Судья Дианов Д.Ю. Дело № 21-1780/2022
Р Е Ш Е Н И Е
27 июня 2022 года г. Краснодар
Судья Краснодарского краевого суда Попова С.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе заместителя главного государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 на решение судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 19 апреля 2022 года,
установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 № 03-23-29-П-4 от 10 февраля 2022 года АО «Черноморские магистральные нефтепроводы» (АО «Черномортранснефть») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник Общества ФИО2, действующий на основании доверенности, подал жалобу в районный суд.
Обжалуемым решением судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 19 апреля 2022 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.46 КоАП РФ, в отношении АО «Черномортранснефть» прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием события административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, заместитель главного государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 просит восстановить пропущенный процессуальный срок обжалования решения судьи районного суда, отменить его, полагая при этом, что оно является незаконным, не обоснованным, вынесенным с нарушением КоАП РФ.
В судебное заедание защитник АО «Черномортранснефть», представитель Южного межрегионального управления Росприроднадзора не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причине неявки суду не сообщили, ходатайств о рассмотрении дела в свое отсутствие либо отложении слушания дела не представили. В связи с чем судья счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, ходатайства, судья краевого суда приходит к следующему.
Согласно частям 1 и 2 статьи 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного ч.1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Как усматривается из материалов дела, обжалуемое решение судьи районного суда принято 19 апреля 2022 года. Копия обжалуемого судебного акта была получена заявителем 11 мая 2022 года (л.д. 85). Жалоба на решение судьи от 19 апреля 2022 года направлена заявителем в районный суд 19 мая 2022 года (л.д. 98).
Таким образом, жалоба на решение судьи от 19 апреля 2022 года подана заявителем в пределах установленного законом срока, оснований для его восстановления не имеется.
В силу части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Статьей 8.46 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, во исполнение ежегодного плана проведения плановых проверок на 2021 год, размещенном на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ в сети «Интернет» в соответствии с решением заместителя руководителя управления Росприроднадзора от 5 октября 2021 года N РЕ-09/67, в период с 14 октября 2021 года по 19 ноября 2021 года проведена плановая выездная проверка, на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства РФ в отношении АО «Черномортранснефть».
Так, 19 ноября 2021 года в 16 часов 00 минут установлено, что АО «Черномортранснефть» совершено административное правонарушение, предусмотренное статьей 8.46 КоАП РФ, выразившееся в том, что общество не обеспечило проведение актуализации учетной записи объекта НВОС № 03-0123-001958-П, расположенного по адресу: , с учетом изменения характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды (источники выбросов загрязняющих веществ: №№ 6049, 6048, 0024), а также дополнительно выявленных в ходе проверки источников выбросов загрязняющих веществ (источник выбросов № 0037 имеет 2 источника выбросов, состоящих из 2 металлических труб; источник выбросов № 0034 имеет 2 источника выбросов, состоящих из 2 выхлопных труб, не учтены дыхательные клапаны на источниках №№ 6025, 6052, 6003, 6001, 6031, 6032, 6017), что является нарушением пункта 6 статьи 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения АО «Черномортранснефть» к административной ответственности по статье 8.46 КоАП РФ.
Отменяя постановление заместителя главного государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 N 03-23-29-П-4 от 10 февраля 2022 года и прекращая производство по делу об административном правонарушении в отношении АО «Черномортранснефть» по статье 8.46 КоАП РФ, судья районного суда пришел к выводу о том, что в действиях юридического лица отсутствовало событие административного правонарушения.
Так, статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами но делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильною разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В силу статьи 1.5 КоАП, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Судьей районного суда установлено, что АО «Черномортранснефть» осуществляется производственная деятельность на объекте НПС «Заречье» НВОС 03-0123-001958-П, по адресу:
При проведении АО «Черномортранснефть» инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух учитывались все стационарные ИЗАВ, находящиеся на НПС «Заречье», а именно: стоянка личного автотранспорта сотрудников (источник № 6049) с 2021 не эксплуатируется на НПС «Заречье», так как доставка сотрудников к месту работы производится вахтовым транспортом. Данный источник планируется к исключению из инвентаризации при проведении корректировки в сроки, установленные пунктом 45 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации, утвержденного приказом Минприроды РФ от 7 августа 2018 года № 352 (далее Порядка). На момент проведения проверки такой срок по внесению изменений (не позднее одного года со дня возникновения обстоятельств, указанных в пункте 42) не истек; шлифовальные работы на ИПС «Заречье» (Источник № 6048) включен в «Отчет по инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее Инвентаризация) для объекта НВОС НПС «Заречье» в 2020. Шлифовальные работы, это работы, связанные с использованием шлифовальных машинок для зачистки металлических поверхностей трубопроводов и др. Данные работы, и в настоящий момент проводятся на территории НПС «Заречье», в связи с чем, источник № 6048 действующий, корректировка инвентаризации не требуется. Точильно-шлифовальный станок с ГОУ АПР-1200 (источник № 6010) выведен из эксплуатации и демонтирован 9 июня 2020 года и при корректировке действующей Инвентаризации (2020) он был исключен, что отражено в таблице на странице 18 Инвентаризации - 2020.Сварочный пост (источник № 0024) не ликвидирован, но в настоящий момент временно не эксплуатируется, вывод его из эксплуатации с целью ликвидации не планируется, в связи с чем нет необходимости в корректировке Инвентаризации с целью исключения данного источника; при проведении инвентаризации источников выбросов в 2020 году пункт питания был оснащен системой приточно-вытяжной вентиляции, которая состояла из одной вытяжной вентиляционной трубы (источник № 0037). При проведении работ в рамках реализации текущего ремонта по объекту «Павильон на 40 мест», дополнительно установлена еще одна вытяжная вентиляция. Объект введен в эксплуатацию актом приемки законченного текущего ремонта от 30 декабря 2020 года. На момент проведения проверки (15 октября 2021 года) не подошел срок для проведения корректировки инвентаризации (не позднее одного года со дня возникновения обстоятельств, указанных в пункте 42), установленный пунктом 45 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации, утвержденного приказом Минприроды РФ от 7 августа 2018 года № 352. Доказательств обратного в суд первой инстанции органом не представлено.
Учитывая изложенное судья первой инстанции верно пришел к выводу, о необоснованности доводов административного органа о том, АО «Черномортранснефть» должно было произвести корректировку инвентаризации для объекта НВОС № 03-0123-001958-П НПС «Заречье», поскольку сроки, установленные пунктом 45 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации, утвержденного приказом Минприроды РФ от 7 августа 2018 года № 352 на момент проведения проверки не нарушены.
В соответствии пунктом 8.1 Методами расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе (далее Методы), утвержденных Приказом от 6 июня 2017 года № 273 допускается в целях ускорения и упрощения расчетов сократить количество рассматриваемых источников выброса путем их объединения в отдельные виртуальные источники выбросов (как указано в пункте 8.8 Методов). В соответствии с пунктом 8.8 Методов группа точечных источников выбросов могут быть объединены в виртуальный точечный источник с мощностью выброса, равной суммарной мощности этих источников, если такие их параметры выброса, как высота и диаметр устья, температура и скорость выхода ГВС из устьев источников, удовлетворяют приведенному в данном пункте критерию близости.
Судьей районного суда установлено, что аварийная ДЭС НПС «Заречье» имеет один дизельгенератор, из которого отведена одна выхлопная труба, переходящая в две трубы. Однотипные источники выброса/выделения: трубы аварийной ДЭС в количестве 2 штук удовлетворяет требованиям пунктов 8.1 и 8.8 Методов и поэтому объединены в один источник № 0034.
Пунктом 4 приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 7 августа 2018 года № 352 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки» (далее-Порядок) установлено, что в качестве стационарных источников загрязнения атмосферного воздуха (ИЗАВ) учитываются ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух: через специальные устройства отвода выбросов, например, установки очистки газа, трубы, вентиляционные шахты, газоходы, воздуховоды, факельные устройства (далее - организованные ИЗАВ); в составе ненаправленных потоков газа, в том числе места загрузки, выгрузки или хранения сырья, материалов, продукции и иных веществ, негерметичности (неплотности) технологического оборудования, из которых вещества поступают в атмосферный воздух, размещенные на территории объекта ОНВ или в санитарно-защитной зоне отходы, имеющие непосредственный контакт с атмосферным воздухом, например, пылящие поверхности хвостохранилищ, карьеров (далее - неорганизованные ИЗАВ).
Резервуары и емкости не имеют специальных устройств отвода выбросов, являются местами хранения нефти, загрязняющие вещества от которых поступают в атмосферный воздух в составе ненаправленных потоков газа.
Установленные на резервуарах дыхательные клапаны не являются специальным устройством отвода выбросов. Дыхательные клапаны предназначены для герметизации газового пространства в резервуарах и регулирования давления в этом пространстве в заданных пределах с целью предотвращения его разрушения.
В соответствии с пунктом 16 Порядка определение качественного и количественного состава выбросов из источников загрязнения атмосферного воздуха (далее ИЗАВ) осуществляется инструментальными и расчетными методами.
При применении инструментальных методов получение данных о выбросах загрязняющих веществ проводится путем непосредственного исследования отходящих газов приборами (оборудованием) на ИЗАВ либо путем анализа проб в лаборатории после их отбора из отходящих газов в специально оборудованных местах на ИЗАВ.
В соответствии с пунктом 30 Порядка на всех организованных ИЗАВ аэродинамические параметры выбросов (температура, давление, влажность, скорость истечения и расход отходящего газа) определяются преимущественно инструментальными методами в соответствии с требованиями действующих национальных стандартов, а в случае невозможности использования инструментальных методов определяются на основании документации изготовителя оборудования или проектной (конструкторской) документации и (или) результатов пусконаладочных работ.
Практическая возможность проведения инструментальных измерений от дыхательных клапанов резервуаров в соответствии с требованиями действующих национальных стандартов отсутствует. Конструкторской и проектной документацией места отбора проб на клапанах не предусмотрены.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 5.1, пункта 6.1 ГОСТ РЕН 15259-2015 «Национальный стандарт Российской Федерации. Качество воздуха. Выбросы стационарных источников. Требования к выбору измерительных секций и мест измерений, цели и плану измерений, и составлению отчета» измерительные секции и места измерений должны быть предусмотрены на стадии проектирования предприятия и находиться в свободном доступе для отбора проб.
Проведение инструментальных измерений от дыхательных клапанов резервуаров не представляется возможным, так как ввиду конструктивной особенности, клапан срабатывает при создании избыточного давления в резервуаре, при этом количество клапанов может быть от двух до четырех, и клапана разных резервуаров функционируют в разных режимах выбросов.
В соответствии с пунктом 10 «Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферу» (дополненное и переработанное), ОАО «НИИ Атмосфера» С-Пб 2012 год (далее Методическое пособие), для резервуарных парков характерно, что в любой, произвольно выбранный, 20-ти минутный интервал времени, клапаны разных резервуаров функционируют в разных режимах выбросов.
Загрязнение приземного слоя атмосферы в разные 20-ти минутные интервалы времени определяется, различными сочетаниями режимов выбросов загрязняющих веществ из резервуаров парка. Проведение расчетов загрязнения воздуха при каждом сочетании режимов выбросов клапанов -нерационально, так как с точки зрения величины приземных концентраций ЗВ, создаваемых выбросами совокупности клапанов резервуарного парка за пределами территории предприятия, все такие сочетания режимов их выбросов практически не отличаются друг от друга.
В связи с чем, при расчетах приземных концентраций загрязняющих веществ, создаваемых выбросами загрязняющих веществ через клапаны резервуаров парка, рекомендуется описывать совокупность клапанов одинаковой высоты, как неорганизованный ИЗА с высотой, равной высоте выходного устья одного клапана и мощностью выброса загрязняющих веществ, рассчитываемой как наибольшая суммарная мощность выбросов из совокупности клапанов при возможном сочетании режимов их функционирования. Так же и для одиночного клапана, выбор способа стилизации его в виде организованного или неорганизованного ИЗА не отражается на результатах расчетов загрязнения атмосферы.
Таким образом судьей районного суда установлено что, дыхательные клапаны резервуаров и емкостей ИПС «Заречье» не могут быть отнесены к организованным источникам выбросов. Учитывая, что дыхательные клапаны резервуаров и емкостей: № 6025, № 6052, № 6003, № 6001, № 6031, № 6032, № 6017 не могут быть отнесены к организованным источникам выбросов (по доводам, изложенным выше), АО «Черномортранснефть» не должно было учитывать их в таком качестве в инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ ИПС «Заречье».
Кроме того, расчет качественного и количественного состава выбросов загрязняющих веществ от резервуаров и емкостей выполнен в соответствии с Методическими указаниями по определению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от резервуаров (утверждены приказом Госкомэкологии России от 8 апреля 1998 года № 199) и при изменении типа источника (организованный/неорганизованный) суммарное количество выбросов и их качественный состав останется без изменений. Тип источника влияет на рассеивание загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.
Между тем, данный факт административным органом при вынесении обжалуемого Постановления не был учтен.
В соответствии с пунктом 8.8 Приказа Минприроды России от 6 июня 2017 года № 273 «Об утверждении методов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе» допускается представление совокупности большого числа однотипных источников выбросов как площадных источников, в том числе такие источники, как резервуарные парки предприятий. Поэтому резервуары хранения нефти и емкости источников: № 6025, № 6052, № 6003, № 6001, № 6031, № 6032, № 6017 оборудованные дыхательными клапанами определены, как неорганизованные источники выброса.
На основании вышеизложенного, суд считает, что в связи с изложенными положениями части 4 статьи 22 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и Порядка про ведения инвентаризации о необходимости корректировки данных инвентаризации организованных ИЗАВ, применению не подлежат.
Доказательств обратного административным органом в суд первой инстанции не представлено.
В соответствии с частью 2 статьи 67 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах 1, 11 и 111 категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
В соответствии с пунктом 2 Приказа Минприроды России от 28 февраля 2018 года № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» программа должна содержать сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников.
С учетом изложенного судья вышестоящей инстанции находит верным вывод судьи первой инстанции о необоснованности доводов административного органа о том, что с учетом наличия на резервуарах хранения нефти и емкостях источников: № 6025, № 6052, № 6003, № 6001, № 6031, № 6032, № 6017, дыхательных клапанов АО «Черномортранснефть» должно было произвести корректировку инвентаризации для объекта НВОС 03-0123-001958-ПНПС «Заречье», поскольку Программа производственного экологического контроля НПС «Заречье», утвержденная в 2020 году, разработана на основании достоверных данных инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников о количественном и качественном составе выбросов и не требует повторной разработки, расчет суммарной массы выбросов проведен в соответствии с законодательством, кроме того доказательств обратного административным органом суду не представлено.
Таким образом, судья первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что доводы должностного лица контролирующего органа о том, что АО «Черномортранснефть» не обеспечено проведение актуализации учетной записи объекта НВОС № 03-0123-001958-П, расположенного по адресу: , с учетом изменения характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды (источники выбросов загрязняющих веществ: №№ 6049, 6048, 0024), а также дополнительно выявленных в ходе про верки источниках выбросов загрязняющих веществ (источник выбросов № 0037 имеет 2 источника выбросов, состоящих из 2 металлических труб; источник выбросов № 0034 имеет 2 источника выбросов, состоящих из 2 выхлопных труб; не учтены дыхательные клапаны на источниках №№ 6025, 6052, 6003, 6001, 6031, 6032, 6017), что является нарушением пункта 6 статьи 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», несостоятельны и не доказаны.
На основании вышеизложенного суд вышестоящей инстанции полагает верным вывод судьи районного суда об отсутствии в действиях Общества события правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 КоАП РФ.
Таким образом, установив отсутствие события административного правонарушения, судья районного суда обоснованно отменил постановление заместителем главного государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 № 03-23-29-П-4 от 10 февраля 2022 года и прекратил производство по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Доказательства, положенные судьей в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают, им дана соответствующая правовая оценка.
Довод жалобы о том, что в действиях АО «Черномортранснефть» имеется состав административного правонарушения по статье 8.46 КоАП РФ, является несостоятельным, так как был исследован судьей районного суда и получил должную оценку в решении.
Другие доводы жалобы не содержат оснований для отмены или изменения решения судьи районного суда.
При рассмотрении дела судьей краевого суда не установлено нарушений норм КоАП РФ, влекущих отмену или изменение решения судьи районного суда.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья Краснодарского краевого суда
решил:
решение судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 19 апреля 2022 года оставить без изменения, жалобу заместителя главного государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 – без удовлетворения.
Судья С.Г. Попова