ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-166/2021 от 17.02.2021 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 21-166/2021

г. Уфа 17 февраля 2021 года

Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Рахматуллина А.М., при секретаре Булатовой С.Б.,

с участием ФИО1, ее защитника Ахметдинова Р.Р.,

начальника отдела антимонопольного контроля товарных рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан В,

рассмотрев жалобу и дополнение к жалобе заместителя руководителя Государственного казенного учреждения Республики Башкортостан «Центр организации перевозок» ФИО1 на решение судьи Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 23 октября 2020 года, которым:

постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 25 июня 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО1 оставлено без изменения, ее жалоба – без удовлетворения,

У С Т А Н О В И Л А:

постановлением об административном правонарушении заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан С №ТО002/04/7.32.4-604/2020 от 25 июня 2020 года должностное лицо - заместитель руководителя Государственного казенного учреждения Республики Башкортостан «Центр организации перевозок» ФИО1 привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч. 7 ст. 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30000 рублей (л.д. 12-20).

Судьей Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан по жалобе ФИО1 вынесено приведенное выше решение от 23 октября 2020 года (л.д. 217-220).

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Башкортостан, и дополнении к ней, ФИО1 выражает несогласие с решением судьи от 23 октября 2020 года ввиду его незаконности и необоснованности, просит его отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава (л.д. 222-229, приобщено).

Должностное лицо, вынесшее постановление в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения жалобы извещено надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляло. При таких обстоятельствах, считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанного лица.

Изучив материалы дела, выслушав явившихся лиц, проверив доводы жалобы и дополнения к ней, прихожу к следующим выводам.

Согласно ч. 3 ст. 24 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о перевозках) оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе осуществляются по следующим критериям:

1) количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате размещения извещения о проведении открытого конкурса на официальном сайте организатора открытого конкурса в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - дата размещения извещения), в расчете на среднее количество транспортных средств, предусмотренных договорами обязательного страхования гражданской ответственности юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (далее - договоры обязательного страхования гражданской ответственности), действовавшими в течение года, предшествующего дате размещения извещения;

2) опыт осуществления регулярных перевозок юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества, который подтвержден сведениями об исполненных государственных или муниципальных контрактах либо нотариально заверенными копиями свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, заключенных с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления договоров, предусматривающих осуществление перевозок по маршрутам регулярных перевозок, или иных документов, предусмотренных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. Данный критерий в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя исчисляется исходя из количества полных лет осуществления ими перевозок по маршрутам регулярных перевозок, а в отношении участников договора простого товарищества исходя из среднеарифметического количества полных лет осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок каждым участником;

3) влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок;

4) максимальный срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.

В соответствии с ч. 4 ст. 24 Закона о перевозках шкала для оценки критериев, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи, устанавливается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом в зависимости от местных условий.

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 16 мая 2016 года № 183 «Об утверждении шкалы для оценки критериев на участие в открытом конкурсе на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Башкортостан» утверждена шкала для оценки критериев на участие в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок.

Постановлением Правительства Республики Башкортостан № 183 при определении баллов по критерию № 2 «Опыт осуществления регулярных перевозок» присваивается 50 баллов от 3 до 5 лет работы в указанной сфере, свыше 10 лет 100 баллов.

Из материалов дела следует, что 02 октября 2019 года Государственный комитет по транспорту и дорожному хозяйству Республики Башкортостан (далее – Гостранс по РБ) разместил извещение о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок на территории Республики Башкортостан: по лоту № 1 «Межмуниципальный маршрут регулярных перевозок «Уфа - Давлеканово»; по лоту № 2 «Межмуниципальный маршрут регулярных перевозок «Уфа - с.Раевский», лоту № 4 «Межмуниципальный маршрут регулярных перевозок «Уфа - Архангельское ч/з Булгаково» по лоту № 5 Межмуниципальный маршрут регулярных перевозок «Уфа - Архангельское ч/з Кабаково»; по лоту № 6 «Межмуниципальный маршрут регулярных перевозок «Уфа - Коварды».

16 декабря 2019 года Гостранс по РБ на официальном сайте опубликовал протоколы от 13 декабря 2019 года № 8/3.1, № 8/3.2, № 8/3.4, № 8/3.5, № 8/3.6 оценок и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Башкортостан.

20 сентября 2019 года Гостранс по РБ разместил извещение о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок на территории Республики Башкортостан по лоту № 2 «Межмуниципальный маршрут регулярных перевозок «село санатория «Алкино» - пгт. Чишмы», лоту №4 «Межмуниципальный маршрут регулярных перевозок «д. Бейкеево - г. Уфа (ч/з с. Кушнаренково), лоту № 8 «Межмуниципальный маршрут регулярных перевозок «Уфа (Южный автовокзал) - Кашкалаши - Янышево»).

29 ноября 2019 года Гостранс по РБ опубликованы протоколы от 28 ноября 2019 года № 7/3.2, № 7/3.4, № 7/3.8 оценок и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Башкортостан.

Согласно указанным протоколам, ООО «Компания Уфа-Лайн» и ООО «Компания Авто-Лайн» при оценке баллов за опыт осуществления регулярных перевозок присвоено 50 баллов.

Комиссия УФАС по РБ, рассмотрев заявку простого товарищества в составе ООО «Компания Авто-Лайн» (прежнее наименование ООО «Южный») и ООО «Компания Уфа-Лайн», установила, что в составе заявки имеются нотариально заверенные копии договоров, предусматривающих осуществление перевозок по маршрутам регулярных перевозок.

А именно, согласно п. 2 Договора от 14 февраля 2007 года, заключенного между Администрацией Шемякский сельский совет Муниципального района Уфимский район РБ и ООО «Южный», перевозчик осуществлял перевозку пассажиров по утвержденному графику: отпр. «Шемяк» 06-00, 06-30, 07-10, 07-30, 08-00, 09-00, 09-30, 11-15, 12-00, 13-10, 15-30; 16-40, 17-10, 17-30, 19-00, 19-30; отпр. «г. Уфа» 07-25, 08-10, 10-15, 11-00, 12-00, 13-30, 14-00, 14-30, 16-00, 16-45, 17-30, 18-00, 18-30, 18-40, 20-00, 21-00, что по мнению комиссии УФАС по РБ свидетельствует о регулярных перевозках пассажиров ООО «Южный» (настоящее наименование ООО «Компания Авто-Лайн»), и следовательно, опыт работы простого товарищества в составе ООО «Компания Авто-Лайн» (прежнее наименование ООО «Южный») и ООО «Компания Уфа-Лайн» по осуществлению регулярных перевозок пассажиров составляет более 10 лет и с учетом шкалы для оценки критериев на участие в открытом конкурсе Постановления Правительства РБ № 183 при оценке критерия № 2 «опыт осуществления регулярных перевозок» товариществу в составе ООО «Компания Авто-Лайн» (прежнее наименование ООО «Южный») и ООО «Компания Уфа-Лайн» должно было быть присвоено 100 баллов.

Указанные обстоятельства, связанные с нарушением требований Постановления Правительства РБ №183 при оценке заявок по критерию № 2 «Опыт осуществления регулярных перевозок», явились основанием привлечения заместителя руководителя Государственного казенного учреждения Республики Башкортостан «Центр организации перевозок» ФИО1 к административной ответственности, установленной ч. 7 ст. 7.32.4 КоАП РФ.

Отказывая в удовлетворении требований ФИО1 о признании незаконным постановления должностного лица о назначении наказания, судья первой инстанции указал на доказанность вины должностного лица во вменяемых нарушениях требований Постановления Правительства РБ № 183.

Вместе с тем при вынесении постановления должностным лицом УФАС и судьей первой инстанции не принято во внимание следующее.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. При этом ст. 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Вышеприведенные положения КоАП РФ во взаимосвязи со ст. 2.1 названного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и ст. 26.11 данного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.

Заместитель руководителя Государственного казенного учреждения Республики Башкортостан «Центр организации перевозок» ФИО1 оспаривая постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 25 июня 2020 года последовательно указывала, что представленные ООО «Компания Уфа-Лайн» и ООО «Компания Авто-Лайн» на открытый конкурс документы не могли свидетельствовать об опыте осуществления в период с 2003 по 2007 год регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, поскольку отсутствовал паспорт маршрута, утвержденный Минстройтрансом Республики Башкортостан и расписание маршрута.

Указанный довод заслуживает внимания в виду следующего.

До принятия Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с п. 5.2.1 приказа Министерства транспорта РФ от 08.01.1997 № 2 владельцы автобусов были обязаны составить и утвердить на каждый маршрут регулярных автобусных перевозок паспорт и схему маршрута с указанием опасных участков.

В силу п. 1.2.3.1 данного приказа, регулярными признавались перевозки, осуществляемые с определенной периодичностью по установленному маршруту с посадкой и высадкой пассажиров на предусмотренных маршрутом остановках и подтверждалось расписанием движения автобусов, что также отражено в подп. а п. 1.6.7 Постановления Правительства Республики Башкортостан от 19.10.2004 № 207 «Об организации и осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом по регулярным межмуниципальным маршрутам в пригородном и международном сообщениях в Республике Башкортостан».

В свою очередь, согласно пункту 3.1 Постановления Правительства Республики Башкортостан от 19.10.2004 № 207 «Об организации и осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом по регулярным межмуниципальным маршрутам в пригородном и международном сообщениях в Республике Башкортостан» перевозчик для решения вопроса об открытии нового и переоформление действующего автобусного маршрута общего пользования в пригородном (межрайонном) и междугородном сообщениях в Республике Башкортостан должен был представить в Министерство строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан пакет документов, на основании которых предоставлялся паспорт маршрута и расписание в соответствии с утвержденной формой.

Таким образом, в соответствии с приведенными нормами, регулярные перевозки пассажиров автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам в пригородном (межрайонном) и междугородном сообщениях в Республике Башкортостан в период с 2004 по 2008 года удостоверялось паспортом маршрута, утверждённым Минстройтрансом Республики Башкортостан, и был документом подтверждающим опыт осуществления регулярных перевозок по маршрутам.

С учетом того, что маршрут «Шемяк – г. Уфа», приведенный в качестве примера органом надзора, является межмуниципальным (внутриреспубликанским) пригородного (межрайонного) сообщения, поскольку выходит за границы сельского совета муниципального района, соединяя поселения Уфимского района с городским округом г. Уфа, должностному лицу УФАС надлежало достоверно установить опыт осуществления регулярных перевозок по маршрутам, истребовав дополнительные документы с ООО «Компания Уфа-Лайн» и ООО «Компания Авто-Лайн», а именно паспорт маршрута по данному договору, утвержденного и согласованного с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

К тому же, в материалах дела отсутствуют документы подтверждающие регулярность перевозок, а именно расписание по указанному маршруту с указанием местного времени прибытия и отправления автобусов по начальному и конечному пункту, каждому промежуточному остановочному пункту согласно приложению № 2 к Постановлению Правительства Республики Башкортостан от 19.10.2004 № 207 «Об организации и осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом по регулярным межмуниципальным маршрутам в пригородном и международном сообщениях в Республике Башкортостан», а указание в тексте договора времени отправлений из двух точек, таковым признано быть не может.

При таких обстоятельствах, в ходе производства по настоящему делу не были выполнены требования ст. 26.11 КоАП РФ о необходимости всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела, что является существенным нарушением процессуальных требований КоАП РФ, влекущее отмену постановления должностного лица и решения судьи районного суда.

С учетом того, что на момент рассмотрения в Верховном Суде Республики Башкортостан жалобы ФИО1 срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, истек, возобновление производства и направления дела на новое рассмотрение должностному лицу недопустимо, то производство по настоящему делу в силу положений п. 6 ч. 1 ст. 24.5 названного Кодекса подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л А:

жалобу ФИО1 и дополнение к ней удовлетворить частично.

Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 25 июня 2020 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 23 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 отменить.

Производство по делу прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Шестого кассационного суда общей юрисдикции, его заместители, либо по поручению председателя или его заместителей судьи указанного суда.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан А.М. Рахматуллина

Справка: судья районного суда Кочкина И.В.

дело районного суда №12-344/2020