Судья Горбачева Т.Н. Дело 21-177/2021
РЕШЕНИЕ
13 августа 2021 года город Орел
Судья Орловского областного суда Сафронова Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении областного суда жалобу старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области ФИО1 на решение судьи Советского районного суда г. Орла от 17 мая 2021 года, которым отменено постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации г. Орла, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения,
установила:
постановлением начальника отдела – старшего судебного пристава межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления федеральной службы судебных приставов по Орловской области (далее по тексту – МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области) ФИО1 от 28 января 2021 года юридическое лицо – администрация г.Орла признана виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ) и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с принятым постановлением, администрация г.Орла обжаловала его в районный суд, судьей которого постановлено указанное выше решение.
В жалобе, поданной в Орловский областной суд в порядке статьи 30.1 КоАП РФ, старший судебный пристав МОСП по ОИП УФССП по Орловской области ФИО1 ставит вопрос об отмене решения судьи районного суда и возвращении дела на новое рассмотрение.
Считает, что администрацией г. Орла не были приняты все возможные, зависящие от должника меры, направленные на исполнение требований исполнительного документа в рамках правовых процедур, предусмотренных действующим законодательством.
По мнению должностного лица УФССП России по Орловской области, вина администрации г.Орла в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ установлена, подтверждается материалами исполнительного производства и протоколом об административном правонарушении.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме на основании статьи 30.6 КоАП РФ, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Согласно статье 105 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон «Об исполнительном производстве») в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.
Указанные нормы направлены на обеспечение своевременного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Из материалов дела усматривается, что решением Советского районного суда г. Орла от 23 декабря 2013 года на администрацию г. Орла возложена обязанность организовать объект для утилизации бытовых и промышленных отходов, соответствующего экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям на месте существующего размещения отходов по адресу: <адрес>.
08 апреля 2014 года на основании исполнительного листа, выданного Советским районным судом г. Орла, в отношении должника администрации г. Орла судебным приставом-исполнителем Заводского РОСП г. Орла УФССП по Орловской области возбуждено исполнительное производство №) о понуждении организовать объект для утилизации бытовых и промышленных отходов, соответствующего экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям на месте существующего размещения отходов по адресу: <адрес>. Должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
27 мая 2014 года должностным лицом Заводского РОСП г.Орла в отношении должника вынесено постановление о взыскании исполнительного сбора, которое вступило в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 2 октября 2014 г. отменено определение Советского районного суда г. Орла от 18 августа 2014 года об отказе в удовлетворении заявления администрации г.Орла о предоставлении отсрочки исполнения решения, предоставлена отсрочка исполнения решения до 1 июня 2015 года.
На основании вступившего в законную силу апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 15 июля 2015 года отменено определение Советского районного суда г. Орла об удовлетворении заявления администрации г.Орла о замене ответчика на Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, ЖКЖ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области.
Определением Советского районного суда г. Орла от 11 августа 2015 года администрации г. Орла предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 31 марта 2016 года. В дальнейшем, определением Советского районного суда г. Орла от 10 мая 2017 года администрации г. Орла предоставлена отсрочка исполнения решения суда на срок до 30 сентября 2017 года.
Определением Советского районного суда г. Орла от 11 марта 2020 года в удовлетворении заявления администрации г. Орла о прекращении исполнительного производства отказано. Данное определение суда также вступило в законную силу.
В связи с неисполнением должником администрацией г. Орла требований исполнительного документа в установленный срок, 15 июля 2020 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области вынесено постановление о назначении нового срока для исполнения требований исполнительного документа до 31 августа 2020 года.
Неисполнение администрацией г. Орла содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, послужило основанием для составления в отношении администрации г. Орла протокола об административном правонарушении от 19 января 2020 года по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Постановлением начальника отдела – старшего судебного пристава МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области ФИО1 от 28 января 2021 года №1/21/57024-АП администрация г. Орла привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Вместе с тем, в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отменяя постановление должностного лица от 28 января 2021 года, судьей районного суда установлены следующие обстоятельства.
10 ноября 2014 года принят Закон Орловской области № 1686-03 «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Орловской области и органами государственной власти Орловской области», вступивший в силу с 1 января 2015 года.
В соответствии с пунктом 19 статьи 5 указанного Закона Орловской области, в редакции от 10 ноября 2014 года, Правительство Орловской области или уполномоченные им органы исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области осуществляют полномочия органов местного самоуправления городских округов Орловской области (далее также - городской округ) по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
При этом пунктом 7.2 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. №18-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 статьи 5 Закона Орловской области от 24.12.2015 №1896-03 «О регулировании отдельных отношений в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Орловской области» деятельность по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию организует уполномоченный орган.
Пунктом 4 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обязанность по осуществлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации возложена на собственников объектов размещения отходов, а также лиц, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов.
Судом установлено, что уполномоченным органом в соответствии с пунктом 7 статьи 5 Закона Орловской области от 24.12.2015 №1896-03 «О регулировании отдельных отношений в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Орловской области» на территории Орловской области Постановлением Правительства Орловской области от 18 февраля 2016 года №49 определен Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, ЖКЖ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области.
Как следует из материалов дела, во вновь установленный судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области срок для исполнения требований исполнительного документа, администрации г.Орла не являлась собственником или пользователем объекта размещения отходов, расположенного по адресу: <адрес>.
Так, в настоящее время на территории указанного объекта размещения отходов АО «ЭкоСити» осуществляет работы в рамках инвестиционного соглашения, заключенного с Департаментом экономического развития и инвестиционной деятельности Орловской области.
В соответствии с паспортом инвестиционного проекта целью его целью является, в том числе, улучшение условий окружающей среды на участках бывшего полигона твердых бытовых отходов и промышленных отходов г. Орла и возвращение нарушенных земель для дальнейшего хозяйственного использования, строительство и эксплуатация нового комплекса сбора и утилизации свалочного газа на участках бывшего полигона, ликвидация несанкционированной свалки отходов самой масштабной в г. Орле и Орловской области.
Подготовительный этап реализации инвестиционного проекта (ориентировочный срок исполнения (2019-2020 г.) включает в себя оформление прав собственности (аренды) на земельные участки с кадастровыми номерами №, №, №, № и другие требуемые неразграниченные участки, необходимые для осуществления проектноизыскательских работ и создание проектной документации рекультивации, находящихся под телом бывшего полигона отходов г. Орла, создание проектной документации по рекультивации тела полигона и создание системы сбора, утилизации и обезвреживания свалочного газ, выделяющегося из него, получение необходимых согласований и разрешений для начала осуществления подготовительных работ.
Приказом Департамента экономического развития и инвестиционной деятельности Орловской области № 60 от 12 марта 2019 г. инвестиционный проект «Рекультивация бывшего полигона твердых бытовых отходов и коммунальных отходов г.Орла и строительства комплекса по сбору и утилизации свалочного газа» в реестр инвестиционных проектов Орловской области.
В соответствии договорами аренды земельных участков от <дата>, <дата>, <дата>, заключенными между управлением муниципального имущества администрации г.Орла и <...>», земельные участки под объектом размещения отходов, расположенного по адресу: <адрес>, переданы в аренду <...>» для реализации инвестиционного проекта «Рекультивация бывшего полигона твердых бытовых отходов и коммунальных отходов г. Орла и строительства комплекса по сбору и утилизации свалочного газа» на срок до 2044 г., 2045 г., 2067 г. соответственно.
При изложенных обстоятельствах, установив наличие объективных препятствий для исполнения администрацией г.Орла требований исполнительного документа ввиду изменений законодательства, в результате которых, у администрации отсутствуют полномочия по организации утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов, и учитывая, что территория существовавшего размещения отходов является объектом реализации указанного инвестиционного проекта и разрабатывается (рекультивируется) иным юридическим лицом, судья районного суда обоснованно пришла к выводу об отсутствии в действиях юридического лица – администрации г.Орла состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, отменив оспариваемое постановление, и прекратив производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Приведенные в жалобе должностного лица административного органа доводы являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку с учетом установленных по делу обстоятельств.
Жалоба старшего судебного пристава МОСП по ОИП УФССП по Орловской области ФИО1 не содержит указаний на конкретные мероприятия, для выполнения которых у администрации г.Орла имелась возможность в целях исполнения требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок, однако данным юридическим лицом все зависящие от него меры по исполнению приняты не были.
Ввиду изложенного, оснований для отмены обжалуемого судебного решения и возвращения дела на новое рассмотрение не имеется.
Руководствуясь статьями 30.2, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решила:
решение судьи Советского районного суда г. Орла от 17 мая 2021 года оставить без изменения, жалобу старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области ФИО1 – без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в порядке статьи 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 указанного Кодекса, должностным лицом, направившим дело в суд, либо опротестовано прокурором в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Судья Л.И. Сафронова
Судья Горбачева Т.Н. Дело 21-177/2021