ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-1752/2021 от 25.11.2021 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья Онучина И.Г. дело № 21-1752/2021

РЕШЕНИЕ

г. Самара 25 ноября 2021 года

Судья Самарского областного суда Толмосова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы защитника Кирилловой А.А., действующей на основании доверенности, в интересах ООО «Бургер Рус» на постановление старшего государственного инспектора Самарской области охраны окружающей среды № 64и от 3.06.2021, решение судьи Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 5.08.2021, вынесенное в отношение ООО «Бургер Рус» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением старшего государственного инспектора Самарской области охраны окружающей среды № 64и от 3.06.2021 ООО «Бургер Рус» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением судьи Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 5.08.2021 указанное выше постановление оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Самарский областной суд, защитник Кириллова А.А. просит отменить постановление должностного лица от 3.06.2021 и решение Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 5.08.2021, приводя доводы об их незаконности, указывая, что нарушений требований природоохранного законодательства РФ со стороны юридического лица допущено не было, отчет был предоставлен в установленные сроки.

В судебное заседание защитник ООО «Бургер Рус» не явился, просит рассмотреть жалобу в его отсутствие.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы должностного лица позволяет прийти к следующим выводам.

В соответствии со статьей 8.5 КоАП РФ сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Пунктом 7 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что юридические лица, за исключением юридических лиц, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пункту 1 статьи 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории: объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории; объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории; объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории; объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.

Приложением N 2 к приказу Минприроды России от 28.02.2018 N 74 "Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля" утвержден Порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, в соответствии с пунктом 1 которого отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля представляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.

Из пункта 2 названного Порядка следует, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах II и III категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют отчет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный экологический надзор, по месту осуществления деятельности.

Из приказа министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 19.12.2018 N 810 "Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на объектах II и III категорий, подлежащих региональному государственному экологическому надзору" следует, что настоящий Порядок предназначен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - хозяйствующие субъекты), осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II и III категорий (далее - объекты), по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду (пункт 2). Прием отчетности ПЭК осуществляет управление нормирования и государственной экологической экспертизы департамента охраны окружающей среды министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования (далее - управление) (пункт 3). Хозяйствующие субъекты представляют отчетность ПЭК до 25 марта года, следующего за отчетным периодом (пункт 4). Отчетный период составляет один календарный год. В случае начала осуществления деятельности хозяйствующего субъекта в течение отчетного календарного года отчетный период исчисляется с даты государственной регистрации хозяйствующего субъекта до конца календарного года (пункт 5).

Из материалов дела следует не оспаривается заявителем, что ООО «Бургер» осуществляет свою деятельность на объектах, относящихся к ||| категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, по адресам: <...>; Самарская область, город Тольятти, пересечение Южного и Обводного шоссе; Самарская область, город Тольятти, ул. ФИО1, д. 23А.

В нарушение требований п. 7 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 4 Порядка представления и контроля отчетности об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на объектах II и III категорий, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, утвержденного Приказом министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 19.12.2018 N 810 ООО «Бургер» не представило отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за 2020 год в министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.

Указанные обстоятельства послужили основанием к составлению протокола об административном правонарушении № 7М/2021 от 17.05.2021 с последующим привлечением Общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.5 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства по делу обстоятельствами, послужившие основанием для привлечения Общества к административной ответственности по данному делу, подтверждаются собранными доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении (л.д. 35 - 37), выпиской из ЕГРЮЛ, а также иными представленными доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 указанного Кодекса.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Принимая обжалуемые акты, старший государственный инспектор Самарской области в области охраны окружающей среды и суд первой инстанции обоснованно сочли, что юридическое лицо имело возможность для соблюдения норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Довод жалобы заявителя о том, что Обществом нарушений требований природоохранного законодательства РФ не допускалось, поскольку отчеты были предоставлены в установленном порядке и в предусмотренные сроки, а именно, что 22.03.2021 юридическим лицом отчеты направлены в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области через личный кабинет природопользователя https://lk.rpn.gov.ru/ с присвоением следующих номеров: 36-0263-002609-П, категория объекта III, место нахождения объекта: <...> – номер отчета 4785955; 36-0263-002685-П, категория объекта III, место нахождения объекта: Самарская область, г. Тольятти, пересечение Южного и Обводного шоссе – номер отчета 4786377; 36-0263-003972-П, категория объекта III, место нахождения объекта: <...> – номер отчета 4786737, направлен на переоценку норм материального, а также доказательств, имеющихся в материалах дела.

Из общедоступной информации сети интернет следует, что сайт https://lk.rpn.gov.ru/ является сайтом федерального органа Росприроднадзора.

Пунктом 3 приказа Минприроды России от 28.02.2018 N 74 "Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля" отчет оформляется в двух экземплярах, один экземпляр которого хранится у юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на данном объекте, а второй экземпляр вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе представляется непосредственно в соответствующий орган, указанный в пункте 2 настоящего Порядка, или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении. Отчет может быть направлен в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (пункт 4 настоящего приказа).

Согласно имеющимся в материалах дела свидетельствам о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет № 2453037 от 10.08.2017, № 2415591 от 7.11.2017, № 2155850 от 06.05.20219 ООО «Бургер Рус» осуществляет деятельность на объектах III категории, подлежащих именно региональному государственному экологическому надзору.

Из системного толкования указанных выше норм во взаимосвязи с установленными по делу обстоятельствами, следует, что ООО Бургер Рус», как юридическое лицо, осуществляющее деятельность на объектах III категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, обязано представлять отчет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный экологический надзор, по месту осуществления деятельности, а именно, в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области. Вместе с тем, указанный отчет в данный орган в нарушение требований действующего природоохранного законодательства РФ представлен не был.

При таких обстоятельствах, деяние учреждения квалифицировано по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, положениями названного Кодекса и иными подлежащими применению нормами, регулирующими порядок представления и контроля отчетности об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля. Несогласие защитника с этими выводами и оценкой установленных по делу обстоятельств не является правовым основанием к отмене обжалуемых решений.

Доводы настоящей жалобы сводятся к выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, выполненной в соответствии с положениями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не опровергают установленных судом обстоятельств и не влияют на законность принятых по делу актов.

Порядок и срок давности привлечения учреждения к административной ответственности соблюдены.

Оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела не установлено.

Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц.

Обстоятельств, которые могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 -30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

решение судьи Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 5.08.2021, и постановление старшего государственного инспектора Самарской области охраны окружающей среды № 64и от 3.06.2021, вынесенные в отношение ООО «Бургер Рус» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения.

Жалобу защитника Кирилловой А.А., действующей на основании доверенности, в интересах ООО «Бургер Рус» – оставить без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке и срок, установленные статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Самарского областного суда А.А. Толмосова

.