ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-1670/22 от 20.06.2022 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья Гайтына А.А. Дело № 21-1670/22

РЕШЕНИЕ

20 июня 2022 года город Краснодар

Судья Краснодарского краевого суда Талинский О.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе представителя <ФИО>5 по доверенности <ФИО>4 на решение Советского районного суда г.Краснодара от 06 апреля 2022 года,

установил:

постановлением заместителя руководителя У ФАС по Краснодарскому краю <№...> от <Дата ...> генеральный директор АО «РОСБИЗНЕСКОНСАЛТИНГ» <ФИО>5 признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.

Не согласившись с этим <ФИО>5 обжаловал вышеуказанное постановление в районный суд.

Решением судьи Советского районного суда г.Краснодара от 06 апреля 2022 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, представитель <ФИО>5 по доверенности <ФИО>4 не согласен с принятым решением.

В судебное заседание <ФИО>5 не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем, судья Краснодарского краевого суда считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Изучив материалы дела и имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы жалобы, выслушав представителя <ФИО>1 Э.Ю., просившую решение суда оставить без изменения, судья Краснодарского краевого суда не находит оснований для отмены решения судьи городского суда.

На основании ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от <Дата ...> № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе») реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с ч. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе» реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.

В соответствии с ч. 3 ст. 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе и в связи с рассмотрением заявления физического лица (вх. <№...> от <Дата ...>) по факту распространения на сайте информационного агентства «РБК» https://plus.rbc.ru/pressrelease/5ef5f6347a8aa9ba3cf4b13с рекламы содержания: «... В Краснодаре начал работу филиал европейской клиники.. . В <ФИО>1 амбулаторном медицинском центре пациенты теперь могут проходить курсы химиотерапии, иммунотерапии, таргетной терапии оригинальными препаратами последнего поколения, более эффективными, с меньшим количеством побочных эффектов.. .», в отсутствие сопровождения предупреждениями о наличии противопоказаний к применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов, а также на сайте https://plus.rbc.ru/pressrelease/5fc0b8c97a8aa96925d4083b рекламы содержания: «Chateau Tamagne Reserve Chardonnay 2017 («Шато Тамань Резерв Шардоне») от винодельни «Кубань-Вино» заняло пятую строчку рейтинга, получив высокую дегустационную оценку по ГОСТу — 83,08 балла из 100. Эксперты оценили чистоту цвета, интенсивность аромата, а также мощный, сбалансированный вкус. Chateau Tamagne Reserve Chardonnay 2017 стало лучшим сухим белым вином, выдержанном в дубе.. .», в отсутствие предупреждения о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции Краснодарским УФВС установлено нарушение требований ч. 3 ст. 21, ч. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе».

Согласно ч. 6 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несёт ответственность за нарушение требований, установленных ч. 3 ст. 21, ч. 7 ст. 24 настоящего Федерального закона.

Рекламораспространитель несёт ответственность за нарушение требований, установленных ч. 3 ст. 21, ч. 7 ст. 24 настоящего Федерального закона (ч. 7 ст. 38 названного закона).

Согласно пункту 5, 7 ст. 3 Федерального закона «О рекламе», рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Краснодарским <ФИО>1 России в адрес Управления федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу был направлен запрос (исх. <№...> от <Дата ...>) с целью выяснения наличия/отсутствия свидетельства о государственной регистрации в качестве СМИ информационного агентства «РБК».

В ответ на вышеуказанный запрос Управление федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу представило (вх. <№...> от <Дата ...>) копию выписки из реестра зарегистрированных СМИ ИА № ФС77-63848 от <Дата ...>, а также копию устава редакции СМИ информационного агентства «РБК» от <Дата ...> В соответствии с предоставленными документами учредителем СМИ информационного агентства «РБК» является ООО «БизнессПресс»

Таким образом, рекламораспространителем вышеуказанной рекламы является ООО «БизнессПресс».

В действиях рекламораспространителя ООО «БизнессПресс» при распространении на сайте информационного агентства «РБК» https://plus.rbc.ru/pressrelease/5ef5f6347a8aa9ba3clTbl3c рекламы содержания: «... В Краснодаре начал работу филиал европейской клиники.. . В <ФИО>1 амбулаторном медицинском центре пациенты теперь могут проходить курсы химиотерапии, иммунотерапии, таргетной терапии оригинальными препаратами последнего поколения, более эффективными, с меньшим количеством побочных эффектов.. .», в отсутствие сопровождения предупреждениями о наличии противопоказаний к применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов, а также на сайте https://plus.rbc.ru/pressrelease/5fc0b8c97a8aa96925d4083b рекламы содержания: «Chateau Tamagne Reserve Chardonnay 2017 («Шато Тамань Резерв Шардоне») от винодельни «Кубань-Вино» заняло пятую строчку рейтинга, получив высокую дегустационную оценку по ГОСТу — 83,08 балла из 100. Эксперты оценили чистоту цвета, интенсивность аромата, а также мощный, сбалансированный вкус. Chateau Tamagne Reserve Chardonnay 2017 стало лучшим сухим белым вином, выдержанном в дубе.. .», в отсутствие предупреждения о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции, имеются признаки нарушения требований ч. 3 ст. 21, ч. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе», в связи с чем возбуждено дело <№...> в отношении ООО «БизнессПресс».

В рамках рассмотрения дела ООО «БизнессПресс» представлены материалы, из которых следует, что реклама распространялась на основании договора между ООО «БизнессПресс» и АО «Росбизнесконсалтинг», однако сам договор к пояснениям приложен не был.

Краснодарским <ФИО>1 России в адрес АО «Росбизнесконсалтинг» направлен запрос (исх. <№...> от <Дата ...>) относительно распространявшейся рекламы. АО «Росбизнесконсалтинг» представило пояснения, в соответствии с которыми общество самостоятельно осуществило размещение указанных материалов.

На основании изложенного, на дату вынесения решения по делу <№...>, в действиях рекламораспространителя и рекламодателя АО «Росбизнесконсалтинг» установлен факт нарушения требований ч. 3 ст. 21, ч. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе».

В рамках рассмотрения дела <№...> ООО «БизнессПресс» представлен лицензионный договор <№...>-ПР от <Дата ...>.

Согласно п. 1.1 вышеуказанного договора, в соответствии с условиями настоящего Договора Лицензиар (ООО «БизнессПресс») предоставляет и обязуется предоставлять Лицензиату (АО «Росбизнесконсалтинг») право на использование Контента на условиях простой (неисключительной) лицензии в объеме, предусмотренном настоящим Договором, а Лицензиат выплачивает Лицензиару предусмотренное настоящим Договором вознаграждение.

В соответствии с п. 1.2 вышеуказанного договора, между Сторонами имеется ясное понимание, что Лицензиат вправе использовать Контент способами и в пределах объема прав, указанных в настоящем Договоре; Лицензиат обязуется использовать контент «таким, какой он есть», не внося в него каких-либо изменений, за исключением разрешенных условиями настоящего Договора, и соблюдая иные принятые на себя по настоящему Договору обязательства перед Лицензиаром.

В соответствии с 2.5 вышеуказанного договора, лицензиат вправе передавать права, полученные по настоящему Договору, третьим лицам без уведомления Лицензиара и выплаты ему дополнительного вознаграждения, если в отношении конкретных результатов интеллектуальной деятельности, вошедших составной частью в Контент, Лицензиаров Лицензиату не будет сообщено иное.

Как следует из и. 4.4.2 лицензиат (АО «Росбизнесконсалтинг») имеет право распространять рекламу совместно с Контентом и получать доход от такого распространения рекламы.

В <ФИО>1 России поступили пояснения АО «Росбизнесконсалтинг» (вх. эл. п. 27135 от <Дата ...>), в соответствии с которыми ООО «Союзники» осуществило размещение указанных выше материалов самостоятельно на основании договора <№...>-ПР от <Дата ...>.

В соответствии с п. 4.3 договора <№...>-ПР от <Дата ...>, наполнение Интернет-сайта, за исключением рекламных материалов, осуществляет Компания (ООО «Союзники»). Компания не вправе самостоятельно загружать на Интернет-сайт рекламные материалы. Компания предоставляет рекламные материалы РБК, который осуществляет техническую функцию по загрузке рекламных материалов на Интернет-сайте.

Согласно пункту 7 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Так, исходя из положений п. 4.3 договора <№...>-ПР от <Дата ...> за распространение рекламных материалов несет ответственность как АО «Росбизнесконсалтинг», так и ООО «Союзники», потому как договор предусматривает прямую обязанность по размещению рекламных материалов АО «Росбизнесконсалтинг».

В соответствии с ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Факт совершения АО «РОСБИЗНЕСКОНСАЛТИНГ» <ФИО>5 административного правонарушения подтверждается материалами дела, которым дана оценка в их совокупности на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Действия АО «РОСБИЗНЕСКОНСАЛТИНГ» <ФИО>5 правильно квалифицированы по части 1 статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наказание назначено в пределах санкции статьи.

При проверке законности принятого постановления судьей районного суда все материалы дела были исследованы в полном объеме, дана полная и объективная правовая оценка всем доводам жалобы и приведены мотивы, по которым судья пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения АО «РОСБИЗНЕСКОНСАЛТИНГ» <ФИО>5 к административной ответственности по части 1 статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и отсутствии оснований для отмены постановления должностного лица по делу об административном правонарушении.

Доказательства, положенные судьей в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают, им дана соответствующая правовая оценка.

Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судьёй первой инстанции норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Таким образом, судья Краснодарского краевого суда приходит к выводу о том, что обжалуемое решение суда является законным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Краснодарского краевого суда,

решил:

решение судьи Советского районного суда г.Краснодара от 06 апреля 2022 года, оставить без изменения, жалобу представителя <ФИО>5 по доверенности <ФИО>4 – без удовлетворения.

Судья О.Л. Талинский