ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-1731/20 от 20.08.2020 Московского областного суда (Московская область)

Судья Семенова Ю.А. дело <данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

<данные изъяты> 20 августа 2020 года

Судья Московского областного суда Бирюкова Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Шанькиной Е.С., на основании доверенности действующей в интересах ООО «Каширский региональный оператор», на постановление заместителя начальника ТО <данные изъяты> территориального управления <данные изъяты><данные изъяты> от <данные изъяты> и решение судьи Луховицкого районного суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Каширский региональный оператор»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника ТО <данные изъяты> территориального управления <данные изъяты><данные изъяты> от <данные изъяты>, юридическое лицо – ООО «Каширский региональный оператор», признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 250000 рублей.

Решением судьи Луховицкого районного суда <данные изъяты> от <данные изъяты>, указанное постановление изменено, в части размера назначенного административного наказания, административный штраф снижен до 100000 рублей.

Не согласившись с принятыми по делу решениями, защитник Шанькина Е.С. их обжаловала, указывая на нарушения норм материального права, неверное установление фактических обстоятельств по делу.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, заслушав пояснения защитника Шанькиной Е.С., свидетелей должностных лиц ФИО1 и ФИО2, суд второй инстанции находит решение судьи районного суда по делу об административном правонарушении подлежащим отмене с направлением дела на новое рассмотрение в тот же суд по следующим основаниям.

В соответствии с требованиями ч. 3 ст.30.6 КоАП РФ, судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Статьей 24.1 КоАП РФ определено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.

Данные требования закона судьей районного суда при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица выполнены не были.

Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса влечет административную ответственность по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ.

Как следует из материалов дела, <данные изъяты> в 13 часов 34 минуты по адресу: <данные изъяты>, д. Калянинское,<данные изъяты> на контейнерной площадке по указанному адресу отсутствуют контейнеры для накопления твердых коммунальных отходов, чем нарушены требования ФЗ от 10.01.2020 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 13.4 ФЗ от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.2 Постановления Правительства РФ от 25.08.2008 №641 ст. 2,3,4,5,6 Распоряжения Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 26.06.2019 №350-Р «Об утверждении порядка накопления твердых коммунальных отходов на территории Московской области».

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «Каширский региональный оператор» к административной ответственности по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ.

При рассмотрении дела в городском суде и жалобе защитник общества указывал, что субъект административного правонарушения установлен не верно, ввиду отсутствия обязанности по созданию и содержанию контейнерных площадок; оборудование площадки для крупногабаритных отходов не входит в компетенцию общества; переполненное состояние контейнеров зафиксировано не было, подбор крупногабаритного мусора был осуществлен.

Пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения учреждения к административной ответственности) установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

В соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 (далее Правила обращения с ТКО) договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) настоящих Правил (пункт 5 данных Правил).

Согласно подпункту "в" пункта 8 (1) Правил обращения с ТКО региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.

В соответствии со ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя:

данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.

Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктами 3,4 Постановление Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра" места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее - заявка).

При рассмотрении дела в Московском областном суде должностные лица ФИО1 и ФИО2 пояснили, что контейнеры, расположенные на данной контейнерной площадке принадлежат ООО «Каширский региональный оператор», которое в соответствии с требованиями соглашения от <данные изъяты> п.п.<данные изъяты> -<данные изъяты> обязан размещать и использовать для накопления твердых коммунальных отходов контейнеры и бункеры, обеспечивать замену поврежденных контейнеров.

Из имеющегося в материалах дела реестра мест накопления твердых коммунальных отходов от <данные изъяты> следует, что собственником данной контейнерной площадки является МБУ «КББХ».

Между тем, данные обстоятельства и доводы жалобы оставлены судьей районного суда без должного внимания и какой либо проверки не получили.

Сведения о передаче данной контейнерной площадки региональному оператору, а также каким юридическом лицом размещались на данной площадке контейнеры для сбора КГО и ТКО не истребовались, представители МБУ «КББХ» судом при рассмотрении жалобы по обстоятельствам дела не опрашивались.

Таким образом, лицо ответственное за содержание контейнерной площадки, контроль за накоплением ТКО на ней и обязанное, в том числе, установить на ней контейнер не установлено.

Без выяснения указанных обстоятельств дела, выводы судьи городского суда о виновности ООО «Каширский региональный оператор» и доказанности совершения обществом вмененного административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, преждевременны, их нельзя признать соответствующими ст. 24.1 КоАП РФ.

Изложенное свидетельствует о том, что в ходе судебного разбирательства по данному делу об административном правонарушении судья районного суда не выполнил в полном объеме требования ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ, что не позволило ему всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При таких обстоятельствах, решение судьи Луховицкого районного суда <данные изъяты> от <данные изъяты> подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в тот же суд.

При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, дать надлежащую оценку имеющимся и вновь представленным доказательствам, постановить законное и обоснованнее решение по делу.

Руководствуясь п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

решение судьи Луховицкого районного суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Каширский региональный оператор» отменить, дело вернуть на новое рассмотрение в тот же суд.

Судья Бирюкова Е.Ю.