ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-173 от 11.10.2019 Орловского областного суда (Орловская область)

Судья Авраменко О.В. Дело № 21-173

РЕШЕНИЕ

11 октября 2019 года город Орел

Судья Орловского областного суда Сабаева И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении областного суда жалобу защитника Бурмистровой Оксаны Владимировны, действующей на основании доверенности в интересах Касьянова Сергея Владимировича, на постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области Кирьянова Андрея Николаевича от 15 мая 2019 года № 62, решение судьи Железнодорожного районного суда города Орла от 1 августа 2019 года, вынесенные в отношении должностного лица Касьянова Сергея Владимировича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области (далее по тексту - Орловское УФАС России) Кирьянова А.Н. от 15 мая 2019 года №62, должностное лицо - Касьянов С.В., признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.

Не согласившись с этим постановлением, должностное лицо Касьянов С.В. обжаловал его в районный суд.

Судьей Железнодорожного районного суда города Орла 1 августа 2019 года принято решение, которым постановление должностного лица административного органа было оставлено без изменения, в удовлетворении жалобы Касьянова С.В. отказано.

В жалобе, поданной в Орловский областной суд, защитник Бурмистрова О.В., действующая на основании доверенности в интересах Касьянова С.В., ставит вопрос об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения судьи районного суда и прекращении производства по делу об административном правонарушении ввиду отсутствия в действиях Касьянова С.В. состава административного правонарушения.

Считает, что должностное лицо Касьянов С.В. не является субъектом вмененного ему административного правонарушения.

Обращает внимание на то, что судьей не были выполнены требования статей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, Кирьянов А.Н. надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в связи с чем, судьей областного суда постановлено рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, заслушав объяснения должностного лица административного органа, составившего протокол об административном правонарушении Аксеновой Н.С., полагавшую постановление и решение судьи законными и обоснованными, оснований для отмены постановления административного органа и решения судьи районного суда не нахожу.

В соответствии с частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ) действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 статьи 14.32 настоящего Кодекса, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Из положений части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» следует, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2016 г. № 615 утверждено Положение о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее по тексту - Положение о привлечении подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, Положение).

Пунктом 1 Положения определяется порядок привлечения региональным оператором подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в целях повышения эффективности, результативности привлечения подрядных организаций, обеспечения гласности и прозрачности привлечения подрядных организаций, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в процессе привлечения подрядных организаций путем проведения предварительного отбора подрядных организаций, формирования реестра квалифицированных подрядных организаций и проведения закупок (торгов) в целях заключения договора об оказании услуг и (или) выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Порядок осуществления региональным оператором закупок регламентирован разделом III Положения о привлечении подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

В силу подпункта «г» пункта 193 Положения (в редакции от 1 июля 2016 года) закупка у единственной подрядной организации может осуществляться заказчиком в случае признания несостоявшимся электронного аукциона в соответствии с пунктами 163, 167 и 196 настоящего Положения. В соответствии с настоящим пунктом договор об оказании услуг должен быть заключен с единственной подрядной организацией на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, по цене, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается договор об оказании услуг, или при заключении договора об оказании услуг по основаниям, предусмотренным пунктом 167 настоящего Положения, при проведении электронного аукциона по цене, равной начальной (максимальной) цене договора. Такая цена не должна превышать начальную (максимальную) цену договора либо цену договора об оказании услуг, предложенную соответствующим участником электронного аукциона.

В соответствии с пунктом 195 Положения требование наличия подрядной организации в реестре квалифицированных подрядных организаций не применяется при заключении договора об оказании услуг в случаях, предусмотренных подпунктом «г» пункта 193 настоящего Положения.

Согласно пункту 205 Положения (в редакции от 1 июля 2016 года) договор об оказании услуг заключается только после предоставления участником электронного аукциона, с которым заключается договор об оказании услуг, обеспечения исполнения договора об оказании услуг в размере, указанном в извещении о проведении электронного аукциона.

Исполнение договора об оказании услуг обеспечивается: а) банковской гарантией, выданной банком, включенным в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения, предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - банковская гарантия); б) обеспечительным платежом (пункт 206 Положения (в редакции от 1 июля 2016 года).

В силу пункта 3 статьи 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации банковская гарантия должна быть предоставлена банком, включенным в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения. Для включения в перечень банк должен удовлетворять в том числе требованию - наличие собственных средств (капитала) банка в размере не менее 1 миллиарда рублей.

Пунктом 213 Положения (в редакции от 1 июля 2016 года) установлено, что заказчик рассматривает поступившую в качестве обеспечения исполнения договора об оказании услуг банковскую гарантию в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня ее поступления.

В соответствии с пунктом 214 Положения основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является: а) отсутствие сведений о банке на официальном сайте Центрального Банка Российской Федерации в сети «Интернет»; б) наличие информации об отзыве лицензии у банка на официальном сайте Центрального Банка Российской Федерации в сети «Интернет»; в) получение уведомления от банка о неподтверждении факта выдачи представленной банковской гарантии и (или) неподтверждении ее существенных условий (суммы, даты выдачи и срока действия, сведений о договоре, принципале и прочих условиях) в порядке, установленном пунктом 217 настоящего Положения; г) несоответствие размера представленной банковской гарантии капиталу банка, сведения о котором размещены на официальном сайте Центрального Банка Российской Федерации в сети «Интернет», с учетом максимально допустимого числового значения норматива максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков, установленного в качестве обязательного норматива Центральным Банком Российской Федерации; д) отсутствие информации о банковской гарантии в реестре банковских гарантий; е) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе, проекте договора об оказании услуг.

Согласно пункту 220 Положения заказчик обязан отказаться от заключения договора об оказании услуг с победителем электронного аукциона, или с участником электронного аукциона, заявке на участие в электронном аукционе которого присвоен второй номер, или с единственным участником электронного аукциона в случае установления факта несоответствия лица, с которым должен быть заключен договор об оказании услуг, требованиям настоящего Положения.

На территории Орловской области распоряжением Правительства Орловской области от 04 июля 2013 года №263-р «О создании регионального оператора - некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» в целях обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан Орловской области, реформирования жилищно-коммунального хозяйства Орловской области, внедрения ресурсосберегающих технологий, установления правовых и организационных основ предоставления финансовой поддержки муниципальным образованиям Орловской области на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, в соответствии со статьей 178 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Законом Орловской области от 28 июня 2013 года №1498-ОЗ «Об отдельных правоотношениях в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Орловской области» создан региональный оператор - некоммерческая организация «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» в организационно-правовой форме фонда.

Как видно из материалов дела об административном правонарушении, решением Орловского УФАС России по делу №345-18/02АЗ от 17 декабря 2018 года в действиях некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» установлен факт нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Указанным решением установлено, что 19 января 2017 года региональным оператором на электронной площадке «РТС-Тендер» в соответствии с Положением о привлечении подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме размещены извещения о проведении электронных аукционов №РТС257Г170008, №РТС257Г170009, №РТС257Г170010, №РТС257Г170011, №РТС257Г170012 на выполнение работ по разработке проектной документации капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Орловской области по ряду многоквартирных домов.

Согласно протоколам рассмотрения заявок аукционов №РТС257Г170008, №РТС257Г170009, №РТС257Г170010, №РТС257Г170011, №РТС257Г170012 от 22 февраля 2017 года на участие во всех аукционах была подана одна заявка от ООО «<...>».

На основании пунктов 154,163 Положения о привлечении подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, вышеперечисленные аукционы были признаны несостоявшимися.

16 марта 2017 года на основании Протоколов рассмотрения заявок на участие в электронных аукционах от 22 февраля 2017 года, в соответствии с подпунктом «г» пункта 193 Положения, между некоммерческой организацией «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» в лице исполняющего обязанности директора Касьянова С.В. и ООО <...>» заключены договоры подряда №007-ПСД/2017, №008-ПСД/2017, №009-ПСД/2017, №010-ПСД/2017, №011-ПСД/2017 по разработке проектной документации капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 206 Положения ООО «<...>» в качестве обеспечения исполнения обязательств по заключенным договорам подряда были представлены банковские гарантии ООО <...>» от 15 марта 2017 года №032/2017, №033/2017, №034/2017, №035/2017, №034/2017 на общую сумму 132784,09 руб.

При этом информация о представленных ООО «<...>» банковских гарантиях отсутствовала в реестре банковских гарантий; на дату выдачи банковские гарантии ООО <...>» не соответствовало требованиям пункта 3 статьи 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации, так как исходя из данных, размещенных на официальном сайте Центрального банка Российской Федерации, по состоянию на 1 марта 2017 года размер собственных средств банка составлял менее 1 миллиарда руб. (размер собственных средств составлял 343521000 руб.); вопреки требованиям пункта 3 статьи 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации ООО Коммерческий банк «Лайт» отсутствовал в перечне банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.

При установленных обстоятельствах, 2 апреля 2019 года ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля товарных и финансовых рынков Орловского УФАС Аксенова Н.С. составила протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 14.9 КоАП РФ в отношении должностного лица Касьянова С.В.

По результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении и иных материалов дела, руководителем Орловского УФАС России 15 мая 2019 года должностное лицо Касьянов С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа.

Вмененное в вину Касьянову С.В. административное правонарушение заключается в том, что он, являясь временно исполняющим обязанности директора Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области», 16 марта 2017 года заключил договора подряда №007-ПСД/2017, №008-ПСД/2017, №009-ПСД/2017, №010-ПСД/2017, №011-ПСД/2017 по разработке проектной документации капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов с ООО «<...>», при этом, в нарушение Положения №615 в качестве обеспечения исполнения обязательств по договорам на выполнение работ по разработке проектной документации были приняты банковские гарантии ООО <...>».

Проверяя законность постановления административного органа, судья районного суда пришел к правильному выводу о доказанности вины должностного лица Касьянова С.В. в совершении вмененного ему административного правонарушения.

Факт совершения Касьяновым С.В. административного правонарушения, а также его вина подтверждены следующими доказательствами: решением Орловского УФАС России по делу №345-18/02 АЗ от 17 декабря 2018 года, которым установлен факт нарушения некоммерческой организацией «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»; приказом №54 от 3 марта 2017 года «О временном исполнении Касьяновым С.В. обязанностей директора»; Уставом некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области»; протоколом об административном правонарушении от 2 апреля 2019 г. №057/04/14.9-146/2019.

При таких обстоятельствах, должностное лицо административного органа и судья районного суда пришли к правильному выводу о виновности должностного лица Касьянова С.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ.

Действия Касьянова С.В. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора.

Правовое положение регионального оператора регламентировано статьей 178 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Законом Орловской области от 28 июня 2013 г. №1498-ОЗ «Об отдельных правоотношениях в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Орловской области» (далее по тексту – Закон Орловской области №1498-ОЗ) регулируются отдельные отношения в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Орловской области.

Согласно статье 9 Закон Орловской области №1498-ОЗ региональная программа капитального ремонта (далее также - региональная программа) утверждается Правительством Орловской области в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.

Положениями статьи 13 Закона Орловской области №1498-ОЗ установлено, что региональный оператор создается в целях обеспечения организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе финансового обеспечения, формирования средств и имущества для такого ремонта на территории Орловской области, а также обеспечения безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории Орловской области.

Статус, цели, функции, полномочия и порядок деятельности регионального оператора определяются Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Орловской области.

Региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда.

Региональный оператор учреждается уполномоченным органом. Решение об учреждении регионального оператора принимается Правительством Орловской области.

Обеспечение деятельности регионального оператора осуществляется за счет средств областного бюджета.

Распоряжением Правительства Орловской области от 04 июля 2013 г. № 263-р создан региональный оператор - некоммерческая организация «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» в организационно-правовой форме фонда.

Таким образом, некоммерческая организация «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» является региональным оператором, созданным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим деятельность в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, Законом Орловской области №1498-ОЗ, обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств областного бюджета, то есть является организацией, участвующей в предоставлении государственных услуг на территории Орловской области.

Полномочия директора некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» предусмотрены пунктом 7.5 Устава данной некоммерческой организации и включают в себя в том числе, заключение договоров для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме независимо от балансовой стоимости активов Фонда; совершение любых других действий, необходимых для обеспечения деятельности Фонда, за исключением тех, которые относятся к исключительной компетенции иных органов Фонда.

В соответствии с приказом от 3 марта 2017 года №54 «О временном исполнении обязанностей директора» временное исполнение обязанностей директора на период с 6 марта 2017 года по 27 марта 2017 года было возложено на заместителя директора по капитальному ремонту Касьянова С.В., которым, в нарушение Положения №615, 16 марта 2017 года был заключен договор подряда по разработке проектной документации капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов с ООО «<...>» (л.д.26).

Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

С учетом изложенного выше, довод жалобы о том, что Касьянов С.В. не является субъектом вмененного административного ему правонарушения во внимание не принимается.

Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Порядок и срок давности привлечения Касьянова С.В. к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено Касьянову С.В. в пределах санкции части 1 статьи 14.9 КоАП РФ.

Принятые по делу постановление административного органа и судебное решение сомнений в своей законности не вызывают, оснований для их отмены или изменения не усматривается.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области Кирьянова Андрея Николаевича от 15 мая 2019 года № 62, решение судьи Железнодорожного районного суда города Орла от 1 августа 2019 года, вынесенные в отношении должностного лица Касьянова Сергея Владимировича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Бурмистровой Оксаны Владимировны, действующей на основании доверенности в интересах Касьянова Сергея Владимировича, - без удовлетворения.

Судья областного суда И.Н. Сабаева