ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело № 21-171/2021 г.
Судья Ушаков С.С.
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Липецкого областного суда Федосова Н.Н., рассмотрев жалобу главного государственного инспектора труда ФИО1 на решение судьи Правобережного районного суда г. Липецка от 18 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Сокольский мукомольный завод»,
УСТАНОВИЛ:
постановлением главного государственного инспектора труда ФИО1 от 17 мая 2021 г. №48/4-242-21-ПВ/12-3332-И/2018-4, ООО «Сокольский мукомольный завод» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Решением судьи Правобережного районного суда г. Липецка от 18 июня 2021 года вышеуказанное постановление в частиназначенного наказания изменено, назначено ООО «Сокольский мукомольный завод» административное наказание в виде предупреждения.
В жалобе главный государственный инспектор труда ФИО1 просит об отмене решения судьи в части наказания, оставлении постановления без изменения, поскольку в данном случае отсутствует совокупность условий для назначения лицу наказания в виде предупреждения.
В суд участники производства по делу не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом и своевременно, причину неявки не сообщили, ходатайств об отложении не заявили.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, оснований для отмены определения должностного лица и решения судьи не нахожу в связи со следующими обстоятельствами.
Согласно ч. 6 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность наступает в случае невыплаты или неполной выплаты в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с ч. 6 ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.
Согласно ст. 236 ТК РФ, при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
В силу ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В соответствии со ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
В соответствии со ст. 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.
В соответствии с Региональным соглашением о «Минимальной заработной плате в Липецкой области на 2018-2020 годы» заключенным между администрацией Липецкой области, Федерацией профсоюзов области, объединениями работодателей размер минимальной заработной платы работников, осуществляющих деятельность у работодателей внебюджетного сектора экономики, отработавших за месяц норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности), не ниже 1,2 величины прожиточного минимума трудоспособного населения за IV квартал предыдущего года, установленного постановлением администрации области.
В соответствии с дополнительным соглашением к Региональному соглашению от 26.02.2020, с 01.03.2020 размер минимальной заработной платы работников, осуществляющих деятельность у работодателей внебюджетного сектора экономики, отработавших за месяц норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) устанавливается не ниже 1,2 величины прожиточного минимума трудоспособного населения за II квартал предыдущего года, установленного постановлением администрации Липецкой области, но не ниже минимального размера оплаты труда.
Прожиточный минимум в Липецкой области на 2 квартал 2019 установлен Постановлением Администрации Липецкой области от 11 июля 2019 года № 311 для трудоспособного населения в размере 10515 руб. Таким образом, минимальная заработная плата для организаций внебюджетного сектора экономики с 1 марта 2020 года составляла 19515*1,2=12618 руб.
Как усматривается из материалов дела, Государственной инспекцией труда в Липецкой области по информации, поступившей из УМВД России по Липецкой области в рамках ст. 360 ТК РФ проведена внеплановая проверка в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Сокольский мукомольный завод».
В ходе проведения проверки выявлены нарушения трудового законодательства, допущенные ООО «Сокольский мукомольный завод» в части выплаты заработной платы в размере ниже минимального размера оплаты труда установленного в регионе.
В апреле 2020 года работнику ФИО6У. за фактически отработанные 87 часов согласно табелю учета рабочего времени (при норме по производственному календарю 175 часов) начислена заработная плата в размере 6065,00 руб., работнику ФИО7 за фактически отработанные 175 часов (при норме по производственному календарю 175 часов) начислена заработная плата в размере 12130 руб., что с учетом отработанного времени менее установленного в регионе минимального размера оплаты труда. Аналогичные нарушения выявлены также в отношении ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 в период с апреля 2020 по октябрь 2020 года. Кроме того, в декабре 2020 года работником Ёвкочдиевым К.Г. за фактически отработанные согласно табелю учета рабочего времени 183 часа (при норме по производственному календарю 183 часа) начислена заработная плата в размере 7432,50 руб., что с учетом отработанного времени менее установленного в регионе минимального размера оплаты труда.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ООО «Сокольский мукомольный завод» вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не оспаривает.
Должностное лицо и судья пришли к обоснованным выводам о том, что в действиях (бездействиях) заместителя главного бухгалтера ООО «Сокольский мукомольный завод» ФИО2 имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дело рассмотрено всесторонне, полно и объективно, установлены все юридически значимые обстоятельства.
Доводы должностного лица о необоснованности применения наказания в виде предупреждения, поскольку недовыплаченная заработная плата работникам в размере 10440 рублей был выплачена только после окончания проверки 26.05.2021 года, не могут рассматриваться в качестве основания для отмены решения суда.
Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Понятие имущественного ущерба связано с лишением или повреждением имущества и выражается в денежной сумме.
ООО «Сокольский мукомольный завод» вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не оспаривал, признали, впервые совершено административное правонарушение, причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера установлено не было, имущественный ущерб в сумме недовыплаченной заработной платы работникам в размере 10440 рублей был возмещен.
На основании Приказа о предоставлении отпуска работнику №15-лс от 13.03.2020 г. с 16.03.2020 г. по 12.04.2020 г. заместитель главного бухгалтера ФИО2 находилась в отпуске.
Приказом №17-лс от 03 апреля 2020 года, в целях недопущения распространения вируса COVID-19 и обеспечения здоровья сотрудников ФИО2 и иные сотрудники были временно переведены на дистанционную работу, на срок с 06.04.2020 г. по 30.04.2020 г. В связи с ухудшением эпидемиологической ситуации и ростом заболеваемости коронавирусной инфекции, Приказом №18-лс от 30 апреля 2020 г. срок работы в дистанционном режиме был продлен до 28 июня 2020 года. Приказом №34-лс от 26 июня 2020года срок работы в дистанционном режиме был продлен до 30.08.2020 года. Приказом №62-лс от 28 августа 2020 г. срок работы в дистанционном режиме был продлен до 04 октября 2020 года.
Приказом №78-лс от 09.10.2020 года, была осуществлена индексация заработной платы и повышение окладов сотрудников. На заместителя главного бухгалтера ФИО2 было наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания.
Как указывает, представитель Государственной инспекции труда в Липецкой области материальный ущерб работникам на общую сумму 10440 рублей был возмещен работодателем после окончания проверки 26.05.2021 года в ходе исполнения предписания.
При этом необходимо учитывать, что предписание было вынесено в первый день проверки 06.05.2021 года и вручено лицу 12.05.2021 года, срок исполнения предписания был установлен до 28.05.2021 года, т.е. в установленный срок без нарушений, при этом постановление вынесено 17.05.2021 года.
В рассматриваемом случае судья пришел к обоснованному выводу о наличии совокупности условий, предусмотренных статьей 3.4 КоАП РФ, в связи с чем, применил наказание в виде предупреждения, поскольку имущественный ущерб работникам отсутствует, ООО «Сокольский мукомольный завод» относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, при этом необходимо учитывать, что санкция статьи предусматривает назначение наказания в виде предупреждения, общество ранее к административной ответственности не привлекалось, вину в совершении административного правонарушения признало, по выходу с дистанционной работы ФИО2 была осуществлена индексация заработной платы и повышение окладов сотрудников, имущественный ущерб на сумму 10440 рублей был возмещен, каких то негативных последствий не возникло, доказательств этому в деле нет.
Поскольку назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к правонарушителю в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства, считаю, что, судья вправе был изменить постановление должностного лица в части назначенного административного наказания путем замены административного штрафа на предупреждение.
При таких обстоятельствах оснований для отмены, изменения обжалуемого решения судьи не усматривается.
Руководствуясь статьями 30.7-30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
решение судьи Правобережного районного суда г. Липецка от 18 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Сокольский мукомольный завод» оставить без изменения, а жалобу главного государственного инспектора труда ФИО1 без удовлетворения.
Судья (подпись) Н.Н. Федосова
Копия верна
Судья
Секретарь