ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-170/19 от 10.07.2019 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Судья Чернявский А.В.

Дело № 21-170/2019

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский «10» июля 2019 года

Судья Камчатского краевого суда Венин А.Н. при секретаре Пушкарь О.И., рассмотрев жалобу ФИО1 на решение Вилючинского городского суда Камчатского края от 4 июня 2019 года, которым постановлено:

«Постановление административной комиссии при администрации Вилючинского городского округа от 11 апреля 2019 года о привлечении М.А.ЕБ. к административной ответственности по ч. 1 ст. 10 Закона Камчатского края от 19.12.2008 года № 209 «Об административных правонарушениях», оставить без изменения, жалобу ФИО2 – без удовлетворения»,

УСТАНОВИЛ:

постановлением административной комиссии при администрации Вилючинского городского округа ЗАТО г. Вилючинска (далее также – Комиссия) от 11 апреля 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Вилючинского городского ссуда Камчатского края от 4 июня 2019 года, М.А.ЕВ. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10 Закона Камчатского края от 19 декабря 2008 года № 209 «Об административных правонарушениях» (далее также – Закон Камчатского края № 209), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 1500 руб.

Основанием привлечения ФИО1 к административной ответственности послужило нарушение пункта 7 части 1 статьи 9 Правил благоустройства Вилючинского городского округа, выразившееся в складировании строительного мусора на придомовой территории, контейнерной площадке около многоквартирного дома № 7 по улице 50 лет ВЛКСМ в г.Вилючинске.

В жалобе, поданной в Камчатский краевой суд, ФИО1 просит судебное решение отменить. Указывает, что складирование мусора осуществлялось им в специально отведенном для этого месте, поэтому привлечение к административной ответственности за нарушение Правил благоустройства неправомерно.

В отзыве на жалобу представитель административной комиссии указывает, что ФИО1 привлечен к административной ответственности в установленном законом порядке.

В судебном заседании ФИО1 пояснил, что складировал на контейнерной площадке отходы от текущего ремонта своей квартиры.

Выслушав ФИО1 и его защитника Конивец Е.В., поддержавших доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также – КоАП РФ) задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу положений статей 26.2, 26.11 КоАП РФ наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, устанавливаются на основании фактических данных (доказательств), которые оцениваются по внутреннему убеждению судьи, должностного лица, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Административная ответственность по части 1 статьи 10 Закон Камчатского края № 209 предусмотрена за нарушение правил благоустройства, утвержденных в пределах полномочий органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае.

Пунктом 7 части 1 статьи 9 Правил благоустройства Вилючинского городского округа, утвержденных решением Думы Вилючинского городского округа Камчатского края от 18 октября 2017 года № 173/58-6 (далее также – Правила благоустройства), на территории городского округа запрещено осуществлять складирование, размещение и захоронение отходов производства и потребления, снега, грунта, строительных и других материалов вне специально отведенных для этого мест, устраивать несанкционированные свалки.

Как следует из материалов дела, административным органом установлено, что ФИО1 28 февраля 2019 года произвел складирование строительного мусора в мешках на контейнерной площадке возле многоквартирного дома №7 по улице 50 лет ВЛКСМ в г.Вилючинск.

Привлекая ФИО1 к административной ответственности, административная комиссия исходила из того, что содержащимися в материалах дела доказательствами, в том числе ходатайством гендиректора ООО «Юново» от 1марта 2019 года № 92, актом осмотра от 5 марта 2019 года, подтверждается нарушение привлекаемым лицом пункта 7 части 1 статьи 9 Правил благоустройства.

Рассмотрев жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, судья пришел к выводу о виновности привлекаемого лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10 Закона Камчатского края № 209, основываясь на том, что административной комиссией, вынесшей постановление, дана надлежащая правовая оценка всем юридически значимым обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.

С таким выводами административной комиссии и судьи городского суда нельзя согласиться по следующим основаниям.

Согласно статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.

Пунктом 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 (далее также – Правила обращения с ТКО), даны следующие определения:

-бункер - мусоросборник, предназначенный для складирования крупногабаритных отходов;

-контейнер - мусоросборник, предназначенный для складирования твердых коммунальных отходов, за исключением крупногабаритных отходов;

-контейнерная площадка - место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров;

-крупногабаритные отходы - твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.

Согласно пункту 10 Правил обращения с ТКО, в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:

а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);

б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;

в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

В пункте 11 Правил обращения с ТКО указано, что соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями следующими способами:

а) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках;

б) на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов.

Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. № 269 (далее также – Правила № 269).

В письме Минстроя России от 25 сентября 2018 года № 43298-ОГ/06 «Об отходах, образующихся при уборке придомовой территории и от текущего ремонта жилых помещений» разъяснено, что с учетом положений Правил обращения с ТКО в части определения крупногабаритных отходов, их складирования, а также Правил № 269 в отношении проведения замеров с использованием бункеров (в которые складируются крупногабаритные отходы), крупногабаритные отходы должны быть учтены в составе ТКО при определении нормативов в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Таким образом, отходы от текущего ремонта жилых помещений (отходы линолеума, рамы, дверные коробки и др.) классифицируются как крупногабаритные отходы и подлежат вывозу региональным оператором в рамках установленного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО.

При этом следует отметить, что отходы при капитальном ремонте жилых помещений (это работы по замене и восстановлению несущих, ограждающих и коммуникационных конструкций, пришедших в негодность в результате эксплуатации) не относятся к ТКО и не входят в зону ответственности регионального оператора.

Вместе с тем имеющие существенное значение для правильного рассмотрения настоящего дела обстоятельства о том, является ли строительный мусор, размещенный М.А.ЕГ. на контейнерной площадке, отходами от текущего ремонта жилых помещений или отходами от капитального строительства, предназначена или нет контейнерная площадка возле многоквартирного дома №7 по улице 50 лет ВЛКСМ в г.Вилючинск для складирования крупногабаритных отходов, включающих в себя, в том числе и отходы от ремонта жилых помещений, административным органом не исследовались и в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности не отражены.

Административная комиссия ограничилась общим определением «строительный мусор», сделав не основанный на действующих нормах законодательства вывод о том, что вывоз всего строительного мусора, образующегося в результате строительства, текущего и капитального ремонта зданий, сооружений, жилых и нежилых помещений, должен организовать собственник жилого, нежилого помещения самостоятельно за счет собственных средств.

Отсутствует в материалах дела и договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, что препятствует правовой оценке ссылки в оспариваемом постановлении на пункт 15 Правил обращения с ТКО, запрещающий потребителям: осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами; складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов.

Согласно части 4 статьи 1.5 КоАП все неустранимые сомнения в виновности лица, в отношении которого ведется производство по делу, трактуются в пользу этого лица.

Допущенные при рассмотрении дела существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных статьями 24.1, 26.1 КоАП РФ в виде неполного исследования юридически значимых обстоятельств, не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем постановление о назначении административного наказания и решение судьи городского суда не могут быть признаны законными и обоснованными и подлежат отмене.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело

С учетом того, что на момент рассмотрения жалобы привлекаемого лица срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, истек, возможность направления дела на новое рассмотрение утрачена, в связи с чем производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 подлежит прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья Камчатского краевого суда

РЕШИЛ:

постановление административной комиссии при администрации Вилючинского городского округа от 11 апреля 2019 года, решение судьи Вилючинского городского суда Камчатского края от 4 июня 2019 года отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 10 Закона Камчатского края от 19 декабря 2008 года № 209 «Об административных правонарушениях», в отношении ФИО1 прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Судья А.Н. Венин