Дело № 21-178 пост....
Верховный Суд Республики Бурятия
РЕШЕНИЕ
г.Улан-Удэ 19 сентября 2017 года
Судья Верховного Суда Республики Бурятия Назимова П.С., при секретаре Зарбаевой В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФБУ «Российский центр защиты леса» на решение судьи Прибайкальского районного суда Республики Бурятия от 27 июня 2017 года, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в отношении ФБУ «Российский центр защиты леса» по части 3 статьи 8.8 КоАП РФ,
установил:
постановлением главного государственного инспектора Кабанского и Прибайкальского районов по использованию и охране земель от 11 октября 2016 года ФБУ «Российский центр защиты леса» признано виновным в совершении административного правонарушения по части 3 статьи 8.8 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 400000 руб. за то, что переданный в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок, расположенный по адресу: <...>, не используется Учреждением в соответствии с видом разрешенного использования.
Решением главного государственного инспектора Республики Бурятия по использованию и охране земель Управления Росреестра по Республике Бурятия от 10 ноября 2016 года постановление по делу об административном правонарушении изменено в части снижения административного штрафа до 200000 руб.
Решением судьи Прибайкальского районного суда Республики Бурятия от 27 июня 2017 года постановление и решение по делу об административном правонарушении оставлены без изменения, жалоба ФБУ «Российский центр защиты леса» - без удовлетворения.
В жалобе, поступившей в вышестоящую инстанцию, ФБУ «Российский центр защиты леса» в лице директора филиала «Центр защиты леса Республики Бурятия» ФИО1 просит отменить решение судьи районного суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Указывает, что судом не принят во внимание объем выполненной ФБУ «Российский центр защиты леса» работы, направленной на строительство тренировочного центра, в том числе работы по обоснованию выделения финансирования для разработки проектно-сметной документации под строительство тренировочного центра, а также по разработке технического задания на проектно-сметную документацию, получение предварительного согласия ОАО «Особые экономические зоны» на подключение к инженерным сетям, изготовление эскизного варианта объекта с привязкой к местности. Назначенное наказание является чрезмерно суровым и несоразмерным наступившим последствиям, что дает основание для снижения размера административного штрафа.
В судебном заседании представитель ФБУ «Российский центр защиты леса» ФИО2 доводы жалобы поддержала.
Представитель Управления Росреестра по Республике Бурятия ФИО3 возражала против удовлетворения жалобы.
Выслушав указанных лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 8.8 КоАП РФ неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на юридических лиц - от 3 до 5 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее четырехсот тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ).
Целью территориального планирования является определение в соответствующих документах назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, муниципального образования.
Согласно статье 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Частями 2 и 3 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ определено, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Основанием для привлечения ФБУ «Российский центр защиты леса» к административной ответственности послужили выявленные в ходе плановой проверки соблюдения земельного законодательства при использовании земельного участка, расположенного по адресу: <...>, с кадастровым номером ..., обстоятельства, свидетельствующие о нарушении земельного законодательства ФБУ «Российский центр защиты леса», выразившемся в неиспользовании земельного участка по целевому назначению в установленный законом срок.
Из материалов дела видно, что земельный участок относится к категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: строительство тренировочного центра.
Проверкой выявлено, что земельный участок не огорожен, какие-либо строения, объекты незавершенного строительством не обнаружены, участок захламлен строительным мусором и бытовыми отходами. При этом ФБУ «Российский центр защиты леса» разработан бизнес план, техническое задание на проектно-сметную документацию, получено предварительное согласование с ОАО «Особые экономические зоны» на подключение к инженерным сетям, изготовлен эскизный вариант проекта, выполнены расчеты предполагаемого строительства, определена сумма затрат.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки от 31 августа 2016 года с приложениями, протоколом об административном правонарушении от 21 сентября 2016 года, сведениями ЕГРП, государственного кадастра недвижимости.
В соответствии со статьей 284 Гражданского кодекса РФ, в редакции, действовавшей до 4 июля 2016 года, земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.
Земельный участок был предоставлен ФБУ «Российский центр защиты леса» в постоянное (бессрочное) пользование на основании решения постановления Прибайкальской районной администрации от 19 декабря 2011 года № 1695, государственная регистрация указанного права осуществлена 12 января 2012 года.
Как установлено административным органом в ходе проведенной проверки, ФБУ «Российский центр защиты леса» к освоению земельного участка не приступило. Проектно-сметная документация не разработана, разрешение на строительство и технические условия на подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения не получены.
Сведений о том, что земельный участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийного бедствия или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование, в дело не представлено.
Указанное деяние, выраженное в неиспользовании земельного участка в соответствии с категорией и видом разрешенного использования в установленный законом срок, совершенное ФБУ «Российский центр защиты леса», образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.8 КоАП РФ.
Факт совершения ФБУ «Российский центр защиты леса» административного правонарушения, подтверждается актом проверки от 31.08.2016 года № 42/2016, предписанием от 31.08.2016 года, протоколом об административном правонарушении от 21.09.2016 года № 13 и другими собранными по делу об административном правонарушении доказательствами.
Обоснованность привлечения ФБУ «Российский центр защиты леса» к административной ответственности по части 3 статьи 8.8 КоАП РФ сомнений не вызывает.
Каких-либо существенных нарушений административного законодательства по делу допущено не было, оснований для отмены вынесенных по делу постановления, решения административного органа и судебного решения, не имеется.
Вместе с тем при рассмотрении настоящей жалобы суд считает возможным изменить состоявшиеся по делу постановление и решения в части назначенного наказания.
В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года № 4-П, в условиях, когда нижняя граница административных штрафов для юридических лиц за совершение административных правонарушений составляет как минимум сто тысяч рублей, обеспечение индивидуального - учитывающего характер административного правонарушения, обстановку его совершения и наступившие последствия, степень вины, а также имущественное и финансовое положение нарушителя - подхода к наложению административного штрафа становится крайне затруднительным, а в некоторых случаях и просто невозможным.
Применение в отношении юридического лица значительного по размеру нижнего предела административного штрафа не исключает превращения такого административного штрафа из меры воздействия, направленной на предупреждение административных правонарушений, в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что недопустимо в силу статей 17, 19 (часть 1), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации и противоречит общеправовому принципу справедливости (постановление от 17 января 2013 года № 1-П).
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Конституционным Судом Российской Федерации постановлено, что впредь до внесения в КоАП РФ надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 7.3, частью 1 статьи 9.1, частью 1 статьи 14.43, частью 2 статьи 15.19, частями 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьей 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а равно иные административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в названном Постановлении.
Федеральным законом от 31 декабря 2014 года № 515-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года № 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм.
Указанная норма дополнена частями 3.2 и 3.3, в силу которых при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП Ф размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса.
Между тем ФБУ «Российский центр защиты леса» является бюджетным учреждением, которое не имеет счетов в банках, а средства от деятельности, приносящий доход, отражаются на лицевых счетах, открытых в финансовых органах либо в органах Казначейства России.
На основании решения главного госинспектора Республики Бурятия по использованию и охране земель Управления Росреестра по Республике Бурятия размер административного штрафа, назначенного Учреждению в качестве административного наказания, снижен до 200000 руб.
Однако как показывают финансовые документы, остаток денежных средств на счете Учреждения по состоянию на 15 сентября 2017 года составляет лишь 165284,95 руб. Кроме того, по состоянию на вышеуказанную дату у бюджетного учреждения имеется кредиторская задолженность в размере 103233 руб.
При таких обстоятельствах назначенное учреждению административное наказание в виде административного штрафа в сумме 200 000 рублей не соответствует его материальному положению, характеру осуществляемой им деятельности и может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица, а также негативно отразиться на его хозяйственной деятельности.
Учитывая изложенное, а также конкретные обстоятельства совершения административного проступка, в том числе отсутствие у Учреждения материально-финансового сопровождения для строительства тренировочного средства на спорном земельном участке, суд, руководствуясь правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации по рассматриваемому вопросу, считает возможным снизить размер административного штрафа до 100000 рублей, то есть ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи.
Таким образом, решение главного государственного инспектора Республики Бурятия по использованию и охране земель Управления Росреестра по Республике Бурятия от 10 ноября 2016 года, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на постановление главного государственного инспектора Кабанского и Прибайкальского районов по использованию и охране земель от 11 октября 2016 года, а также решение районного суда от 27 июня 2017 года по настоящему делу в отношении ФБУ «Российский центр защиты леса» по части 3 статьи 8.8 КоАП РФ подлежат изменению путем снижения назначенного наказания в виде административного штрафа до 100 000 руб.
Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 КоАП РФ, суд
решил:
изменить решение главного государственного инспектора Республики Бурятия по использованию и охране земель Управления Росреестра по Республике Бурятия от 10 ноября 2016 года, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на постановление главного государственного инспектора Кабанского и Прибайкальского районов по использованию и охране земель от 11 октября 2016 года, а также решение районного суда от 27 июня 2017 года по настоящему делу в отношении ФБУ «Российский центр защиты леса» по части 3 статьи 8.8 КоАП РФ, путем снижения назначенного наказания в виде административного штрафа до 100 000 руб.
В остальной части указанные решения и постановление по делу об административном правонарушении оставить без изменения.
Судья Назимова П.С.