Судья Дианов Д.Ю. Дело № 21-1784/22
Решение
29 июня 2022 года г. Краснодар
Судья Краснодарского краевого суда Талинский О.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по и 3 на решение судьи Ленинского районного суда г.Новороссийска Краснодарского края от 19 апреля 2022 года,
установил:
постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по и 3 от /РЕ-09/67/2022 юридическое лицо – АО «Черномортранснефть» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, АО «Черномортранснефть» подало жалобу в районный суд.
Решением судьи Ленинского районного суда г.Новороссийска Краснодарского края от 19 апреля 2022 года вышеуказанное постановление отменено, производство по делу прекращено связи с отсутствием события административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по и 3 просит отменить вышеуказанное решение судьи, так как оснований для прекращения производства по делу у судьи не имелось.
В возражениях на жалобу генеральный директор АО «Черномортранснефть» 4 просит решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела и имеющиеся в деле доказательства, выслушав представителей АО «Черномортранснефть», по доверенности 5 и 6, возражавших относительно удовлетворения жалобы, проверив доводы жалобы, судья Краснодарского краевого суда приходит к следующему.
На основании статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Из материалов дела видно, что АО «Черномортранснефть» осуществляется эксплуатация объекта HBOC - НПС «Родионовская» (код объекта: 60-0161- GOO 134-П), расположенного по адресу: с 346580, Рос-товская область, , сл.Родионово-Несветайская, (НПС «Родионовская»).
На основании приказа заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) 7 от № РЕ-09/67 (в редакции решений от № РЕ-09/77, от № РЕ-09/119) в период с по проведена плановая выездная проверка объектов HBOC НПС «Родионовская» управления магистральными нефтепроводами АО «Черномортранснефть», расположенного по адресу: 346580, , сл. Родионово-Несветайская, (далее - ТРУМН АО «Черномортранснефть»).
По результатам проверки Росприроднадзором составлен Акт плановой выездной проверки от Пл-А/125-1021.
В ходе проверки органом установлено, что АО «Черномортранснефть» допущено нарушение экологических требований при эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов, а именно: в ходе исследования программы производственного экологического контроля для нефтеперекачивающей станции (НПС) «Родионовская» установлено, что указанная программа разработана для двух объектов HBOC: объект HBOC - НПС «Родионовская» (местонахождение объекта: , сл. Родионово-Несветайская, . Тип объекта: Площадной. Код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду: П, II категория, негативного воздействия на окружающую среду); объект HBOC -Эксплуатационные скважины НПС «Родионовская» , 61651.Лицензия РСТ ВЭ от (местоположение объекта: западная окраина сл. Родионово- Несветайская, . Тип объекта: Площадной. Код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду: П, III - категория, негативного воздействия на окружающую среду). АО «Черномортранснефть» в период с по не имело согласованных органами исполни тельной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора, мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) для объекта HBOC - НПС «Родионовская», расположенного по адресу: , сл. Родионово-Несветайская. , что является нарушением п. 3 ст. 19 Федерального закона от - ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п.п. 2. 5, 19 Требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, утвержденных приказом Минприроды России от .АО «Черномортранснефть» в инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для объекта HBOC - НПС «Родионовская» не учтены изменения к порядку проведения инвентаризации, предусмотренные приказом Минприроды России от «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки», что является нарушением п. 4 ст. 22, п.1 ст. 30 Федерального закона от № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п. 1 приказа Минприроды России от . АО «Черномортранснефть» используются при определении величин выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объекте Н60С - НПС «Родионовская» методики расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не включенные в перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ, который формируется и ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, что является нарушением п. 2 ст. 22, п.1 ст. 30 Федерального закона от № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п. 15 постановления Правительства Российской Федерации от , п.п. 5, 10 приказа Минприроды России от .Расчет нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для объекта HBOC - НПС «Родионовская» произведен АО «Черномортранснефть» на основе недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух о количественном и качественном составе выбросов, что является нарушением ст. 12, п. 1 ст. 30 Федерального закона от № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п.п. 10, 20, 28, 42 Приказа Минприроды России от , п. 9 приказа Минприроды России от .Программа производственного экологического контроля для объекта HBOC - НПС «Родионовская» АО «Черномортранснефть» разработана на основе недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух о количественном и качественном составе выбросов, что является нарушением п.п. 2, 3, 6 ст. 67 Федерального Закона от № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.п. 1. 2. – приказа Минприроды России от .Результаты осуществления производственного экологического контроля АО «Черномортранснеоть на объекте HBOC - НПС «Родионовская» содержат недостоверные сведения в области охраны атмосферного воздуха, предусмотренные программой производственного экологического контроля с использованием Методик, не включенных в перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ, который формируется и ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, что является нарушением п. 1 ст. 67 Федерального закона от . V ”-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 2 ст. 25 Федерального закона от № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п. 9.1 приказа Минприроды России от 28.02.2018 .АО «Черномортранснефть» осуществляется деятельность, связанная с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объекте HBOC - НПС «Родионовская», в пределах установленных нормативов предельно допустимых выбросов, рассчитанных на основе недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о количественном и качественном составе выбросов), что является нарушением ст. 31.2 Федерального закона от № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Расчет массы промышленных выбросов, указанных в Декларации о воздействии на окружающую среду для объекта HBOC - НПС «Родионовская», произведен по методике расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не вошедшей в перечень методик, утверждённых приказом Минприроды России от , что является нарушением п. 10 ст. 15, ст. 22, 30 Федерального закона от № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п. 10 Приказа Минприроды России от .
На основании вышеуказанных положений, административный орган пришел к выводу о наличии в действиях АО «Черномортранснефть» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.
При формировании программы производственного экологического контроля для НПС «Родионовская» включены два объекта HBOC, которые относятся к одному производственному объекту - НПС «Родионовская» промплощадка НПС «Родионовская» -П и эксплуатационные скважины НПС «Родионовская» П. АО «Черномортранснефть» разработаны и утверждены программы производственного экологического контроля для каждого из указанных HBOC.
Приказ Минприроды России от «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий» (далее - Требования) вступил в действие . Обществом своевременно были приняты меры по соблюдению требований законодательства в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ).
между АО «Черномортранснефть» и ООО "Во.топас" был заключен договор на разработку и согласование мероприятий при НМУ для НПС «Родионовская». В связи с тем, что работы по согласованию Мероприятий выпали в переходный период в части вступления в силу новых Требований к разработке. Министерство природных ресурсов по длительное время не принимало документацию к рассмотрению. Письмами Минприроды по от .3-3.1/4451, .1/2276 документация неоднократно возвращалась на доработку.
Письмом от .3- 3.2.1/4647 Мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий для НПС «Родионовская» были согласованны.
В соответствии с Планом регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при НМУ, разработанным в составе раздела 4 проекта нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух НПС «Родионовская» АО «Черномортранснефть» в период с по проводились мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ на НПС «Родионовская» в период НМУ. Информация о принятых мерах при наступлении НМУ заносилась в Журнал регистрации предупреждений о НМУ и контроль выполнения мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в периоды НМУ в соответствии с Приказом .
В соответствии с п. 2 Приказа документация по инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, утвержденная до вступления в силу настоящего приказа, является действующей и подлежит корректировке в случаях, предусмотренных Порядком.
Документация по инвентаризации подлежит корректировке в случаях, предусмотренных п.п. 42, 43 «Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки», а именно: Корректировка данных инвентаризации выбросов объекта ОНВ осуществляется в следующих случаях (п. 42): изменение технологических процессов и (или) режимов работы технологического оборудования и ГОУ, включая установку (оснащение) ГОУ на ИЗАВ, ввод в эксплуатацию или ликвидацию ИЗАВ; изменение объемов производства; замена технологического оборудования и (или) сырья, материалов, топливно- энергетических ресурсов, приводящая к изменению состава, объема и (или) массы выбросов; выявление при проведении производственного экологического контроля или государственного экологического надзора несоответствия между показателями выбросов и данными последней инвентаризации выбросов, в том числе выявление неучтенных ИЗАВ и или» выбрасываемых ЗВ; изменение законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, связанные с инвентаризацией выбросов; реконструкция, модернизация ГОУ, приводящая к изменению состава, объема и (или) массы выбросов.
Пункт 43 - в случае изменения объема и (или) массы выбросов, а также в случае выявления несоответствия между показателями выбросов и данными утвержденной инвентаризации выбросов, корректировка инвентаризации выбросов обязательна, если фактические показатели выбросов конкретного источника выбросов по конкретному веществу превышают более чем на 25% соответствующие максимальные разовые показатели выброса или фактические показатели выбросов объекта ОНВ превышают более чем на 10% суммарные годовые (валовые) показатели, соответствующие нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, установленным для данного объекта ОНВ в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды (технологическим нормативам выбросов, предельно допустимым выбросам, временно согласованным выбросам или временно разрешенным выбросам).
С момента разработки инвентаризации (2018 г.) НПС «Родионовская» не возникали случаи для корректировки документации по инвентаризации, предусмотренные в п.п. 42, 43 Порядка.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
В соответствии с п. 2 Приказа Минприроды России от Методики расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от «Об утверждении Правил разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками» и применяющиеся в настоящее время для определения величин выбросов вредных (загрязняющих) веществ расчетными методами, включаются в перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками на основании предоставленных Росприроднадзором и Ростехнадзором сведений, согласно п. 3 Порядка, утвержденного настоящим приказом. Юридические лица, не являющиеся заказчиком или разработчиком методики, не имеют оснований для включения методик в Перечень.
При проведении Инвентаризации источников выбросов веществ в атмосферный воздух НПС «Родионовская» в 2018 году такой Перечень отсутствовал. Распоряжением Минприроды России от -р была включена в перечень методик только методика - Методика расчета количества отходящих, уловленных и выбрасываемых в атмосферу загрязняющих веществ при проведении взрывных работ в разрезах (карьерах)».
Данная методика расчета для определения качественного и количественного состава выбросов, характерных для видов хозяйственной деятельности, осуществляемых НПС «Родионовская» не подходит.
Соответственно АО «Черномортранснефть» не имело возможности использовать методики расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включенные в перечень таких методик, утверждаемый Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, поскольку на момент проведения инвентаризации источников выбросов в 2017-2020 годах в перечне такие методики отсутствовали.
Доказательств обратного административным органом суду не представлено.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от (далее - постановление ) внесены изменения в постановление Правительства РФ от «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 и 2021 годах» (далее - постановление ). В соответствии с Приложением к постановлению до при проведении инвентаризации стационарных источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также корректировки ее данных в целях подготовки материалов для комплексных экологических разрешений, разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимитов на выбросы загрязняющих веществ, деклараций о воздействии на окружающую среду допускается применение методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками без включения таких методик в перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, формирование и ведение которого осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Все методики, применяемые АО «Черномортранснефть» при проведении в 2017-2020 годах были разработаны до вступления в силу постановления Правительства РФ от «Об утверждении Правил разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками».
В связи с тем, что АО «Черномортранснефть» не являлось разработчиком Методик расчета, у Заявителя отсутствовала возможность направить в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации соответствующую заявку для внесения сведений о Методике расчета в Перечень на основании и. 6 Порядка формирования и веления перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.
Предусмотренная законодателем возможность направить в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации соответствующую заявку для внесения сведений о Методике расчета в Перечень возникла у юридических лиц, не являющихся разработчиками Методик, только после принятия Приказа Минприроды России от «О внесении изменений в приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от «Об утверждении Порядка формирования и ведения перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками», в соответствии с которым в пункте 6 Порядка слово «разработчик» было заменено словами «юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель».
Применение Методик, рекомендованных АО «НИИ Атмосфера», Санкт- Петербург, в части описания работ по нормированию, при поведении Инвентаризации в 2017-2020 годах обосновано разъяснениями, содержащимися в письме Минприроды России от - ОГ, поскольку к полномочиям Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации относится, в том числе, право давать государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к сфере ведения Министерства в соответствии с п. 6.2 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от .
Суд считает, что величины выбросов при определении загрязняющих веществ в атмосферный воздух, расчет нормативов выбросов, программа производственного экологического контроля, расчет массы промышленных выбросов, указанных в Декларации о воздействии на окружающую среду объекта HBOC НПС «Родионовская» и осуществление деятельности объекта HBOC -П основаны на достоверных данных инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ НПС «Родионовская».
Доказательств обратного административным органом суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд верно пришел к выводу об отсутствии в действиях лица события правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 24.5 производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
При проверке законности принятого постановления судьей районного суда все материалы дела были исследованы в полном объеме, дана полная и объективная правовая оценка всем доводам жалобы и приведены мотивы, по которым судья пришёл к выводу об отсутствии оснований для привлечения юридического лица к административной ответственности и отмене оспариваемого постановления с прекращение производства по делу.
Доказательства, положенные судьей в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают, им дана соответствующая правовая оценка.
Нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отмену решения, судьёй первой инстанции не допущено.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судьёй первой инстанции норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Таким образом, судья Краснодарского краевого суда приходит к выводу о том, что обжалуемое решение судьи является законным и обоснованным.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Краснодарского краевого суда
решил:
решение судьи Ленинского районного суда г.Новороссийска Краснодарского края от 19 апреля 2022 года, оставить без изменения, жалобу государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по и 3. – без удовлетворения.
Судья О.Л. Талинский