августа 2018 года

Судья Ивановского областного суда Матвеев Н.А.,

с участием прокурора – старшего помощника Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Сутягина А.А.,

защитника – Андреевой М.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора МУП «Специализированная автобаза жилищного хозяйства города Иваново» ФИО1 на решение судьи Советского районного суда г. Иваново от 26 июня 2018 года,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Владимирской и Ивановской областям Межрегионального управления Росприроднадзора (далее - Росприроднадзор) ФИО6 от 09 апреля 2018 года директор муниципального унитарного предприятия «Специализированная автобаза жилищного хозяйства города Иваново» (далее по тексту - МУП «САЖХ» г. Иваново, Предприятие) ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в сумме 10000 рублей.

Согласно постановлению ФИО1 был признан виновным в том, что в период с 9.02.2018 по 7.03.2018 года возглавляемое им Предприятие транспортировало и размещало снег от зимней уборки улиц на земельном участке в районе ул. Минская г. Иваново с нарушением требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства. В нарушение ч. 2 ст. 19 ФЗ от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» Предприятие не осуществляло статическую отчетность в области обращения с отходами, отсутствуют документы, подтверждающие класс опасности данных отходов, не разработан паспорт отходов I-IV классов опасности.

Решением судьи Советского районного суда г. Иваново от 26 июня 2018 года вышеуказанное постановление оставлено без изменения.

Не согласившись с постановлением и решением судьи, законный представитель Предприятия ФИО1 ставит вопрос об их отмене и прекращении производства по делу за отсутствием состава административного правонарушения, указывая на следующие обстоятельства:

- МУП «САЖХ г. Иваново» не может нести обязанности по разработке проектной документации на объект размещения снега на земельном участке по ул. Минская г. Иваново, проведению экологической экспертизы проектной документации, внесению объекта размещения в государственный реестр объектов размещения снега, мониторинга компонентов окружающей среды, поскольку не является собственником (владельцем) указанного земельного участка. Предприятие, как подрядчик, по муниципальному контракту не несет обязанности по содержанию площадки для складирования снега, выделенной Администрацией г. Иваново;

- МУП «САЖХ г. Иваново» не несет обязанности по подтверждению отнесения вывозимого с проезжей части снега к отходам конкретного класса опасности, по проведению учета этих отходов, подготовке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Вывозимый с проезжей части дорог города снег не является отходом, который образовался в процессе деятельности Предприятия, а представляет собой атмосферные осадки, объем выпадения которых не зависит от их деятельности;

- юридическим лицом не было допущено нарушений природоохранного законодательства при транспортировании снега, поскольку в аукционной документации на заключение муниципального контракта по организации функционирования дорог общего пользования заказчиком не были установлены требования для участников аукциона, предъявляемые законодательством РФ к лицам, осуществляющим сбор, транспортирование и размещение твердых коммунальных отходов соответствующего класса опасности.

Явившимся в судебное заседание прокурору Ивановской межрайонной природоохранной прокуроры Сутягину А.А. и защитнику Андреевой М.Л. разъяснены их процессуальные права, предусмотренные соответственно ст. 25.11 КоАП РФ и ст. 25.5 КоАП РФ. Отводов и ходатайств не заявлено.

Извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения законный представитель «МУП САЖХ г. Иваново» ФИО1 на рассмотрение дела не явился. При таких обстоятельствах, руководствуясь п.4 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ, полагаю возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.

В судебном заседании защитник Андреева М.Л. доводы жалобы поддержала в полном объеме. Дополнительно пояснила, что считает незаконным вынесенное должностным лицом органов Росприроднадзора представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения от 9 апреля 2018 года. Оно было обжаловано в районный суд, однако в решении судьи ему оценки не дано.

Прокурор Сутягин А.А. возражал против удовлетворения жалобы, полагая постановление должностного лица и решение судьи законными.

Государственный инспектор Росприроднадзора ФИО6, допрошенный в качестве свидетеля,в судебном заседании пояснил, что в соответствии с заключением об отводе земельного участка образовавшиеся на нем отходы от вывоза снега впоследствии должны быть увезены на специально предназначенную для этого территорию.

Выслушав участвующих в деле лиц, оценив доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Объектом правонарушения являются общественные отношения в области охраны окружающей среды от негативных антропогенных воздействий в результате обращения с опасной группой веществ, соединений, материалов, а также в области обеспечения экологической безопасности населения и территорий. Предметом правонарушения являются отходы производства и потребления, а также иные опасные вещества.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в действии или бездействии, состоящих в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Бездействием является невыполнение лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими требованиями (правилами).

Как следует из материалов дела, проведенной в период с 09.02.2018 года по 07.03.2018 года прокурорской проверкой установлено размещение МУП «САЖХ г. Иваново» снега от зимней уборки улиц на земельном участке в районе ул. Минская г. Иваново с нарушением требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства.

С выводом о нарушении ФИО1 требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства при вывозе снега от уборки улиц следует согласиться.

Доводы жалобы о том, что вывозимый от уборки улиц снег не является отходом, а атмосферными осадками, и к нему не подлежат применению требования природоохранного законодательства нельзя признать обоснованными.

Определение понятия отходов производства и потребления приведено в ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления», также такое понятие содержится в ГОСТе 30772-2001. «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенном постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 года № 607-ст.

Согласно ГОСТ 30772-2001 отходы - остатки продуктов или дополнительный продукт, образующиеся в процессе или по завершении определенной деятельности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью (п. 3.1). Отходы потребления - остатки веществ, материалов, предметов, изделий, товаров (продукции или изделий), частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства для использования по прямому или косвенному назначению в результате физического или морального износа в процессах общественного или личного потребления (жизнедеятельности), использования или эксплуатации (п. 3.12).

22.05.2017 года Федеральной службой по надзору в сфере природопользования издан Приказ№ 242, которым утвержден Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО). В ФККО содержится такая группа отходов, как «Отходы от зимней уборки улиц», которым присвоен регистрационный№ 73121000000.

Согласно ст. 51 ФЗ РФ от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ от 10.01.2002 года) отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды, а так же запрещается сброс опасных отходов на почву.

В соответствии с п. 5.28 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 транспортирование отходов представляет собой деятельность, связанную с перемещением отходов между местами или объектами их образования, накопления, хранения, утилизации, захоронения и/или уничтожения.

Факт транспортирования собираемого с дорожно-уличной сети снега не оспаривается.

В силу ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

Согласно ч. 3 ст. 14 данного Закона на отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I-IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.

Также в соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ транспортирование отходов I-IV класса опасности должно осуществляться, в том числе при наличии паспорта отходов I-IV класса опасности.

Пунктом 3 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 года № 712, установлено, что паспорт отходов I - IV классов опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, а также оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду.

Какой-либо документации, касающейся отнесению убираемого с улиц снега к определенному классу опасности отходу Предприятием не оформлялось

С учетом принципа презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности закрепленной в ст. 3 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года, а также отсутствия на момент проводимой Ивановской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки сведений об отнесении образующегося в результате деятельности Предприятия мусора к отходам V класса опасности, оснований для вывода об обратном не имеется.

Доводы жалобы об отсутствии в муниципальном контракте требований для участников аукциона, предъявляемые законодательством РФ к лицам, осуществляющим сбор, транспортирование и размещение твердых коммунальных отходов соответствующего класса опасности подлежат отклонению.

Исходя из п. 6.9 и п. 6.7 муниципальных контрактов № 3 от 01 ноября 2017 года и № 785 от 29 ноября 2016 года соответственно, заключенных между Администрацией г. Иваново и МУП «САЖХ г. Иваново», последнее несет полную ответственность, предусмотренную действующим законодательством РФ за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств.

С учетом вышеизложенного и того, что в процессе оказания Предприятием услуги по зимней уборке улиц образуются отходы, которые представляют опасность для окружающей среды, МУП «САЖХ г. Иваново» является субъектом вменяемого ему правонарушения, обязанным соблюдать требования в сфере обращения с отходами и нести соответствующую ответственность за их несоблюдение.

То обстоятельство, что убираемые с улиц снег не является отходами от производственной деятельности самого предприятия, значения по делу не имеет, поскольку Предприятие производило деятельность по перевозке снега.

Вынесенное государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Владимирской и Ивановской областям 9 апреля 2018 года представление в адрес МУП «САЖХ г.Иваново» об устранении причин и условий, способствовавших совершению вышеуказанных нарушений является законным, вынесенным в соответствии с требованием ст.29.13 КоАП РФ. Поскольку представление может быть обжаловано только с окончательным решением по делу, вынесение отдельного процессуального акта по этому вопросу не требуется. Допущенное судьей нарушение не является основанием для отмены решения.

Вместе с тем, доводы жалобы об отсутствии у ФИО1 вины в размещении снега на площадке для его складирования заслуживают внимания.

Из материалов дела следует, что Постановлением Администрации города Иванова от 31.10.2016 г. №1971 был определен перечень площадок для организованных отвалов снега и смета в период 2016-2017 годов, в числе которых указан полигон для складирования снега в районе северно-западной части города по улице Минской.

Указанное Постановление послужило основанием для заключения между Управлением благоустройства Администрации города Иванова и МУП «САЖХ г. Иваново» муниципального контракта №785 от 29 ноября 2016 года и № 3 от 01 ноября 2017 года на уборку и вывоз снега с улиц города Иванова на вышеуказанную площадку.

Возможность временного складирования вывозимого снега подтверждается заключением по отводу земельного участка от 29 сентября 2003 года №СГК3-1/540 и актом обследования земельного участка от 20.10.2004 года, произведенным государственным инспектором ГУПР по Ивановской области. В соответствии с указанными документами рассматриваемый земельный участок возможно использовать временно для отвала снега, вывозимого с улиц города, но по окончании складирования снега необходимо произвести планировку территории, накопленный мусор вывезти на полигон.

Таким образом, размещение снега Предприятием на площадке, расположенной в районе ул. Минская на момент проводимой проверки нельзя признать виновным. Последующий вывоз снега на полигон в обязанности МУП «САЖХ г. Иваново» не входит.

В этой связи указание на незаконное размещение убираемого с улиц снега подлежит исключению из обжалуемого постановления должностного лица и решения судьи.

Однако данное обстоятельство, учитывая вышеизложенные нарушения, не влияет на обоснованность вывода административного органа о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

Административное наказание назначено ФИО1 в соответствии с санкцией ст. 8.2 КоАП РФ и является минимальным. Оснований для снижения назначенного наказания не имеется.

Руководствуясь п.1 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Владимирской и Ивановской областям Межрегионального управления Росприроднадзора ФИО6 от 09 апреля 2018 года и решение судьи Советского районного суда г. Иваново от 27 июня 2018 года в отношении директора муниципального унитарного предприятия «Специализированная автобаза жилищного хозяйства города Иваново» ФИО1 в части квалификации действий по ст.8.2 КоАП РФ и назначенного административного наказания в виде административного штрафа в сумме 10000 рублей, оставить без изменения.

Исключить из постановления должностного лица от 09 апреля 2018 года и решения судьи от 26 июня 2018 года выводы о наличии вины ФИО1 в размещении снега от зимней уборки улиц на земельном участке в районе ул. Минская г. Иваново.

Жалобу директора МУП «САЖХ г. Иваново» ФИО1 удовлетворить частично.

Судья Ивановского Областного суда: Н.А. Матвеев