ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-16/2018 от 14.02.2018 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Лапина И.Ю. Дело № 21-16/2018

РЕШЕНИЕ

14 февраля 2018 года <...>

Судья Алтайского краевого суда Гончарова Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью «ПромПрессОборудование» на решение судьи Индустриального районного суда г. Барнаула от 05 декабря 2017 года по делу по жалобе общества с ограниченной ответственностью «ПромПрессОборудование» на постановление старшего государственного инспектора отдела контроля международных автомобильных перевозок Южно-Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Алтайскому краю и Республике Алтай Федеральной службы по надзору в сфере транспорта К.Ю.Е. от 18 сентября 2017 года № 22205000940, которым

общество с ограниченной ответственностью «ПромПрессОборудование», ИНН ***, ОГРН ***, юридический адрес: <...>,

признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ***, составленному старшим государственным инспектором отдела контроля международных автомобильных перевозок Южно-Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Алтайскому краю и Республике Алтай Федеральной службы по надзору в сфере транспорта К.Ю.Е., ДД.ММ.ГГ в <...> на СКП-3 (Алтай), расположенном на <адрес>, водитель И.В.Е. на принадлежащем индивидуальному предпринимателю Б.А.В. автотранспортном средстве марки <...>, государственный регистрационный знак ***, с полуприцепом марки <...>, государственный регистрационный знак ***, осуществлял автомобильную перевозку груза (комплект материалов и запчастей для производства оборудования массой 18 000 кг, согласно транспортной накладной *** от ДД.ММ.ГГ) по маршруту <...> с превышением допустимой нагрузки на вторую ось транспортного средства на 2,91 тонны, что на 29,1% превышает допустимую – 10 тонн без необходимого в данном случае специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза, чем нарушил пункт 2 статьи 31 Федерального закона от 08.07.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах в Российской Федерации», а также требования, установленные Приложением №2 к Правилам перевозки грузов автомобильным транспортом (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 №272).

По результатам рассмотрения дела вынесено вышеуказанное постановление.

Директором ООО «ПромПрессОборудование» ФИО1 подана в суд жалоба, в которой он просит постановление отменить, ссылаясь на то, что согласно договору погрузка осуществлялась силами АО «<...>», им же было предоставлено транспортное средство, следовательно, оно и должно нести ответственность за перегруз.

Решением судьи Индустриального районного суда г.Барнаула от 05.12.2017 постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба ООО «ПромПрессОборудование» – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Алтайский краевой суд, директор ООО «ПромПрессОборудование» ФИО1 просит отменить постановление должностного лица и решение судьи, производство по делу прекратить, ссылаясь на доводы, аналогичные доводам жалобы, поданной в районный суд.

В судебном заседании законный представитель ООО «ПромПрессОборудование» поддержал доводы жалобы, просил постановление должностного лица и решение суда отменить.

Выслушав пояснения представителя привлекаемого к административной ответственности лица, изучив доводы жалобы, проверив дело в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нахожу решение судьи подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 названного Кодекса.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 названного Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа (часть 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно части 1 статьи 23.36 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный транспортный надзор, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.21.1 (за исключением случаев фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи) названного Кодекса.

Частью 1 статьи 3.1 Федерального закона от 0811.2007 №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» установлено, что государственный надзор в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении им федерального государственного транспортного надзора.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный транспортный надзор, является Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор).

Положение о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (в том числе автомобильного) утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 №398 (далее - Положение о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта).

Порядок осуществления федерального государственного транспортного надзора установлен Положением о федеральном государственном транспортном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2013 №236 «О федеральном государственном транспортном надзоре» (далее - Положение о федеральном государственном транспортном надзоре).

В силу пункта 1 указанного Положения, пункта 4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта данный орган исполнительной власти осуществляет федеральный государственный транспортный надзор непосредственно и через свои территориальные органы. Данная деятельность направлена на предупреждение, выявление и пресечение нарушений субъектами надзора требований, установленных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области транспорта (обязательные требования).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 №395 утверждено Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации, в силу пункта 5.2.53.31 которого Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России), являясь федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере автомобильного транспорта, вправе принимать нормативные правовые акты, устанавливающие порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств.

Такой порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержден приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27.04.2011 №125 (далее - Порядок).

В соответствии с данным Порядком полномочиями по проведению весового контроля на автомобильных дорогах федерального, регионального и межмуниципального значения наделены как Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), так и государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД России (далее - Госавтоинспекция).

При этом при весовом и габаритном контроле на федеральных автомобильных дорогах, автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорогах местного значения полномочия по применению мер, предусмотренных Федеральным законом от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» предоставлены Ространснадзору в отношении перевозчиков, участвующих в международной автомобильной перевозке (пункты 2.1.1.1.6, 2.2.1.1.6, 2.3.1.1.6 Порядка).

Порядок производства Ространснадзором весового и габаритного контроля транспортных средств на федеральных автомобильных дорогах в отношении российских перевозчиков, участвующих в перевозке грузов по территории Российской Федерации, урегулирован пунктами 2.1, 2.1.1, 2.1.1.2, 2.1.1.2.1, 2.1.1.2.2, 2.1.1.2.3, 2.1.1.2.4 Порядка, в соответствии с которыми в рамках указанного контроля в отношении названной группы перевозчиков Ространснадзором на стационарных контрольных пунктах осуществляется: взвешивание транспортных средств; составление акта по результатам взвешивания транспортного средства; сравнение весовых параметров транспортного средства с весовыми параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении, а также установленного в специальном разрешении маршрута движения с фактическим маршрутом следования транспортного средства.

При этом в случае установления расхождения весовых параметров транспортного средства с весовыми параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении, а также установления несоблюдения установленного в специальном разрешении маршрута движения с фактическим маршрутом следования транспортного средства, акт по результатам взвешивания транспортного средства направляется в территориальное подразделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России и Федеральное дорожное агентство (пункт 2.1.1.2.4 Порядка).

Полномочия при весовом и габаритном контроле на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения, а также на автомобильных дорогах местного значения пунктами 2.2.1 и 2.3.1 Порядка предоставлены Ространснадзору только в отношении перевозчиков, участвующих в международной автомобильной перевозке.

Аналогичные требования предъявляются к осуществлению весового и габаритного контроля положениями пунктов 18 - 23 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по осуществлению в установленном порядке весового контроля автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21.07.2011 №193 (далее - Административный регламент).

Пунктом 23 Административного регламента предусмотрено, что в случае установления расхождения весовых параметров транспортного средства с весовыми параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении, а также установления несоблюдения установленного в специальном разрешении маршрута движения с фактическим маршрутом следования транспортного средства, акт по результатам взвешивания транспортного средства направляется в территориальное подразделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России и Федеральное дорожное агентство.

Таким образом, исходя из положений приведенных выше норм, в соответствии с которыми должностные лица Ространснадзора и его территориальных органов наделены полномочиями по осуществлению производства по делам об административных правонарушениях, с учетом норм, регулирующих порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, соответствующие должностные лица не во всех случаях расхождения весовых параметров транспортного средства с весовыми параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях и рассматривать дела об административных правонарушениях.

Анализ вышеприведенных норм Порядка позволяет сделать вывод о том, что в случае выявления нарушений в рамках весового и габаритного контроля должностные лица Ространснадзора и его территориальных органов вправе применять меры, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, только в отношении перевозчиков, участвующих в международной автомобильной перевозке.

Должностные лица Госавтоинспекции вправе применять меры, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, при весовом и габаритном контроле в отношении всех групп перевозчиков в случае выявления нарушений (пункты 2.1.2.1.5, 2.2.2.1.5, 2.3.2.1.5 Порядка).

Согласно акту о превышении транспортным средством установленных ограничений по нагрузке на ось *** от ДД.ММ.ГГ, весовой контроль в отношении транспортного средства с полуприцепом марки <...>, государственный регистрационный знак ***, в которое ООО «ПромПрессОборудование» осуществляло погрузку, проводился по адресу: <адрес>, транспортное средство двигалось по маршруту <...>, пройдено расстояние по региональным и межмуниципальным дорогам 3 км, вид перевозки – по Российской Федерации. Данных, указывающих на участие данного перевозчика в международной автомобильной перевозке, нет.

При таких обстоятельствах, исходя из системного толкования вышеприведенных норм, должностное лицо Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Алтайскому краю и Республике Алтай Федеральной службы по надзору в сфере транспорта не имело полномочий на составление протокола и рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «ПромПрессОборудование».

Вместе с тем, судьей районного суда не дана надлежащая оценка тому обстоятельству, что обжалуемое постановление вынесено должностным лицом органа, не имеющего полномочий на рассмотрение дела.

С учетом изложенного, принятые по настоящему делу об административном правонарушении акты не могут быть признаны законными и подлежат отмене.

Пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность вынесения по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении решения об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Таким образом, постановление старшего государственного инспектора отдела контроля международных автомобильных перевозок Южно-Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Алтайскому краю и Республике Алтай Федеральной службы по надзору в сфере транспорта К.Ю.Е. от 18.09.2017 № 22205000940 и решение судьи Индустриального районного суда г. Барнаула от 05.12.2017, вынесенные отношении ООО «ПромПрессОборудование» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, а производство по делу прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л :

постановление старшего государственного инспектора отдела контроля международных автомобильных перевозок Южно-Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Алтайскому краю и Республике Алтай Федеральной службы по надзору в сфере транспорта К.Ю.Е. от 18 сентября 2017 года № 22205000940 и решение судьи Индустриального районного суда г. Барнаула от 05 декабря 2017 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «ПромПрессОборудование» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 6 части 1 статья 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Ю.В. Гончарова