ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-1703/2016 от 21.12.2016 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

РЕШЕНИЕ

по делу №...А-21/1703/2016

адрес 21 декабря 2016 года

Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Соболева Г.Б., при секретаре ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью ЖКХ ...» ФИО3 на решение судьи Уфимского районного суда Республики Башкортостан от дата, которым

постановление и.о. начальника отдела Государственной инспекции труда в адресФИО2№...-№... от дата в отношении Общества с ограниченной ответственностью ЖКХ «...» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ, оставлено без изменения, жалоба директора Общества с ограниченной ответственностью ЖКХ «...» ФИО3 - без удовлетворения,

у с т а н о в и л а :

постановлением и.о. начальника отдела Государственной инспекции труда в адресФИО2№...-ОБ/2131/8/26 от дата Общество с ограниченной ответственностью ЖКХ «...» (далее ООО ЖКХ «...») привлечено к административной ответственности по ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 130 000 рублей.

Судья Уфимского районного суда РБ по жалобе директора ООО ЖКХ «...» ФИО3 приняла вышеприведенное решение.

Не согласившись с постановлением и.о. начальника отдела Государственной инспекции труда в адресФИО2№...-№...26 от дата и с решением судьи Уфимского районного суда Республики Башкортостан от дата, директор ООО ЖКХ «...» ФИО3 подал жалобу в Верховный Суд Республики Башкортостан, в которой просит их изменить. В обоснование указывают, что проверка проведена с нарушением требований ФЗ-294 «О защите прав юридических лиц», решение вынесено судом с нарушением норм материального и процессуального права, не определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы изложенные в решении суда не соответствуют обстоятельствам дела.

В судебном заседании директор ООО ЖКХ «...» ФИО3, его защитник ФИО4 и защитник ООО ЖКХ «...» ФИО5 доводы жалобы поддержали в полном объеме.

Представитель Государственной инспекции труда в адресФИО6 в судебном заседании доводы жалобы считала необоснованными.

Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела и проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Ответственность, предусмотренная ч.4 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наступает в случае необеспечения работников средствами индивидуальной защиты и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

В силу ст. 212 Трудового Кодекса РФ работодатель обязан обеспечить: безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; создание и функционирование системы управления охраной труда; применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников; соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда; недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда; организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты; проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда; в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований; недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний; информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты; ознакомление работников с требованиями охраны труда; разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.

Согласно статье 209 Трудового кодекса Российской Федерации средствами индивидуальной и коллективной защиты работников признаются технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.

Статьей 221 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.

Согласно п.п. 4, 13 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденные Приказом Минздравсоцразвития России от дата N 290н работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Приобретение СИЗ осуществляется за счет средств работодателя. Допускается приобретение работодателем СИЗ во временное пользование по договору аренды. Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, соответствующие СИЗ выдаются бесплатно.

Предоставление работникам СИЗ, в том числе приобретенных работодателем во временное пользование по договору аренды, осуществляется в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее - типовые нормы), прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия, и на основании результатов проведения специальной оценки условий труда.

Из материалов дела усматривается, что и.о. начальника отдела Государственной инспекции труда в адресФИО2 на основании Распоряжения на проверку №...-№... от 28.0.2016 г. в период с дата по дата проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО ЖКХ «...». Данная проверка проведена в связи в связи с рассмотрением обращения от дата№...-ОБ Оформления и расторжения трудовых договоров; Оплаты труда: Охраны труда; Режима труда и отдыха.

По результатам проверки установлено, что в ООО ЖКХ «...» в нарушение требования ст. 212, 221 ТК РФ, п.п. 4, 5 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, личные карточки учета специальной одежды, специальной обуви и СИЗ ведутся с нарушениями «Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты», утв. приказом Минздравсоцразвития РФ №...н от дата, а именно: не указан параграф типовых норм, в соответствии с которыми выдается спецодежда спец. обувь и СИЗ, отсутствует номер карточки, не заполнены все данные о работнике (рост, размер, одежды, цех, дата поступления на работу и пр.) Работники ООО ЖКХ «... не обеспечены предусмотренными типовыми нормами, специальной одеждой, специальной обувью и СИЗ, в нарушение требований ч.2 абз.6 ст. 212 ТК РФ, п.п. 4,5 «Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты», утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ №...н от дата (например электрогазосварщикам ФИО7, ФИО8, ФИО9 не выданы каски защитные, краги спилковые (или рукавицы спилковые или рукавицы брезентовые), которые предусмотрены п.43 приложения к приказу Минздрава и соц.развития РФ от дата№...н «Типовые нормы бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам жилищно-коммунального хозяйства, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением».

ООО ЖКХ «...» с ООО «Центр безопасности труда» заключен договор на оказание услуг № СОУТ-826-16 от дата на проведение специальной оценки условий труда рабочих мест ООО ЖКХ «...». До настоящего время аттестация рабочих мест ООО ЖКХ «...» не проводилась, в нарушение требований ч.2 абз. 10 ст. 212 ТК РФ.

Указанные обстоятельства и вина ООО ЖКХ «...» подтверждаются совокупностью собранных по данному делу об административном правонарушении доказательств, а именно: актом о результатах проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права от дата№...-№... предписанием от дата№...-№... протоколом об административном правонарушении от дата№...-№....

Должностным лицом Государственной инспекции труда в адрес и судьей районного суда в ходе рассмотрения дела исследованы все имеющиеся по делу доказательства, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исследованные доказательства являются последовательными, не противоречивыми, достаточными и допустимыми, а поэтому должностное лицо и судья городского суда обоснованно пришли к выводу о несоблюдении ООО ЖКХ «...» требований трудового законодательства и его виновности в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ.

При получении доказательств, положенных в основу постановления должностного лица и судебного акта, каких-либо процессуальных нарушений допущено не было. Каких-либо противоречий в представленных материалах, которые могли бы повлиять на правильность установления обстоятельств, не имеется.

Доводы жалобы направлены на иную, субъективную оценку обстоятельств дела и представленных доказательств, не содержат правовых аргументов, опровергающих вывод о совершении ООО ЖКХ «...» вмененного ему в вину административного правонарушения, в связи с чем отмену состоявшихся по делу актов повлечь не могут.

При определении меры наказания должностное лицо учло характер совершенного административного правонарушения и обстоятельства по делу.

Административное наказание назначено ООО ЖКХ «...» в соответствии с санкцией части 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, постановление должностного лица и решение судьи районного суда подлежат изменению в части размера назначенного административного наказания.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 названного Кодекса).

В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно части 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

С учетом изложенного, а также конкретных обстоятельств дела, тяжелого финансового положения ООО ЖКХ «...»», и в целях исключения избыточного ограничения прав юридического лица возможно назначение обществу административного наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах оспариваемые постановление административного органа и состоявшийся по делу судебный акт подлежат изменению путем снижения назначенного обществу наказания в виде административного штрафа до 65 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л а:

постановление и.о. начальника отдела Государственной инспекции труда в адресФИО2№... от дата и решение судьи Уфимского районного суда Республики Башкортостан от дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ в части, касающейся административного наказания по делу в отношении в отношении Общества с ограниченной ответственностью ЖКХ «...», изменить, снизить назначенное наказание в виде административного штрафа до 65 000 рублей.

В остальной части постановление и.о. начальника отдела Государственной инспекции труда в адресФИО2№...-№... от дата и решение судьи Уфимского районного суда Республики Башкортостан от дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ в отношении в отношении Общества с ограниченной ответственностью ЖКХ ...» оставить без изменения.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан Г.Б. Соболева

справка: судья ФИО10