ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-170 от 13.08.2019 Тульского областного суда (Тульская область)

дело №21-170 судья Стукалов А.В.

РЕШЕНИЕ

13 августа 2019 года <...>

Судья Тульского областного суда Башкиров А.А.,

при секретаре Алешиной А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы ФИО2 на постановление начальника ОГИБДД МОМВД России «Суворовский» от 28 марта 2019 года и решение судьи Суворовского районного суда Тульской области от 23 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.11.23 КоАП РФ, постановление начальника ОГИБДД МОМВД России «Суворовский» от 2 апреля 2019 года и решение судьи Суворовского районного суда Тульской области от 23 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.12.23 КоАП РФ,

установил:

постановлением начальника ОГИБДД МОМВД России «Суворовский» от 28 марта 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Суворовского районного суда Тульской области от 23 мая 2019 года, ФИО2 был привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.12.23 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 1000 рублей.

Постановлением начальника ОГИБДД МОМВД России «Суворовский» от 2 апреля 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Суворовского районного суда Тульской области от 23 мая 2019 года, ФИО2 был привлечен к административной ответственности по ч.4 ст.12.23 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 3000 рублей.

В жалобах ФИО2 просит указанные выше постановления должностного лица и решения судьи районного суда по делам об административных правонарушениях отменить как незаконные и необоснованные.

На основании определения судьи Тульского областного суда от 13 августа 2019 года жалобы ФИО2 объединены в одно производство.

Порядок пересмотра постановлений по делу об административном правонарушении, являющегося одной из стадий производства по делу об административном правонарушении, установлен главой 30 КоАП РФ.

Пунктами 2, 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении устанавливается явка физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу, а также явка вызванных для участия в рассмотрении жалобы лиц; выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении жалобы в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения жалобы.

Таким образом, лица, являющиеся участниками по делу об административном правонарушении, должны быть надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения жалобы, поданной на постановление по делу об административном правонарушении.

Присутствие лиц, являющихся участниками по делу об административном правонарушении, при рассмотрении дела об административном правонарушении по жалобе в вышестоящем суде не является обязательным, если эти лица извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом и от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом. Ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не поступило.

Судья, с учетом изложенного, а также положений п.4 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствии указанного лица.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения защитника ФИО2 по доверенности ФИО3, показания свидетеля ФИО1, изучив доводы жалобы, судья областного суда, приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.11.23 КоАП РФ управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (тахограф), в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, а равно с нарушением установленных правил использования тахографа (в том числе блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой им информации) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (тахографы). Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с данной нормой постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2012 года №1213 установлено, что требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, правила их использования, обслуживания и контроля их работы утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации; порядок оснащения транспортных средств тахографами устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации.

Во исполнение данного постановления Правительства Российской Федерации Министерством транспорта Российской Федерации изданы приказы от 13 февраля 2013 года №36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» (далее - Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 года №36) и от 21 августа 2013 года №273 «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами» (далее - Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 21 августа 2013 года №273).

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 года №36 утверждены категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами (приложение №2 к названному приказу).

Согласно абзацу пятнадцатому данного приложения в числе иных тахографами оснащаются выпускаемые в обращение и находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 тонн (категория М3), за исключением, в том числе находящихся в эксплуатации автобусов с числом мест более 20 и грузовых автотранспортных средств с полной массой свыше 15 тонн, предназначенных для междугородных и международных перевозок, оснащенных до 8 ноября 2013 года при изготовлении тахографами в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 года №922 «О повышении безопасности междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом» (утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 года №982).

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 августа 2013 года №273 утвержден Порядок оснащения транспортных средств тахографами (далее также Порядок).

Согласно пункту 3 названного Порядка в установленные в нем сроки оснащение тахографами транспортных средств, кроме перечисленных в приложении №2 к приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 года №36 после слов «за исключением», производится в отношении категорий транспортных средств, указанных в этом пункте.

В соответствии с абзацем девятым данного пункта оснащение тахографами транспортных средств категорий N2, N3, М2, М3, оснащенных аналоговыми контрольными устройствами, производится до 1 июля 2016 года.

К числу исключений, перечисленных в приложении №2 к приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 года №36, отнесены, в том числе транспортные средства, указанные в абзаце пятнадцатом, положения которого приведены выше.

Пункт 3 Порядка дополнен требованием об оснащении тахографами до 1 июля 2016 года транспортных средств категорий N2, N3, М2, М3, оснащенных аналоговыми контрольными устройствами, приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 2 декабря 2015 года №348.

Данный акт изменяет установленные Порядком сроки оснащения транспортных средств тахографами, соответствующими требованиям, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 года №36, для транспортных средств, оснащенных аналоговыми тахографами, не отвечающих требованиям указанного приказа и Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (заключенного в г.Женеве 1 июля 1970 года, ЕСТР).

Приложение №2 к приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 года №36 (Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами) подлежит применению в совокупности с требованиями пункта 3 Порядка оснащения транспортных средств тахографами, согласно которому до 1 июля 2016 года оснащению тахографами подлежат транспортные средства категорий N2, N3, М2, М3, оснащенные аналоговыми контрольными устройствами.

В силу подпункта 1 пункта 10 Правил использования тахографов, утвержденных названным выше приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 года №36, водителям запрещается осуществлять перевозки с не соответствующим установленным требованиям тахографом в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.4 ст.12.23 КоАП РФ организованная перевозка группы детей автобусами, не соответствующими требованиям Правил организованной перевозки группы детей автобусами, либо водителем, не соответствующим требованиям указанных Правил, либо без договора фрахтования, если наличие такого документа предусмотрено указанными Правилами, либо без программы маршрута, либо без списка детей, либо без списка назначенных сопровождающих, предусмотренных указанными Правилами, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц - двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - ста тысяч рублей.

Согласно п.1.2 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года №1090 (далее - Правила дорожного движения) организованная перевозка группы детей - перевозка в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству, группы детей численностью 8 и более человек, осуществляемая без их законных представителей, за исключением случая, когда законный(ые) представитель(ли) является(ются) назначенным(и) сопровождающим(и) или назначенным медицинским работником.

В соответствии с п.3 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года №1090 «О Правилах дорожного движения» (далее - Основные положения), техническое состояние и оборудование участвующих в дорожном движении транспортных средств в части, относящейся к безопасности дорожного движения и охране окружающей среды, должно отвечать требованиям соответствующих стандартов, правил и руководств по их технической эксплуатации.

В силу п.3 Правил организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2013 года №1177 «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами» для осуществления организованной перевозки группы детей используется автобус, с года выпуска которого прошло не более 10 лет, который соответствует по назначению и конструкции техническим требованиям к перевозкам пассажиров, допущен в установленном порядке к участию в дорожном движении и оснащен в установленном порядке тахографом, а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

Как установлено должностным лицом, судьей районного суда и следует из материалов дела, 27 марта 2019 года в 8 часов 40 минут по адресу: <адрес>, ФИО2 осуществлял организованную перевозку группы детей на автобусе марки «Неоплан 116» государственный регистрационный знак , на котором установлен аналоговый тахограф, в нарушении требований приказа Минтранса России от 13 февраля 2013 года №36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства», и приказа Минтранса РФ от 21 августа 2013 года №273 «Об утверждении порядка оснащения транспортных средств тахографами».

Приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам ст.26.11 КоАП РФ.

Довод жалобы о том, что поскольку на указанном автобусе установлен аналоговый тахограф, оснащение цифровым тахографом не требуется, не может служить основанием к отмене постановленных по делу актов по следующим основаниям.

Вступившим в законную силу решением от 20 июля 2015 года по делу №АКПИ15-585 Верховный Суд Российской Федерации установил, что данные приказы Минтранса России изданы во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2012 года №1213 компетентным органом в пределах предоставленных ему полномочий и соответствуют федеральному законодательству, в том числе и Федеральному закону №196-ФЗ.

В силу пункта 14 ТР ТС 018/2011 конструкция выпускаемых в обращение транспортных средств категорий М2, М3, осуществляющих коммерческие перевозки пассажиров, категорий N2, N3,, осуществляющих коммерческие перевозки грузов, должна предусматривать возможность оснащения (штатные места установки, крепления, энергопитания) техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха (тахографами), при этом оснащение указанной аппаратурой транспортных средств осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза.

Таким образом, Порядок оснащения транспортных средств тахографами, предусмотренный Приказом №273, полностью соответствует и ТР ТС 018/2011.

Так, Приказом Минтранса №273 утвержден Порядок оснащения транспортных средств тахографами, в пункте 3 которого содержится перечень категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, а также установлены сроки их оснащения.

В частности, оснащение тахографами транспортных средств категорий N2, N3, М2, М3, оснащенных организациями - изготовителями транспортных средств до 1 апреля 2014 года техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, соответствующими требованиям Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР, Женева, 1 июля 1970 года), согласно абзацу седьмому указанного пункта Порядка производится до 1 января 2018 года, а транспортных средств категорий N2, N3, М2, М3, оснащенных мастерскими до вступления в силу Порядка техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, отвечающими требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 года №720, - до 1 января 2018 года (абзац восьмой пункта 3 Порядка).

Приказом Минтранса России от 2 декабря 2015 года №348 (далее - Приказ №348) в пункт 3 Порядка внесены изменения следующего содержания: 1) абзац седьмой после слов «(ЕСТР, Женева, 1 июля 1970 года)» дополнен словами «, за исключением технических средств контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, не обеспечивающих регистрацию информации на картах тахографа, изготовленных в виде пластиковой карты с электронным носителем информации и соответствующих требованиям к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства (приложение №1 к приказу Минтранса России №36), или требованиям ЕСТР (далее - аналоговые контрольные устройства)»; 2) абзац восьмой после слов «от 10 сентября 2009 года №720» дополнен словами «, за исключением аналоговых контрольных устройств». Кроме того, пункт 3 Порядка дополнен абзацем девятым в следующей редакции: «транспортных средств категорий N2, N3, М2, М3, оснащенных аналоговыми контрольными устройствами, - до 01 июля 2016 года».

Таким образом, указанный нормативно-правовой акт изменяет установленные Порядком сроки оснащения транспортных средств тахографами, соответствующими Приказу №36, для транспортных средств, оснащенных аналоговыми тахографами, которые не соответствуют требованиям Приказа №36 и ЕСТР.

Постепенное оснащение транспортных средств цифровыми контрольными устройствами предусмотрено федеральной целевой программой «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 года №864, оно способствует повышению уровня технического состояния эксплуатируемых транспортных средств, их активной и пассивной безопасности, сокращению влияния наиболее весомых факторов, вызывающих дорожно-транспортную аварийность, стимулированию ответственности владельцев транспортных средств, лиц, управляющих транспортными средствами для перевозки грузов и (или) пассажиров, а также должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные функции в области безопасности дорожного движения.

Поскольку эксплуатация транспортного средства, оснащенного аналоговым контрольным устройством имела место после 1 июля 2016 года, то следует считать, что такие действия образуют состав вмененного административного правонарушения.

То обстоятельство, что транспортное средство было оборудовано тахографом, а не контрольным аналоговым устройством не является основанием для отмены состоявшихся по делу решений, поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что транспортное средство марки «Неоплан 116» государственный регистрационный знак , оборудовано аналоговым тахографом, который и является техническим средством контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха.

Должностное лицо и судья районного суда обоснованно пришли к выводу о том, что получение ФИО2 карточки доступа к осуществлению международных автомобильных перевозок от 18 ноября 2018 года на транспортное средство марки «Неоплан 116» государственный регистрационный знак , не освобождает ФИО2 после 1 июля 2016 года от обязанности оборудовать данное транспортное средство, оснащенное аналоговым контрольным устройством, при осуществлении коммерческих перевозок на территории Российской Федерации цифровым контрольным устройством.

Доводы жалобы об отсутствии у должностного лица ГИБДД полномочий по применению приказов Министерства транспорта Российской Федерации не могут служить основанием к отмене постановленных по делу об административном правонарушении актов, поскольку основаны на неверном толковании законодательства.

Приказы Минтранса России от 13 февраля 2013 года №36, от 21 августа 2013 года №273 и от 2 декабря 2015 года №348 изданы во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2012 года №1213, которое принято в соответствии со ст.20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» Правительством Российской Федерации».

В силу ч.2 ст.30 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и п.2 Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19 августа 2013 года №716 «О федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения» сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, имеющие специальное звание, осуществляют федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения, а значит, обязаны проверять соблюдение всеми участниками дорожного движения требований законодательства, в том числе определенных в ст.20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», и принятых в ее исполнение актах.

Как следует из буквального толкования п.3 Правил организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2013 года №1177 «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами», что для осуществления организованной перевозки группы детей может использоваться только автобус, который оснащен в установленном порядке тахографом.

Поскольку организованная перевозка детей на транспортном средстве, оснащенном аналоговым контрольным устройством имела место после 1 июля 2016 года, то следует считать, что данный автобус не был оборудован тахографом в установленном законом порядке и такие действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.12.23 КоАП РФ.

Доводы жалобы об отсутствии у должностного лица ГИБДД полномочий по применению приказов Министерства транспорта Российской Федерации не могут служить основанием к отмене постановленных по делу об административном правонарушении актов, поскольку основаны на неверном толковании законодательства.

Доказательств нарушения права на защиту ФИО2 как со стороны сотрудников полиции, так и судьи районного суда, материалы дела об административном правонарушении не содержат.

Вместе с тем в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с (ч.1 ст.4.1 КоАП РФ).

Согласно ч.1 ст.4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

При этом в силу ч.2 ст.4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) названного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Аналогичная правовая позиция изложена в п.24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

При вынесении должностным лицом и судьей районного суда постановлений и решений положения ч.2 ст.4.4 КоАП РФ учтены не были.

Нарушения требований законодательства были допущены ФИО2 в результате совершения им одного действия - управления одним и тем же транспортным средством в одно и то же время, в одном и том же месте.

Различие общественных отношений, выступающих родовым объектом административных правонарушений, предусмотренных главами 11 и 12 КоАП РФ, не исключает возможности совершения данных деяний единым действием.

Рассмотрение возбужденных в отношении ФИО2 дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.11.23, ч.4 ст.12.23 КоАП РФ, подведомственно одному должностному лицу.

Следовательно, ФИО2, совершив одним действием административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена указанными статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же должностному лицу, подлежал привлечению к административной ответственности с назначением административного наказания с учетом положений ч.2 ст.4.4 КоАП РФ в пределах санкции, предусматривающей назначение более строгого административного наказания, то есть в соответствии с санкцией ч.4 ст.12.23 - в размере 3000 рублей.

Иные доводы жалобы не содержат указания на какие-либо обстоятельства, свидетельствующие о нарушении процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление начальника ОГИБДД МОМВД России «Суворовский» от 28 марта 2019 года и решение судьи Суворовского районного суда Тульской области от 23 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.11.23 КоАП РФ, постановление начальника ОГИБДД МОМВД России «Суворовский» от 2 апреля 2019 года и решение судьи Суворовского районного суда Тульской области от 23 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.12.23 КоАП РФ, вынесенные в отношении ФИО2, изменить и назначить ФИО2 по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.11.23, ч.4 ст.12.23 КоАП РФ, административное наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.

В остальной части указанные постановления и решения оставить без изменения.

Судья: