ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-178/19 от 13.06.2019 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

Судья Сааринен И.А.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

г.Петрозаводск

Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу Котович Л. М. на постановление начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Петрозаводску от 29 января 2019 г. и решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 10 апреля 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Котович Л. М.,

установил:

по результатам рассмотрения в отношении Котович Л.М. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.14.25 КоАП РФ, 29 января 2019 г. начальником Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Петрозаводску вынесено постановление о прекращении производства по делу в связи с малозначительностью совершенного деяния и привлекаемому лицу объявлено устное замечание.

Решением судьи Петрозаводского городского суда РК от 10 апреля 2019 г., принятым по жалобе Котович Л.М., постановление должностного лица отменено и дело возвращено на новое рассмотрение в административный орган в связи с установлением существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, допущенных в ходе производства по делу.

В поданной в вышестоящий суд жалобе на постановление должностного лица и решение судьи Котович Л.М. просит их отменить и прекратить производство по делу ввиду отсутствия состава выявленного административного правонарушения по приведенным в жалобе мотивам.

Заслушав объяснения защитника Таравковой Н.Д., поддержавшей доводы жалобы, представителя налогового органа Сальниковой Е.С., возражавшей по доводам жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.

Частью 3 ст.14.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несвоевременное представление сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в случаях, если такое представление предусмотрено законом.

Из п.5 ст.5 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Федеральный закон №129-ФЗ) следует, что, если иное не установлено данным законом, юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в п.1 названной статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подп.«м», «о», «р», а также за исключением случаев изменения паспортных данных и сведений о месте жительства учредителей (участников) юридического лица - физических лиц, лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения и жительства.

В соответствии с подп.«г» п.4.2 ст.9 Федерального закона №129-ФЗ проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством проведения осмотра объектов недвижимости.

Исследование материалов настоящего дела показало, что на основании подп.«г» п.4.2 ст.9 Федерального закона №129-ФЗ специалистами Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Петрозаводску 31 октября 2018 г. произведен осмотр объекта недвижимости, расположенного по адресу: г.Петрозаводск, улица Пирогова, дом 12, в результате которого выявлено отсутствие Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия, которое зарегистрировано по упомянутому адресу, и фактическое нахождение юридического лица было установлено по адресу: г.Петрозаводск, улица Володарского, дом 26.

В связи с выявлением недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений 07 ноября 2018 г. в Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия было направлено уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган соответствующих документов, и в дальнейшем установлено, что приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав и благополучия человека от 05.12.2018 №999 в пункт 18 раздела III Положения об Управлении Роспотребнадзора по Республике Карелия внесены изменения в части определения места нахождения юридического лица по адресу: г.Петрозаводск, улица Володарского, дом 26, и на временно исполняющую обязанности руководителя данного ведомства Котович Л.М. возложена обязанность обеспечить государственную регистрацию указанных изменений.

Поскольку в установленный законом срок (до 10 декабря 2018 г.) заявление по форме Р13001 о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц в регистрирующий орган представлено не было, 15 января 2019 г. уполномоченным должностным лицом налогового органа в отношении Котович Л.М. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.14.25 КоАП РФ, и по результатам рассмотрения начальником Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Петрозаводску дела об административном правонарушении 29 января 2019 г. принято постановление об освобождении Котович Л.М. от административной ответственности на основании ст.2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного противоправного деяния.

Решением судьи Петрозаводского городского суда РК от ХХ.ХХ.ХХ постановление по делу об административном правонарушении отменено и дело возвращено на новое рассмотрение в административный орган.

Вместе с тем при принятии обжалуемых актов субъектами административной юрисдикции не были учтены следующие значимые для соблюдения установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности обстоятельства.

В ч.1 ст.1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

По делу об административном правонарушении обязательному выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом предусмотрена административная ответственность, и виновность лица в совершении административного правонарушения (ст.26.1 КоАП РФ).

Исходя из положений п.2 ст.54 Гражданского кодекса РФ, место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования).

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.

В соответствии с п.3 ст.54 Гражданского кодекса РФ в едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

Согласно положениям подп.«в», «в.2» п.1 ст.5 Федерального закона №129-ФЗ в едином государственном реестре юридических лиц должны содержаться сведения и документы об адресе юридического лица в пределах места его нахождения и об изменении места нахождения в случае принятия юридическим лицом соответствующего решения.

При этом п.6 ст.17 Федерального закона №129-ФЗ предусмотрено, что к заявлению о внесении в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения, должно быть приложено данное решение. Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения, в регистрирующий орган в течение трех рабочих дней после дня принятия данного решения представляются соответствующие документы.

Подпунктами «а», «б» п.1 ст.17 Федерального закона №129-ФЗ установлено, что для государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; решение о внесении изменений в учредительный документ юридического лица либо иное решение и (или) документы, являющиеся в соответствии с федеральным законом основанием для внесения данных изменений.

Приведенные нормы законодательства, различая понятия адреса и места нахождения юридического лица, устанавливают обязанность регистрации изменений этих сведений в предусмотренный законодателем срок, и указание в документах, составленных в рамках производства по делу об административном правонарушении, конкретных обстоятельств имеет значение для правильной квалификации предполагаемого бездействия, поскольку только исходя из данных сведений возможно установить, что событие правонарушения имело место быть.

Согласно сведениям, содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц, местом нахождения Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия с учетом положений п.2 ст.54 Гражданского кодекса РФ является населенный пункт - г.Петрозаводск.

Несмотря на содержащуюся в приказе Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав и благополучия человека от 05.12.2018 №999 формулировку, фактически в учредительный документ Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия были внесены изменения в определении адреса юридического лица в пределах места нахождения (г.Петрозаводск, ул.Володарского, д.26), и эти данные с подтверждающими документами в силу подп.«в» п.1 ст.5 Федерального закона №129-ФЗ в установленный срок должны были быть внесены в единый государственный реестр юридических лиц.

В рассматриваемом случае, исходя из фабулы обвинения, заложенной в протоколе об административном правонарушении и постановлении должностного лица, в вину Котович Л.М. вменяется несвоевременное сообщение в регистрирующий орган об изменении места нахождения юридического лица, чего не произошло.

Согласно чч.1, 2 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность привлекаемого к административной ответственности лица и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

К числу доказательств по делу об административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.

Исходя из содержания и смысла ст.28.2 КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении должны быть указаны событие административного правонарушения и статья настоящего Кодекса, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения. Лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, давать объяснения и квалифицированно возражать относительно существа вменяемого административного правонарушения и обстоятельств, в том числе с представлением доказательств в подтверждение своей позиции.

Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.

В силу ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности привлекаемого к административной ответственности лица толкуются в пользу этого лица.

Поскольку место нахождения юридического лица осталось неизменным, в связи с чем изложенное в протоколе об административном правонарушении и постановлении событие вменяемого противоправного деяния не соответствует фактическим обстоятельствам дела, основания для привлечения Котович Л.М. к ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.25 КоАП РФ, нельзя считать безусловно установленными.

Также следует отметить, что согласно установленным обстоятельствам изменение соответствующих сведений в отношении юридического лица произошло в связи с внесением изменений в учредительный документ, и в таком случае в силу п.5 ст.5 Федерального закона №129-ФЗ внесение изменений в единый государственный реестр юридических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном главой VI названного закона.

При таких обстоятельствах постановление должностного лица и решение судьи в соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ подлежат отмене, производство по настоящему делу - прекращению по основанию, предусмотренному п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава инкриминируемого административного правонарушения.

Руководствуясь требованиями ст.ст.30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Петрозаводску от 29 января 2019 г. и решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 10 апреля 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Котович Л. М. отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Судья Н.А.Колбасова