ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-179/19 от 18.10.2019 Орловского областного суда (Орловская область)

Судья Соколов Р.Ю. Дело № 21-179/2019

РЕШЕНИЕ

18 октября 2019 года город Орёл

Судья Орловского областного суда Майорова Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу защитника Трубникова Ю.В. – Челнокова Алексея Николаевича на постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области от <...> июля 2019 года № <...> и решение судьи Малоархангельского районного суда Орловской области от 6 сентября 2019 года по делу об административном правонарушении в отношении <...> Бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области «Малоархангельская центральная районная больница» Трубникова Юрия Владимировича по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области (далее – Орловское УФАС России, Управление) Кирьянова А.Н. от <...> июля 2019 года № <...><...> Бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области «Малоархангельская центральная районная больница» (далее – БУЗ «Малоархангельская ЦРБ») Трубников Ю.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <...> рублей.

Решением судьи Малоархангельского районного суда Орловской области от 6 сентября 2019 года данное постановление оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Орловский областной суд, защитник Челноков А.Н. просит отменить названные акты, состоявшиеся в отношении Трубникова Ю.В. по данному делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности, и прекратить производство по делу в связи с отсутствием в действиях Трубникова Ю.В. состава административного правонарушения.

Ссылается на то, что при проведении закупки учреждением был использован типовой контракт на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденный Приказом Минздрава России от 26 октября 2017 года № 870н.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и письмом Минэкономразвития России от 29 декабря 2014 года № Д28И-2845, согласно которым в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта с отражением, в том числе источника финансирования, в пункте 2.7 договора на поставку лекарственных препаратов был дополнительно указан источник финансирования - за счет средств бюджетных учреждений (ТФОМС), что не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации.

В судебное заседание лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Трубников Ю.В. не явился, о дате и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения защитника Челнокова А.Н., поддержавшего доводы жалобы, возражения на жалобу представителя должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, - Бочкова С.А. и позицию помощника прокурора Малоархангельского района Удаловой С.А., полагавшей, что жалоба не подлежит удовлетворению, прихожу к выводу об отмене состоявшихся по делу постановления должностного лица и решения по следующим основаниям.

Согласно части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.

Как видно из материалов дела об административном правонарушении, <...> мая 2019 года заместителем прокурора Малоархангельского района Орловской области вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица – <...> БУЗ «Малоархангельская ЦРБ» Трубникова Ю.В. по тем обстоятельствам, что <...> мая 2019 года в <...> часов <...> минут в ходе мониторинга сайта http://zakupki.gov.ru выявлено, что в нарушение требований законодательства типовой контракт в соответствии с Приказом Минздрава России от 26 октября 2017 года № 870н составлен не был, а вместо него составлен гражданского-правовой договор от 24 сентября 2018 года № <...> с ООО «<...>» на закупку лекарственного препарата: <...> (л.д. 72-75).

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении Орловским УФАС России было установлено, что:

Заказчиком (БУЗ «Малоархангельская ЦРБ») проводился электронный аукцион по закупке лекарственного препарата: <...>

Документация по проведению аукциона, а также входящий в нее проект договора, утверждены <...> Трубниковым Ю.В.

Заказчиком при разработке и утверждении документации об аукционе, в том числе проекта договора, являющегося составной частью данной документации, были использованы положения типового договора, утвержденного Приказом Минздрава России от 26 октября 2017 года № 870н, однако, в проект договора был включен пункт 2.7, не предусмотренный типовым контрактом, утвержденным названным Приказом.

Постановлением руководителя Орловского УФАС России <...> БУЗ «Малоархангельская ЦРБ» Трубников Ю.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 21-28).

Таким образом, основанием для привлечения Трубникова Ю.В. к административной ответственности в соответствии с частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вопреки объективной стороне, содержащейся в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, послужил вывод административного органа о том, что в проект договора был включен пункт 2.7 о том, что финансирование по данному договору осуществляется за счет бюджетных средств (ТФОМС), который не предусмотрен типовым контрактом, утвержденным Приказом Минздрава России от 26 октября 2017 года № 870н.

Проверяя законность вынесенного постановления, судья районного суда пришел к выводу о правомерности привлечения Трубникова Ю.В. к административной ответственности.

С таким выводом административного органа и решением судьи районного суда согласиться нельзя по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности, только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Частью 1 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) предусмотрено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

Для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок (часть 11 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ).

Правила разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июля 2014 года № 606.

В силу подпункта «б» пункта 14 названных Правил утвержденные типовые контракты подлежат применению, в том числе при подготовке проектов контрактов, являющихся неотъемлемой частью документации о закупке.

Типовой контракт на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения утвержден Приказом Минздрава России от 26 октября 2017 года № 870н «Об утверждении Типового контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения и информационной карты Типового контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения» (Приложение 1).

В соответствии со сноской 20 к Типовому контракту на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденному Приказом Минздрава России от 26 октября 2017 года № 870н, пункт/раздел Контракта, приложение к Контракту могут содержать иные положения, вытекающие из характера обязательств по Контракту, не противоречащие законодательству Российской Федерации, иным положениям Контракта, и с учетом специфики закупки.

Как разъяснено в разделе 2 Письма Минздрава России от 14 февраля 2018 года № 418/25-5, сноска «20» имеет отношение не только к форме приложения, но и к содержанию, а также к необходимости включения самого приложения.

В то же время, статьей 103 Федерального закона № 44-ФЗ определено, что Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками.

В такой реестр контрактов включается, в том числе информация об источнике финансирования (пункт 1 части 2 статьи 103 Федерального закона № 44-ФЗ).

В течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 настоящей статьи информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (часть 3 статьи 103 Федерального закона № 44-ФЗ), в данном случае – орган Федерального казначейства.

С учетом вышеизложенного, оценив собранные по данному делу об административном правонарушении доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, судья областного суда приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае включение заказчиком БУЗ «Малоархангельская ЦРБ» в проект договора пункта 2.7 о том, что финансирование по данному договору осуществляется за счет средств ТФОМС, не свидетельствует о нарушении руководителем учреждения Трубниковым Ю.В. вышеприведенных требований статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ и Типового контракта, утвержденного Приказом Минздрава России от 26 октября 2017 года № 870н, а привлечение названного лица к административной ответственности по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за утверждение документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, является незаконным.

На изложенные обстоятельства последовательно указывалось привлекаемым к административной ответственности лицом в письменных объяснениях от 2 июля 2019 года с приложением протоколов выявленных несоответствий Управления Федерального казначейства по Орловской области (л.д. 29-33) и от 18 августа 2019 года (л.д. 37-38), а также в доводах жалобы, поданной в районный суд (л.д. 2 - 5).

В нарушение требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данные доводы надлежащей правовой оценки не получили.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области от <...> июля 2019 года № <...> о назначении административного наказания и решение судьи Малоархангельского районного суда Орловской области от 6 сентября 2019 года, вынесенные в отношении <...> Бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области «Малоархангельская центральная районная больница» Трубникова Ю.В. по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.

Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области от <...> июля 2019 года № <...> о назначении административного наказания и решение судьи Малоархангельского районного суда Орловской области от 6 сентября 2019 года, вынесенные в отношении <...> Бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области «Малоархангельская центральная районная больница» Трубникова Юрия Владимировича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Л.В. Майорова