ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-1796/18 от 18.09.2018 Московского областного суда (Московская область)

Судья Фишер А.А. дело № 21-1796/18

Р Е Ш Е Н И Е

18 сентября 2018 года г. Красногорск

Московской области

Судья Московского областного суда Мертехин М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Гришаоковой М.Г. на решение Видновского городского суда Московской области от 27.02.2018г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.22 КоАП РФ, в отношении ООО «Управляющая компания «Созидание»,

У с т а н о в и л:

Постановлением заместителя начальника Государственной жилищной инспекции г.Москвы Иванцова Э.В. №12-634/17 от 21.11. 2017года юридическое лицо ООО «Управляющая компания «Созидание» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.22КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.

Не согласившись с данным постановлением, ООО «Управляющая компания «Созидание», его обжаловало и просило отменить.

Представители общества и государственной жилищной инспекции г.Москвы в судебное заседание не явились, извещены.

Решением суда, указанное постановление должностного лица оставлено без изменения.

Не согласившись с данным решением суда, защитник по доверенности ООО «Управляющая компания «Созидание»- Гришакова М.Г. просила его отменить и производство по делу прекратить.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд второй инстанции приходит к следующему.

Судом установлено, что согласно протоколу об административном правонарушении № Н-634/17 от 09.11.2017 года 02.11.2017г. в Мосжилинспекция в соответствии с п.1 Положения о Государственной жилищной инспекции города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 26.07.2011 № 336-ПП, в порядке установленном Административным регламентом исполнения Государственной жилищной инспекцией города Москвы государственной функции по осуществлению лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 21 января 2015 года № 29-ПП, в соответствии с планом-графиком, утвержденным начальником ЖИ по ТиНАО от № б/н от 31. 10.2017 г., проведено обследование (осмотр) многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Москва, п. Воскресенское, д. 4а.

ООО «Управляющая компания «Созидание» осуществляет функции по управлению указанным многоквартирным домом на основании лицензии от 09.04.2015г. № 077 000325 и договором управления многоквартирным домам.

ООО «Управляющая компания «Созидание», являющееся организацией, ответственной за содержание многоквартирного дома по адресу: г. Москва, п. Воскресенское, д. 4а, совершило нарушение требований нормативов РФ по эксплуатации жилищного фонда: п.4.7.1 п. 3.2.2 п. 5.6.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда,утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170); а именно: отсутствие дверного заполнения на 13 этаже и ручки двери на 5 этаже лестничной клетки в подъезде 2; загрязнение лестничной клетки подъезда 2; неисправность запирающего устройства на входной двери в подъезде 2.

Вина ООО «Управляющая компания «Созидание» была установлена должностным лицом на основании следующих доказательств: протоколом об административном правонарушении от 09.11.2017г.; актом осмотра от 02.11.2017.; фотоматериалами; учредительными документами.

В силу ст.1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Частью 1 ст. 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании ив порядке, установленных Законом.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.

Статьей 7.22 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых 1 помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.

Объектом правонарушения являются отношения в сфере права собственности на жилые помещения и установленный порядок их использования.

Объективная сторона указанного правонарушения состоит в действиях, нарушающих правила содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых, помещений; порядок и правила признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые; порядок и правила переоборудования жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.

Субъектами данного правонарушения признаются должностное лицо жилищно-коммунальной службы, иная организация или юридическое лицо, ответственное за содержание жилых домов и (или) жилых помещений: предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю л предоставляются коммунальные услуги (управляющая организация, 1 товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений-иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы).

Следовательно, нарушение юридическим лицом, ответственным за содержание жилого дома, установленных требований к содержанию и ремонту жилых домов может повлечь ответственность по статье 7.22 КоАП РФ.

В силу статьи 39 ЖК РФ, содержание общего имущества в многоквартирном доме регулируется, среди прочего, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее-Правила №491).

Согласно пунктам 10 (а, б, в, г, д), 11 (з) Правил № 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, среди прочего: соблюдение характеристик надежности и безопасности МКД; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями,. помещениями общего пользования; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг.

Содержание общего имущества включает, в частности, текущий ремонт, содержание общего имущества.

В Правилах «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденных Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 (далее-Правила №170) закреплены требования, а также порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда. В частности, в Правилах № 170 определены требования по эксплуатации, капитальному ^ ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации. Также предусмотрено, что входит в содержание и техническое обслуживание дома, указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности дома в любом случае должны отвечать его строительные конструкции независимо от желания собственников отдельных помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей организацией.

Соответственно, содержание общего имущества многоквартирного дома должно осуществляться с учетом требований Правил № 491 и Правил № 170, а потому нарушение юридическим лицом, ответственным за содержание МКД, названных правил может свидетельствовать о наличии признаков правонарушения по статье 7.22 КоАП РФ.

Однако, применяя данную норму, административным органом не учтено следующее.

Вопросы управления в многоквартирных домах решаются в соответствии с разделом VIII Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому право выбора способа управления принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме.

Субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов.

Федеральным законом от 21.07.2014 № 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее-Закон № 255-ФЗ) на управляющие организации возложена обязанность получения лицензий.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона № 255-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 01.05.2015.

После 01.05.2015 осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.

В соответствии с частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации, деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее-лицензионная комиссия). Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.

Согласно пункту 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать " благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

В соответствии с пунктом 1.3. указанной статьи, деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 1 статьи 8 Закона № 99-ФЗ, являются: а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Предметом лицензионного контроля являются содержащиеся в документах лицензиата сведения о его деятельности, принимаемых им мерах по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.

Таким образом, с момента получения управляющей компанией лицензии, в ее отношении будет осуществляться лицензионный контроль для проверки соблюдения ею лицензионных требований, названных в пункте 3 Положения о лицензировании.

Если лицензии нет, но организация управляет домами на основании закона или в его нарушение, проверяющие осуществляют государственный жилищный надзор, а не лицензионный контроль.

Таким образом, поскольку с 01.05.2015 деятельность по управлению многоквартирными домами, осуществляемая на основании договора управления, ведется на основании лицензии, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме является лицензионным требованием (пункт 7 части 1 статьи 193, часть 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 3 Положения о лицензировании, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110), в связи с чем осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным жилым домом с нарушением лицензионных требований представляет собой состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, юридическое лицо при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом допустило нарушение лицензионных требований, которое выявлено Инспекцией в ходе проведения лицензионного контроля.

В связи с этим обнаруженное деяние содержит признаки правонарушения и подлежало квалификации по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.

Названная норма является специальной правовой нормой (применяется только в отношении лицензиатов), которая имеет приоритет над общей нормой, установленной в статье 7.22 КоАП РФ (применяется ко всем лицам ответственным за содержание общего имущества в многоквартирном жилом доме).

Таким образом, в отношении юридического лица, осуществляющего свою деятельность на основании лицензии, осуществление любых видов государственного жилищного надзора, за исключением лицензионного контроля не допускается, а равно и квалификация действий юридического 1 лица при осуществлении лицензионного контроля по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неправомерна, поскольку, не соответствует целям лицензионного контроля и степени административной ответственности за нарушение лицензионных требований.

При таких обстоятельствах принятое административным органом постановление о привлечении правонарушителя к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ подлежит признанию незаконным и отмене, а жалоба подлежащей удовлетворению.

Ввиду изложенного, правонарушитель незаконно и необоснованно привлечен к административной ответственности за совершение вмененного правонарушения.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Кроме того, статьями 2.1, 2.10 КоАП РФ установлены общие положения привлечения к ответственности юридических лиц. Главой 4 части 1 ГК РФ установлены требования, предъявляемые к юридическим лицам, в том числе, приведен перечень документов, при наличии которых наступает правоспособность юридического лица. Отсутствие учредительных документов правонарушителя: устава, свидетельства о внесении записи в ЕГРП, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе о лице, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, является существенным нарушением, не подлежащим восполнению при рассмотрении дела судом.

В административном материале отсутствуют учредительные документы правонарушителя.

Руководствуясь ст. 30.7 ч.1 п. 3 КоАП РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя начальника Государственной жилищной инспекции г.Москвы Иванцова Э.В. №12-634/17 от 21.11. 2017года юридическое лицо ООО «Управляющая компания «Созидание» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.22КоАП РФ и решение Видновского городского суда Московской области от 27.02.2018г отменить.

Прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Управляющая компания «Созидание» по ст. 7.22 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Жалобу защитника ООО «Управляющая компания «Созидание» удовлетворить.

Судья М.В.Мертехин