ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-1740/19 от 03.10.2019 Московского областного суда (Московская область)

Судья Перминова Е.А. дело № 21-1740/2019

Р Е Ш Е Н И Е

г. Красногорск,

Московская область 03 октября 2019 года

Судья Московского областного суда Комарова О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника - адвоката Гараева В.Ф., действующего в защиту интересов ООО «Ядрово», на постановление начальника отдела по лицензионному контролю и федеральному государственному экологическому надзору в сфере обращения с отходами Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области ФИО1 от 29.05.2019 года и решение Волоколамского городского суда Московской области от 30 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Ядрово»,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением начальника отдела по лицензионному контролю и федеральному государственному экологическому надзору в сфере обращения с отходами Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области ФИО1 от 29.05.2019 года Общество с ограниченной ответственностью «Ядрово» (далее ООО «Ядрово», Общество), юридический адрес: <данные изъяты>, ИНН <данные изъяты>, ОГРН <данные изъяты>, признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 120 000 рублей.

Решением Волоколамского городского суда Московской области от 30 июля 2019 года постановление должностного лица оставлено без изменения.

Не согласившись с вынесенным решением, защитник ООО «Ядрово» его обжаловал, просил отменить, указывая на нарушения норм материального и процессуального права. Сослался на отсутствие в действиях ООО «Ядрово» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и малозначительность правонарушения.

Будучи надлежаще извещенными о месте и времени рассмотрения дела, законный представитель и защитник ООО «Ядрово» в судебное заседание Московского областного суда не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли, в связи с чем, суд второй инстанции считает возможным рассмотреть дело по имеющимся материалам.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, допросив свидетеля ФИО2, суд второй инстанции оснований для отмены или изменения вынесенных по делу об административном правонарушении актов не усматривает.

Из материалов дела следует, что 23.04.2019 года в период времени с 12-00 часов до 19-00 часов в ходе проведения административного расследования проведен осмотр «северного» (рабочего) и «южного» (не рабочего) тел полигона ТКО «Ядрово» и прилегающей территории.

Осмотром установлено, что на «северном» теле полигона ТКО «Ядрово» осуществляются работы по размещению ТКО. На момент осмотра осуществлялся завоз ТКО, на теле полигона работали каток-уплотнитель и бульдозер. Площадь полигона составляет примерно 10 га. Примерно 9,5 га пересыпано изолирующим грунтом. Участок полигона площадью 0,5 га (50 м х 100 м), который является рабочей картой, не был пересыпан изолирующим грунтом, что является нарушением требований ч. 2.4 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов (утв. Приказом Минстроя РФ от 02.11.1996 г.), согласно которой устанавливаются следующие размеры рабочей карты: ширина 5 м, длина 30-50 м.

Также, установлено, что на рабочей карте полигона установлены сетчатые ограждения высотой 1.8 м. для предотвращения разлета легкой фракции отходов производства и потребления. В соответствии с п. 2. 10 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов (утв. Приказом Минстроя РФ от 02.11.1996 г.) переносимые сетчатые ограждения устанавливаются, как можно ближе к месту разгрузки и складирования ТБО, перпендикулярно направлению господствующих ветров для задержания легких металлических профилей, обтягивается сеткой с размерами ячеек 40-50 мм, ширина щитов принимается 1-1.5 м.

Тем самым ООО «Ядрово» нарушило п. 2.10 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов (утв. приказом Минстроя РФ от 02.11.1996 года), п.5.1 Санитарных правил 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», ст. 11.12 Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.39 Федерального закона №39-Ф3 «Об охране окружающей среды».

<данные изъяты> в 15:30 при обследовании территории полигона ТКО «Ядрово» на свалочном теле обнаружены размещенные отработанные автомобильные покрышки (5шт) и химический источник тока - аккумуляторная батарейка (1шт), которые запрещены к размещению на полигоне ТКО «Ядрово». Данный вид отходов отсутствует у ООО «Ядрово» в перечне отходов, с которыми разрешается осуществлять деятельность в соответствии с конкретными видами обращения с отходами 1-4 классов опасности, из числа включенных в название лицензируемого вида деятельности, в соответствии с лицензией на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности № 077 838 от 14.09.2016 года, полученной ООО «Ядрово», что является нарушением требований ст.11 ч.2, ст.14 ч.4 Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.34 ч.1, ст.39 ч.н.1-2, ст.51 ч.1 Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.2.4 Санитарных правил 2.1.7.1038-1 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов».

Осмотром также установлено, что на «северном» теле полигона ТКО «Ядрово» осуществляются работы по размещению ТКО. На момент осмотра осуществлялся завоз ТКО, на теле полигона работали каток-уплотнитель и бульдозер. Площадь полигона составляет примерно 10 га. Примерно 9,5 га пересыпано изолирующим грунтом. Участок полигона площадь 0,5 га (50м х 100м), который является рабочей картой, не был пересыпан изолирующим грунтом, что является нарушением требований ч.2.4 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов (утв. приказом Минстроя РФ от 02.11.1996 года), согласно которой устанавливаются следующие размеры рабочей карты: ширина 5м, длина 30-50м.

На рабочей карте полигона установлены сетчатые ограждения высотой 1,8м, для предотвращения разлета легкой фракции отходов производства и потребления, что является нарушением и.2.10 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов (утв. приказом Минстроя РФ от 02.11.1996 года), согласно которой переносные сетчатые ограждения устанавливаются как можно ближе к месту разгрузки и складирования ТБО, перпендикулярно направлению господствующих ветров для задержания легких фракций отходов; высота ограждения - 4- 4,5м, рама щитов выполняется из легких металлических профилей, обтягивается сеткой с размерами ячеек 40-50 мм, ширина щитов принимается 1-1,5м.

Тем самым <данные изъяты> в 15:30 по адресу: <данные изъяты> ООО «Ядрово» нарушило п. 2.10 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов (утв. приказом Минстроя РФ от 02.11.1996 года), п.п.2.4, 5.1 Санитарных правил 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», ст. 11,12 Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.39 Федерального закона №39-Ф3 «Об охране окружающей среды».

По данному факту юридическое лицо привлечено по ст.8.2 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.

В соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» при обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности должны соблюдаться требования, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

На основании ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Согласно ч. 2 ст. 39 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 2.4 Санитарных правил 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» на полигоны твердых бытовых отходов принимаются отходы из жилых домов, общественных зданий и учреждений, предприятий торговли, общественного питания, уличный, садово - парковый смет, строительный мусор и некоторые виды твердых промышленных отходов 3 - 4 класса опасности, а также неопасные отходы, класс которых устанавливается экспериментальными методами. Список таких отходов согласовывается с центром госсанэпиднадзора в территории (далее территориальным ЦГСЭН).

На основании п. 5.1 Санитарных правил 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» складирование ТБО допускается только на рабочей карте и в соответствии с инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов. Промежуточная или окончательная изоляция уплотненного слоя ТБО осуществляется в летний период ежесуточно, при температуре +5 град. C - не позднее трех суток со времени складирования ТБО.

Вина юридического лица в совершении вмененного правонарушения подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств, в том числе: определением о возбуждении дела об административном правонарушении, протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий от 20.05.2019 года №012/007/2019 года, фототаблицей, протоколом об административном правонарушении, лицензией, согласно которой 14.09.2016 года ООО «Ядрово» получило лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов 1-4 классов опасности, выпиской из ЕГРЮЛ, а также, иными доказательствами, оцененными судом в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, в связи с чем, суд второй инстанции считает привлечение юридического лица к ответственности правомерным и обоснованным.

Действия ООО «Ядрово» по ст.8.2 КоАП РФ квалифицированы правильно.

Постановление должностного лица и решение суда основаны на материалах дела, обоснованны и законны, не противоречат положениям КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении вынесено должностным лицом, уполномоченным на его вынесение.

Сроки давности привлечения юридического лица к административной ответственности соблюдены в соответствии с требованиями ст.4.5 КоАП РФ.

Наказание юридическому лицу назначено по общим правилам его назначения, с учетом характера и степени общественной опасности административного правонарушения, находится в рамках санкции статьи. Оснований для снижения наказания суд апелляционной инстанции не усматривает.

Все доводы жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что они направлены на иную субъективную оценку исследованных в городском суде доказательств, не содержат правовых аргументов, влияющих на выводы суда, и сводятся к переоценке доказательств по делу, в связи с чем, подлежат отклонению, как необоснованные.

Доводы жалобы о том, что Инструкция по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов (утв. приказом Минстроя РФ от 02.11.1996 года) устарела, является необоснованным, поскольку, на настоящий момент она является действующей и не исполнение, указанных в ней требований, является нарушением. Установление на полигоне ограждений менее 4 метров высотой способствует загрязнению окружающей среды легкими фракциями отходов, которые разлетаются с тела полигона. Кроме того, Обществом допущено размещение отходов, не подлежащих размещению на данном полигоне, что является грубейшим нарушением, влияющим на охрану окружающей среды. Также, участок полигона, который является рабочей картой, не пересыпан изолирующим грунтом, что может служить загрязнению окружающей среды. Допущенные Обществом нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований, вопреки доводам жалобы, влияют на экологическую обстановку вблизи полигона ТБО «Ядрово», в связи с чем, действия ООО «Ядрово» правильно квалифицированы по ст. 8.2 КоАП РФ, а совершенное Обществом деяние не является малозначительным. Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ, не имеется.

В связи с вышеизложенным, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о правомерности привлечения Общества к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.

Дело рассмотрено в соответствии с требованиями Кодекса РФ об административных правонарушениях, процессуальных нарушений, влекущих отмену вынесенных по делу актов, не установлено, оснований для отмены или изменения по доводам жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление начальника отдела по лицензионному контролю и федеральному государственному экологическому надзору в сфере обращения с отходами Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области ФИО1 от 29.05.2019 года и решение Волоколамского городского суда Московской области от 30 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Ядрово» - оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судья подпись О.В. Комарова

Копия верна.

Судья: Секретарь: