ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-172/17 от 10.10.2017 Рязанского областного суда (Рязанская область)

21-172/2017 судья Грезнева Е.С.

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе по делу об административном правонарушении

г.Рязань 10 октября 2017 года

Судья Рязанского областного суда Артюхин А.А. при секретаре Даньшовой Т.В., рассмотрев жалобу законного представителя – генерального директора АО «Рязаньзернопродукт» ФИО1 на решение Шацкого районного суда Рязанской области от 5 сентября 2017 года об изменении постановления заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям ФИО №11623/з от 18 мая 2017 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч.2 ст.8.7 и ч.2 ст.8.8 КоАП РФ, в отношении АО «Рязаньзернопродукт»,

У С Т А Н О В И Л:

вышеуказанным постановлением заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям АО «Рязаньзернопродукт» признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.2 ст.8.7 и ч.2 ст.8.8 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 820 000 рублей.

Решением судьи районного суда указанное выше постановление должностного лица изменено в части размера назначенного административного наказания, а именно, размер административного штрафа снижен до 410 000 рублей.

Не согласившись с решением судьи, директор АО «Рязаньзернопродукт» ФИО1 подал жалобу в Рязанский областной суд, в которой просит решение районного суда отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, заслушав объяснения защитника АО «Рязаньзернопродукт» ФИО2, действующего на основании доверенности б/н от 09.12.2016 года, нахожу, что данная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

В соответствии с ч.2 ст.8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Частью 2 ст.8.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 настоящей статьи.

В соответствии с п.2 ст.13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, в силу ст.42 Земельного кодекса РФ обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно ст.6 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельного участка, являющегося предметом ипотеки, а также земельного участка, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве, принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если земельный участок используется с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, повлекшим за собой существенное снижение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения или причинение вреда окружающей среде. Критерии существенного снижения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение размера причиненного вреда окружающей среде осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Из материалов дела следует, что 17 марта 2017 года в 16 час. 00 мин. при проведении внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица АО «Рязаньзернопродукт» установлено, что на принадлежащих АО «Рязаньзернопродукт» по договорам аренды земельных участках сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для ведения сельскохозяйственного производства, с кадастровыми номерами: площадью <скрыто> кв.м.; площадью <скрыто> кв.м.; <адрес> площадью <скрыто> кв.м.; площадью <скрыто> кв.м. как единое землепользование, в состав которого входят обособленные земельные участки с кадастровыми номерами:

- площадью <скрыто> кв.м.,

- площадью <скрыто> кв.м.,

- площадью <скрыто> кв.м.,

- площадью <скрыто> кв.м.,

-, площадью <скрыто> кв.м.,

- площадью <скрыто> кв.м.,

- площадью <скрыто> кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, -заросли сорной и древесно-кустарниковой растительностью, следы сельскохозяйственной деятельности и сенокошения отсутствуют, агротехнические и агрохимические мероприятия не проводятся, что является нарушением ст.ст.13, 42 Земельного кодекса РФ, п.1 ст.6 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ст.8 Федерального закона от 16 июля 1998 года №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».

На основании указанной проверки должностным лицом Управления было вынесено постановление, в соответствии с которым АО «Рязаньзернопродукт» за не выполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв на земельном участке сельскохозяйственного назначения признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.2 ст.8.7 и ч.2 ст.8.8 КоАП РФ.

Рассматривая жалобу на постановление об административном правонарушении, судья районного суда дал надлежащую оценку имеющимся в деле доказательствам, правомерно согласившись с выводами должностного лица о наличии факта совершения АО «Рязаньзернопродукт» административных правонарушений, предусмотренных ч.2 ст.8.7 и ч.2 ст.8.8 КоАП РФ.

При этом судья районного суда обосновано изменил постановление должностного лица с применением положений частей 3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ в части размера назначенного административного наказания, снизив размер административного штрафа до 410 000 рублей.

Доводы жалобы о том, что АО «Рязаньзернопродукт» не является субъектом административного правонарушения, поскольку 16 февраля 2017 года передало земельные участки в пользование другому лицу на основании договора субаренды, были предметом обсуждения при рассмотрении дела и обоснованно отклонены, поскольку ч.2 ст.43 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что отказ юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав на земельные участки не влечет за собой прекращения их обязанностей, установленных статьей 42 настоящего Кодекса.

Существенных нарушений процессуальных норм, влекущих отмену или изменение состоявшихся по делу решений, не допущено, оснований для удовлетворения доводов жалобы не имеется.

При таком положении оснований для отмены или изменения решения судьи районного суда не имеется.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

решение Шацкого районного суда Рязанской области от 5 сентября 2017 года об изменении постановления заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям ФИО №11623/з от 18 мая 2017 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч.2 ст.8.7 и ч.2 ст.8.8 КоАП РФ, в отношении АО «Рязаньзернопродукт» оставить без изменения, а жалобу генерального директора АО «Рязаньзернопродукт» ФИО1 - без удовлетворения.

Судья Рязанского областного суда А.А. Артюхин