ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-171/20 от 10.06.2020 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

Судья Леккерева И.С.

№ 21-171/2020

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

10.06.2020

г. Петрозаводск

Судья Верховного Суда Республики Карелия Щепалов С.В., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление государственного инспектора территориального отдела автотранспортного и автодорожного надзора по Республике Карелия Северного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Ространснадзора от 03.02.2020, решение судьи Прионежского районного суда Республики Карелия от 08.04.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1,

установил:

постановлением государственного инспектора территориального отдела автотранспортного и автодорожного надзора по Республике Карелия Северного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Ространснадзора от 03.02.2020, оставленным без изменения решением судьи Прионежского районного суда Республики Карелия от 08.04.2020, ИП ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 руб.

С такими постановлением должностного лица и решением судьи не согласен ФИО1, в поданной жалобе просит их отменить и прекратить производство по делу. Указывает, что ему при составлении протокола об административном правонарушении не были разъяснены права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ. При рассмотрении дела не исследован вопрос о его имущественном положении в целях применения при назначении наказания ст. 4.1.1 КоАП РФ. Допущенное правонарушение не несет какой-либо угрозы. Кроме того, приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152 в путевом листе не предусмотрено обязательности отметки "прошел предрейсовый контроль". В имеющемся в деле путевом листе от 25.02.2020 указано "автомобиль технически исправен. Выезд разрешен", дата проведения предрейсового контроля указана.

На рассмотрение дела по поданной жалобе ФИО1 не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, на личной явке в судебное заседание не настаивал.

Заслушав представителя административного органа (...) возражавшую против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующему.

В силу ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере тридцати тысяч рублей.

Согласно примечанию к данной статье за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

В силу п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.

Согласно п. 2 данной статьи юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Согласно п.п. 28 и 29 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 15.01.2014 № 7 (далее - Правила), субъект транспортной деятельности обязан обеспечить проведение предрейсового контроля технического состояния транспортного средства. Сведения о проведенном контроле технического состояния транспортного средства и месте его проведения фиксируются в путевых листах.

Согласно п.п. 3, 5, 9 Порядка организации и проведения предрейсового или передсменного контроля технического состояния транспортных средств, утвержденного приказом Минтранса России от 08.08.2018 № 296 (далее - Порядок), предрейсовый контроль проводится до начала рейса, если в течение одной смены (рабочего дня) выполняется только один рейс или длительность рейса превышает продолжительность смены (рабочего дня) водителя. Он проводится до выезда транспортного средства с парковки, предназначенной для стоянки ТС по возвращении из рейса и окончании смены водителя. При проведении предрейсового контроля проверяется работоспособность и состояние основных узлов и систем транспортного средства, влияющих на безопасность дорожного движения.

Согласно п. 12 Порядка в случае, если при контроле не выявлены несоответствия требованиям, перечисленным в п.п. 10-11 настоящего Порядка, в путевом листе ставится отметка "контроль технического состояния транспортного средства пройден" и подпись с указанием фамилии и инициалов контролера, проводившего контроль, даты и времени его проведения.

Согласно п.п. 6 и 16.1 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152 в редакции, действующей на день совершения вменяемого правонарушения, дата и время проведения предрейсового контроля проставляются контролером технического состояния автотранспортных средств, проводившим контроль, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов. Путевой лист должен содержать обязательные реквизиты, в том числе, дату и время проведения предрейсового контроля технического состояния ТС.

Согласно п.п. 2.1.1, 2.3.1 ПДД РФ водитель механического ТС обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки в установленных случаях путевой лист. Водитель обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.

Как следует из правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 29.01.2019 № 234-О, из действующего правового регулирования следует, что требования, касающиеся проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств, обязательны как для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие перевозки и перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями и в связи с этим обязанных организовать проведение указанных осмотров водителей и транспортных средств, так и для водителей, которые не вправе осуществлять перевозку пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом без положительных результатов предрейсового контроля технического состояния транспортного средства, и, следовательно, все указанные субъекты подлежат привлечению к административной ответственности на основании частей 2 и 3 статьи 12.31.1 КоАП РФ.

Основанием привлечения ИП ФИО1 к административной ответственности послужило выявленное 03.02.2020 в 12.15 час. в Прионежском районе Республики Карелия на СПВК 421 км автодороги "Кола" то обстоятельство, что ИП ФИО1, выполняя междугородний рейс, управлял принадлежащим ему автопоездом в составе тягача (...) с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния ТС. Так, в нарушение вышеприведенных норм в представленном ИП ФИО1 и оформленном им же бланке путевого листа от от 25.01.2020 отсутствует дата и время проведения предрейсового контроля технического состояния ТС, а также отсутствует отметка "прошел предрейсовый контроль технического состояния".

Указанные обстоятельства и вина ИП ФИО1 в совершении административного правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении, актом результатов планового (рейдового) осмотра, водительским удостоверением ФИО1, свидетельствами о регистрации тягача и полуприцепа, путевым листом, выпиской из ЕГРИП, объяснениями представителя административного органа.

В предъявленном ФИО1 путевом листе в нарушение вышеприведенных норм отсутствует отметка о прохождении предрейсового контроля технического состояния ТС, а также указание на дату и время его проведения, что образует событие вменяемого административного правонарушения. Доводы подателя жалобы об отсутствии необходимости в соответствующих отметках и достаточности ссылки на исправность автомобиля и разрешение выезда не основаны на законодательстве.

При оформлении акта результатов планового (рейдового) осмотра и составлении протокола об административном правонарушении ФИО1 не изложил возражений в отношении выявленного нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения, путевого листа, содержащего необходимые реквизиты в части проведения предрейсового контроля технического состояния ТС, не представил.

При таких обстоятельствах состав административного правонарушения в действиях индивидуального предпринимателя находит достаточное подтверждение.

Назначенное административное наказание соответствует санкции статьи. Вопреки доводам жалобы оснований для признания правонарушения малозначительным либо для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ не усматривается, поскольку движение груженого автопоезда без прохождения в установленном порядке предрейсового контроля технического состояния ТС создает угрозу безопасности дорожного движения.

Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, влекущих отмену или изменение обжалуемых постановления должностного лица или решения судьи, в ходе производства по делу не допущено. Вопреки доводам жалобы процессуальные права ФИО1 были письменно разъяснены в тексте протокола об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения поданной жалобы, в том числе по изложенным в ней доводам, не имеется.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление государственного инспектора территориального отдела автотранспортного и автодорожного надзора по Республике Карелия Северного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Ространснадзора от 03.02.2020, решение судьи Прионежского районного суда Республики Карелия от 08.04.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Судья

С.В. Щепалов