ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-16/20 от 11.02.2020 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

Судья Богомазова Е.А.

Дело № 21-16/2020

поступило 13.12.2019г.

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Верховного Суда Республики Бурятия Казанцева Т.Б., при секретаре Ефремовой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника заместителя министра финансов Республики Бурятия ФИО1 – Мишековой Е.В. на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия ФИО2 №02-19-34/2019-26 от 17 октября 2019г., решение Советского районного суда г.Улан-Удэ от 14 ноября 2019г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.15.15.2 КоАП РФ, в отношении должностного лица ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия №02-19-34/2019-26 от 17.10.2019г. прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.15.15.2 КоАП РФ, в отношении должностного лица ФИО1 на основании ст.2.9 КоАП РФ - ввиду малозначительности совершенного правонарушения с объявлением устного замечания.

Решением Советского районного суда г.Улан-Удэ от 14 ноября 2019г., принятым по жалобе ФИО1, постановление оставлено без изменения.

В жалобе на указанные постановление и решение защитник ФИО1 – Мишекова Е.В. просит их отменить и прекратить производство по делу, ссылаясь на то, что дело было необоснованно прекращено по мотиву малозначительности, поскольку наличие состава административного правонарушения при рассмотрении дела доказано не было.

В судебное заседание ФИО1 не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Защитник ФИО1 – Мишекова Е.В. поддержала доводы жалобы.

Представитель Управления федерального казначейства по Республике Бурятия ФИО3 возражала против удовлетворения жалобы.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, судья приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с положениями ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению любые фактические данные, на основании которых судья, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Частью 2 ст.15.15.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение заемщиком условий предоставления бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч.1 ст.93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ) бюджетный кредит может быть предоставлен Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или юридическому лицу на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены соответствующими законами (решениями) о бюджете, с учетом положений, установленных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

Как следует из материалов дела, между Министерством финансов Российской Федерации (кредитор) и Министерством финансов Республики Бурятия (заемщик) были заключены Соглашения о предоставлении бюджету Республики Бурятия из федерального бюджета бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета Республики Бурятия: от 09.07.2015г. №<...>, от 15.10.2015г. №<...>, от 14.09.2017г. №<...>

В соответствии с условиями указанных соглашений, а также Правилам предоставления (использования, возврата) из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов на 2015г., утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2014г. №1567 (далее - Правила №1567), Правилам предоставления (использования, возврата) из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов на 2017г., утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016г. №1482 (далее - Правила №1482) бюджетные кредиты были предоставлены для частичного покрытия дефицита бюджета Республики Бурятия в целях погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации в виде обязательств по бюджетным кредитам, государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций.

В соответствии с подп. «ж» п.4 Правил №1567, подп. «з» п.5 Правил №1482 бюджетный кредит для частичного покрытия дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в целях погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации в виде обязательств по бюджетным кредитам, государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, предоставляется при условии принятия субъектом Российской Федерации в том числе обязательства по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации (до внесения в законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации) предполагаемых изменений в закон о бюджете субъекта Российской Федерации в случае, если указанные изменения приводят к изменению дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

В соответствии с изложенными нормами подпункт «к» п.3.2 соглашения №<...> от 09.07.2015г. предусматривает обязанность Министерства финансов Республики Бурятия согласовывать с Министерством финансов Российской Федерации (до внесения в законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации) предполагаемых изменений в закон о бюджете субъекта Российской Федерации в случае, если указанные изменения приводят к изменению дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

Аналогичное обязательство Министерства финансов Республики Бурятия предусмотрено также в соглашении от 15.10.2015г. № <...> (п.«л» п.3.2 Соглашения), а также в соглашении от 14.09.2017г. № <...> (подп.«м» п.3.2 Соглашения).

15.10.2015г., 25.12.2017г., 28.12.2018г. стороны соглашений о предоставлении бюджетных кредитов заключили дополнительные соглашения к ним, в которых была продублирована обязанность согласования Министерством финансов Республики Бурятия с Министерством финансов Российской Федерации (до внесения в законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации) предполагаемых изменений в закон о бюджете субъекта Российской Федерации в случае, если указанные изменения приводят к изменению дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (п.«л» дополнительного соглашения №1 к Соглашению от 09.07.2015г.), либо указано о необходимости исполнения установленной Соглашениями о предоставлении бюджетных кредитов обязанности после подписания дополнительных соглашений.

Таким образом, вопреки доводам жалобы, условие о предоставлении бюджетного кредита с учетом обязанности Министерства финансов Республики Бурятия по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации (до внесения в законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации) предполагаемых изменений в закон о бюджете субъекта Российской Федерации в случае, если указанные изменения приводят к изменению дефицита бюджета субъекта Российской Федерации было предусмотрено непосредственно в Соглашениях о предоставлении бюджетных кредитов, что соответствовало изложенными нормативно-правовым актам о прядке предоставления бюджетных кредитов, в силу ч. 1 ст. 309, ч. 1 ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации указанное обязательство было обязательно к исполнению стороной Соглашения.

Постановлением Правительства Республики Бурятия от 13.12.2018г. №710 был одобрен разработанный Минфином Республики Бурятия проект закона Республики Бурятии «О внесении изменений в Закон Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», принято решение о его внесении на рассмотрение Народного Хурала Республики Бурятия.

Указанным проектом Закона предусмотрено изменение дефицита республиканского бюджета (<...> рублей) относительно первоначальной редакции Закона Республики Бурятия от 08.12.2017г. №2796-V «О республиканском бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», согласно которой дефицит составлял <...> рублей, а также относительно предшествующей редакции Закона Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» от 13.12.2018г., согласно которой дефицит составлял <...> рублей.

Письмом Правительства Республики Бурятия от 14.12.2018г. №01.08-017-и10356 указанный законопроект внесен на рассмотрение Народного Хурала Республики Бурятия.

Представителем Правительства Республики Бурятия при рассмотрении в Народном Хурале Республики Бурятия вышеуказанного проекта закона назначена заместитель министра финансов Республики Бурятия ФИО1

Постановление Правительства Республики Бурятия от 13.12.2018г. №710 и документы по вышеуказанному законопроекту направлены в Министерство финансов РФ письмом Главы Республики Бурятия от 21.12.2018г. №<...>, то есть после фактического внесения законопроекта на рассмотрение в законодательный орган государственной власти Республики Бурятия - Народный Хурал Республики Бурятия.

В соответствии с письмом Минфина России от 27.12.2018г. №<...>, направленного по результатам рассмотрения указанного проекта закона о внесении изменений в закон о республиканском бюджете, усматривается превышение целевых показателей соглашений по реструктуризации по уровню общего объема государственного долга Республики Бурятия и уровню долга по рыночным заимствованиям.

Таким образом, было установлено нарушение требований п.1 ст.93.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подп. «ж» п.4 Правил №1567, подпункта «з» п.5 Правил 1482, подп. «л» п. 3.2 Соглашения от 09.07.2015г. № <...> (в редакции дополнительного соглашения от 15.10.2015г. №1), п.6 дополнительного соглашения от 25.12.2017г. №2 к Соглашению от 09.07.2015г. №<...>, подпункта «л» п.3.2 Соглашения от 15.10.2015г. №<...>, п.6 дополнительного соглашения от 25.12.2017г. №1 к Соглашению от 15.10.2015г. №<...>, подп. «м» п. 3.2 Соглашения от 14.09.2017г. №<...>, п. 6 дополнительного соглашения от 25.12.2017г. №1 к Соглашению от 14.09.2017г. № <...>, выразившееся в нарушении условия предоставления бюджетного кредита в виде обязательного согласования с Министерством финансов Российской Федерации (до внесения в законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации) предполагаемых изменений в закон о бюджете субъекта Российской Федерации в случае, если указанные изменения приводят к изменению дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

Изложенное свидетельствует о наличии в действиях должностного лица – заместитель министра финансов Республики Бурятия ФИО1, исполнявшей в указанный период обязанности министра финансов Республики Бурятия на основании приказа Минфина Республики Бурятия от 12.12.2018г. №<...>, состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.15.2 КоАП РФ.

Ссылки в жалобе на отсутствие вины в совершении вменяемого правонарушения, на то, что из решения не следует, в чем заключается противоправное действие (бездействие) ФИО1, какие должностные обязанности не были ею исполнены либо исполнены ненадлежащим образом не могут быть приняты во внимание.

ФИО1 в силу возложенных на нее служебных обязанностей, исполняя временно обязанности министра финансов Республики Бурятия – руководителя финансового органа субъекта Российской Федерации, в полномочия которого входит осуществление государственных заимствований от имени Республики Бурятия, обязана знать и обеспечивать соблюдение законодательства Российской Федерации, в том числе бюджетного законодательства Российской Федерации, иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также условий соглашений о предоставлении бюджету Республики Бурятия из федерального бюджета бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита бюджета Республики Бурятия, заключенных между Минфином России и Минфином РБ.

Вина ФИО1 подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательствах: протоколом об административном правонарушении, Соглашениями от 09.07.2015г., 15.10.2015г., от 14.09.2017г., дополнительными соглашениями от 15.10.2015г., 25.12.2017г., постановлением Правительства Республики Бурятия от 13.12.2018г. №710 «О проекте закона Республики Бурятия «О внесении изменений в Закон Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», сопроводительным письмом о направлении проекта закона от 14.12.2018г., письмом о направлении проекта закона на согласование Министерству финансов РФ от 21.12.2018г., приказом Минфина Республики Бурятия от 12.12.2018г. №<...>

Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода должностного лица, судьи районного суда о доказанности вины ФИО1 в совершении вменяемого административного правонарушения, материалы дела не содержат.

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было.

При таких обстоятельствах судья вышестоящего суда приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого решения, постановления и удовлетворения жалобы.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 14 ноября 2019 года оставить без изменения, жалобу защитника заместителя министра финансов Республики Бурятия ФИО1 – Мишековой Е.В. - без удовлетворения.

Судья Верховного Суда

Республики Бурятия Т.Б. Казанцева