ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-1748/20 от 20.08.2020 Московского областного суда (Московская область)

Судья Усачева Ю.В. дело <данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

<данные изъяты>,

<данные изъяты> 20 августа 2020 года

Судья Московского областного суда Бирюкова Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Кравченко Н.Н. действующего в интересах юридического лица ООО «Сергиево-Посадский региональный оператор» на постановление должностного лица <данные изъяты><данные изъяты> от <данные изъяты> и решение судьи Лобненского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.6.4 Закона Московской области от 04.05.2016 №37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях», в отношении ООО «Сергиево-Посадский региональный оператор»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением должностного лица <данные изъяты><данные изъяты> от <данные изъяты>, юридическое лицо – ООО «Сергиево-Посадский региональный оператор», признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.6.4 Закона Московской области от 04.05.2016 №37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях» и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Решением судьи Лобненского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты>, указанное постановление оставлено без изменений жалоба без удовлетворения.

Не согласившись с принятыми по делу решениями, защитник Кравченко Н.Н. их обжаловал, указывая на нарушения норм материального права, неверное установление фактических обстоятельств по делу.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, заслушав пояснения свидетеля должностного лица Скоробогатову Е.С., суд второй инстанции находит решение судьи городского суда по делу об административном правонарушении подлежащим отмене с направлением дела на новое рассмотрение в тот же суд по следующим основаниям.

В соответствии с требованиями ч. 3 ст.30.6 КоАП РФ, судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Статьей 24.1 КоАП РФ определено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.

Данные требования закона судьей районного суда при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица выполнены не были.

Частью 4 статьи 6.4 Закона Московской области от 04.05.2016г. №37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях» предусмотрена ответственность за нарушение норм и правил содержания контейнеров и бункеров, установленных правилами благоустройства муниципальных образований, в том числе выраженное в загрязненном или неокрашенном состоянии, а также в наличии ржавчины, очагов коррозии, деформации, трещин и сколов.

Как следует из материалов дела, <данные изъяты> в 11 часов 47 минуту по адресу: <данные изъяты> на территории общего пользования, доступ на которую в установленном законодательстве порядке для населения не ограничен, выявлено нарушение норм и правил содержания контейнеров и бункеров, а именно с тыльной стороны от контейнерной площадки находится контейнер установленного образца для сбора ТКО, который на момент осмотра имеет механические повреждения в виде трещин, деформаций проемов чем нарушены положения ст. 15 закона Московской области №191/2014-ОЗ от 30 декабря 2014 года «О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в <данные изъяты>», п. 3.10 Распоряжения министерства ЖКХ МО <данные изъяты>-РФ.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «Сергиево-Посадский региональный оператор» к административной ответственности по. 4 ст.6.4 Закона Московской области от 04.05.2016 №37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях».

При рассмотрении дела в городском суде и жалобе защитник общества указывал, что субъект административного правонарушения установлен не верно, ввиду отсутствия обязанности по созданию и содержанию контейнерных площадок; оборудование площадки для крупногабаритных отходов не входит в компетенцию общества; переполненное состояние контейнеров зафиксировано не было, подбор крупногабаритного мусора был осуществлен.

Пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения учреждения к административной ответственности) установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

В соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 (далее Правила обращения с ТКО) договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) настоящих Правил (пункт 5 данных Правил).

Согласно подпункту "в" пункта 8 (1) Правил обращения с ТКО региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.

В соответствии со ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя:

данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.

Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктами 3,4 Постановление Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра" места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее - заявка).

Согласно п.3.10 Распоряжения Министерства ЖКХ МО от 26.06.2019 N 350-РВ "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Московской области" контейнеры, предназначенные для накопления (в том числе раздельного накопления) ТКО, должны содержаться в исправном состоянии.

Из представленного в материалы дела договора № СПРО-2018-0000025 от <данные изъяты> заключенного ООО «Сергиево-Посадский региональный оператор» с ООО «Управляющая компания «Монолит Комфорт» следует, что региональный оператор по обращению с ТКО отвечает за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз и/или бункеровоз в местах их накопления. Бремя содержания контейнерных площадок для складирования КГО и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут собственники помещений в многоквартирном доме либо лицо, привлекаемое собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию общего имущества в таком доме, либо балансодержатель таких площадок.

Бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования КГО и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несет собственник земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория (п.п. 3.1 -3.3).

Согласно приложению к данному договору по адресу: <данные изъяты> установлено 12 контейнеров.

Сведений в чьем ведении находится контейнерная площадка по адресу: <данные изъяты> материалы дела не представлено.

Таким образом, лицо ответственное за содержание контейнерной площадки, контроль за накоплением ТКО на ней и обязанное, в том числе, заменить контейнер не установлено. Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в материалах дела отсутствует и судом при рассмотрении дела не истребовался.

Сведений о том, что неисправный контейнер находится в собственности ООО «Сергиево-Посадский региональный оператор» в материалы дела также не представлено и такие сведения судом не истребовались.

Между тем, без выяснения указанных обстоятельств дела, выводы судьи городского суда о виновности ООО «Сергиево-Посадский региональный оператор» и доказанности совершения обществом вмененного административного правонарушения, предусмотренного по ч.4 ст.6.4 Закона Московской области от 04.05.2016 №37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях», преждевременны, их нельзя признать соответствующими ст. 24.1 КоАП РФ.

Изложенное свидетельствует о том, что в ходе судебного разбирательства по данному делу об административном правонарушении судья районного суда не выполнил в полном объеме требования ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ, что не позволило ему всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При таких обстоятельствах решение судьи Лобненского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу об административном правонарушении, предусмотренном, по ч.4 ст.6.4 Закона Московской области от 04.05.2016 №37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях», в отношении ООО «Сергиево-Посадский региональный оператор» подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в тот же суд.

При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, дать надлежащую оценку имеющимся и вновь представленным доказательствам, постановить законное и обоснованнее решение по делу.

Руководствуясь п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

решение судьи Лобненского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.6.4 Закона Московской области от 04.05.2016 №37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях», в отношении ООО «Сергиево-Посадский региональный оператор» отменить дело вернуть на новое рассмотрение в тот же суд.

Судья Бирюкова Е.Ю.