Судья Урбашкиева Э.К.
Дело № 21-178/2019
поступило 20.06.2019г.
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
РЕШЕНИЕ
22 июля 2019 г. г. Улан-Удэ
Судья Верховного Суда Республики Бурятия Казанцева Т.Б., при секретаре Мархаевой С.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории ФИО1 на решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 20 мая 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.8.4 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Бурятия, Иркутской области в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории ФИО1 от 18 октября 2018 года ПАО «МРСК Сибири» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.4 КоАП РФ, и на него наложен административный штраф в размере 50000 рублей.
Решением Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 24 января 2019 года, принятым по жалобе Общества, постановление должностного лица оставлено без изменения.
Решением Верховного Суда Республики Бурятия от 8 апреля 2019 года решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 24 января 2019 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд.
Обжалуемым решением Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэот 20.05.2019г. постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Бурятия, Иркутской области в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории ФИО1 от 18 октября 2018 года отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Государственный инспектор обратилась с жалобой на данное решение в вышестоящий суд, указав о незаконности и необоснованности выводов суда.
В суде вышестоящей инстанции государственный инспектор ФИО1 поддержала доводы жалобы.
Представитель ПАО «МРСК Сибири» в суд вышестоящей инстанции не явился.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ч.ч.1 и 2 ст.26.2 КоАП РФ наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно части 1 статьи 8.4 КоАП РФ невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что 21 сентября 2017 года между ПАО «МРСК Сибири» и индивидуальным предпринимателем Ш. заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям туристической базы по адресу: <...>.
Обществом начаты работы по технологическому присоединению: произведена сплошная рубка леса в целях установки опор для воздушной линии на земельных участках, расположенных на территории центральной экологической зоны Байкальской природной территории в водоохранной зоне озера Байкал.
В соответствии с Проектной документацией объекта «Технологическое присоединение для электроснабжения туристической базы ИП Ш., расположенного по адресу <...>, кадастровый номер земельного участка <...> (ВЛИ-0.4 кВ)» предусмотрено строительство ВЛИ-0,4 кВ, протяженностью 0,155 км. Проектируемая ВЛИ-0,4 кВ предусмотрена на деревянных пропитанных опорах в количестве 5 штук.
Основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности по ч.1 сти.8.2 КоАП РФ послужило отсутствие государственной экологической экспертизы указанной проектной документации по технологическому присоединению.
Судом данный вывод был обоснованно опровергнут.
Согласно пункту 1 статьи 33 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее – требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В случае, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, разрешение на строительство подтверждает соответствие проектной документации, установленным в соответствии с частью 7 статьи 36 настоящего Кодекса требованиям к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (ч. 1.1 ст. 51 ГрК РФ).
Из положений ст. 48 ГрК РФ (ч. 12,13 указанной статьи) следует, что линии электропередачи относятся к линейным объектам, которые являются самостоятельными объектами капитального строительства.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (ч. 2 ст. 51 ГрК РФ).
В соответствии с п. 5 ч. 5 ст. 24 Закона Республики Бурятия от 10.09.2007 № 2425-III «О Градостроительном уставе Республики Бурятия» разрешение на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции кабельных, воздушных, кабельно-воздушых линий электропередачи, а также электроустановок напряжением до 10 киловольт включительно.
В соответствии с ч. 3 ст. 49 ГрК РФ экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство.
Отменяя постановление должностного лица и прекращая производство по делу, судья районного суда правомерно исходил из того, что, что обязанность по проведению государственной экологической экспертизы проектной документации на технологическое присоединение отсутствовала, поскольку на строительство ВЛИ-0,4 кВ разрешение на строительство не требуется в силу п.5 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ, п. 5 ч. 5 ст. 24 Закона Республики Бурятия от 10.09.007 № 2425-III. Кроме того, районный суд обоснованно указал, что в данном случае производится технологическое присоединение к электрическим сетям объекта капитального строительства – туристической базы ИП Ш., а не осуществление хозяйственной деятельности, требующее проведения экспертизы.
Доводы жалобы административного органа подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании изложенных норм.
При таких обстоятельствах вышестоящий суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Решение Железнодорожного городского суда г. Улан-Удэ от 20 мая 2019 года оставить без изменения, жалобу старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории ФИО1 - без удовлетворения.
Судья: Казанцева Т.Б.