Судья Дерунов Д.А. дело № 21-1808/2021 Р Е Ш Е Н И Е г. Самара 02 декабря 2021 года Судья Самарского областного суда Толмосова А.А,, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Киселевой Н.Н. на постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области о прекращении производства по делу № 063/04/14.31-207/2021 от 11.05.2021 года, решение судьи Самарского районного суда города Самары от 20.10.2021, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя генерального директора ООО «Газпром межрегионгаз Самара» ФИО1, установил: постановлением Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области прекращено производство по делу № 063/04/14.31-207/2021 от 11.05.2021 года об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.31 ч. 1 КоАП РФ, в отношении заместителя генерального директора ООО «Газпром межрегионгаз Самара» по работе с социально значимой категорией населения – ФИО3, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. Решением судьи Самарского районного суда города Самары от 20.10.2021 вышеуказанное постановление оставлено без изменения. В жалобе, поданной в Самарский районный суд города Самары, защитник Киселева Е.Н. просит отменить указанные акты, считая их незаконными, прекратить производство по делу за отсутствием события административного правонарушения. Ходатайство об отложении рассмотрения жалобы и ознакомления с материалами дела, заявленное представителем УФАС по Самарской области не было поддержано в судебном заседании, явившиеся участники возражали против отложения рассмотрения жалобы. С учетом позиции участников судебного заседания, в удовлетворении ходатайства об отложении рассмотрения жалобы и ознакомления с материалами дела отказано. Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, выслушав защитника Киселеву Н.Н. (по доверенности), поддержавшую доводы жалобы, возражения представителя УФАС по Самарской области ФИО4, защитника ООО «Самараоблгаз-Сервис» Гордеева Д.С., защитника ООО «СВГК» Юдакова А.А., защитника ООО «Самарагаз» Рыбакова М.И., прихожу к следующим выводам. Частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара. Из материалов административного дела усматривается и установлено судом первой инстанции, что при возбуждении административного дела № 063/04/14.31-206/2021 в адрес ООО «Газпром межрегионгаз Самара» было направлено определение об истребовании дополнительных необходимых материалов по делу № 063/04/14.31-206/2021 и были запрошены сведения (информация) о виновном в совершении правонарушения должностном лице ООО «Газпром межрегионгаз Самара». ООО «Газпром межрегионгаз Самара» предоставило сведения (информацию) о виновном в совершении правонарушении должностном лице ООО «Газпром межрегионгаз Самара»: заместитель генерального директора по работе с социально значимой категорией населения – ФИО3, заместитель генерального директора по экономике и финансам – ФИО2. Между тем, при рассмотрении настоящего дела установлено обстоятельство отсутствия состава административного правонарушения на основании следующего. В соответствии с Должностной инструкцией от 03.09.2019 г. заместитель генерального директора по работе с социально значимой категорией потребителей самостоятельно организует свою работу, отвечает за выполнение возложенных на него функций, непосредственно подчиняется генеральному директору, а также оказывает помощь, проводит разъяснительную работу, обеспечивает надлежащее исполнение подчиненными сотрудниками поставленных перед ними задач. В соответствии с разделом 2 Должностной инструкции от 03.09.2019 г. заместитель генерального директора по работе с социально значимой категорией потребителей обязан: обеспечивать контроль за деятельностью отдела по работе с населением и других структурных подразделений, находящихся непосредственно у него в подчинении; осуществлять контроль за заключением и исполнением договоров на поставку природного газа потребителям, организовывать работу по заключению и сопровождению договоров с юридическими лицами (ТСЖ, ЖСК и с др. потребителями, кооперативами, управляющими организациями, приобретающими газа в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальных услуг по газоснабжению); осуществлять работу по заключению договоров на поставку газа населению и анализ реализации газа по данным абонентского учета; взаимодействовать с газораспределительными организациями по регулированию режимов газопотребления абонентов, по всем вопросам, касающимся услуг по транспортировке/транспортировке в транзитном потоке газа для нужд населения (категории население), включая оформление заявок на заключение договоров, первичных документов и оплату услуг. В должностные обязанности заместителя генерального директора по работе с социально значимой категорией потребителей входит контроль за деятельностью отдела по работе с населением, который в свою очередь осуществляет взаимодействие с газораспределительными организациями по вопросам транспортировки газа населению, все вопросы, связанные с учетом расхода газа населением и учетом объема транспортированного газа населению, находятся непосредственно в зоне ответственности указанного должностного лица. Данные об объемах газа, транспортированного населению, которые были отражены ООО «Газпром межрегионгаз Самара» в скорректированных (исправленных) актах сдачи-приемки оказанных услуг, были подготовлены непосредственно отделом по работе с населением, контроль за деятельностью которого возложен на заместителя генерального директора по работе с социально значимой категорией потребителей. Согласно пункту 4.1. должностной инструкции заместителя генерального директора по работе с социально значимой категорией потребителей неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией, в пределах, определенных действующим трудовым законодательством. В соответствии с Положением об отделе по работе с населением ООО «Газпром межрегионгаз Самара», контроль за деятельностью которого обеспечивает ФИО3, целью создания отдела по работе с населением является организация поставки газа населению и расчетов за него на территории Самарской области. В соответствии с разделом II в основные задачи и функции Отдела по работе с населением входят: организация работы по заключению договоров на поставку газа населению, организация контроля и учета расхода газа населением по счетчикам и нормативам газопотребления, организация расчета размера платы за потребленный газ абонентами – физическими лицами, включая льготную категорию потребителей; взаимодействие с газораспределительными организациями по вопросам транспортировки газа населению; анализ реализации газа населению по данным абонентского учета (в т.ч. через агентов); организация работы по заключению и сопровождению договоров с покупателями газа, относящимися к категории «население», - управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы; наймодатели (или уполномоченные ими лица), предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, служебные жилые помещения в общежитиях в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, Самарским УФАС России установлено, что вопросы, связанные с учетом расхода газа населением и учетом объема транспортированного газа населению, находятся в зоне ответственности ФИО3 Вместе с тем, Комиссией Самарского УФАС России принято решение о нарушении части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» путем совершения комплекса действий: - систематической неоплаты услуг по транспортировке газа ООО «СВГК», ОАО «Самарагаз», ООО «Самараоблгаз-сервис», ОАО «Сызраньгаз»; - нарушения процедуры оформления первичной документации, предусмотренной договорами, заключенными с ООО «СВГК», ОАО «Самарагаз» и необоснованного уклонения от ежемесячного подписания актов с августа 2019г. по декабрь 2019 г. с ООО «СВГК», с сентября 2019г. по декабрь 2019 г. с ОАО «Самарагаз»; - необоснованного уклонения с сентября 2019г. по декабрь 2019 г. от подписания актов с указанием объема фактически оказанных услуг по транспортировке газа с ООО «Самараоблгаз-сервис» и неправомерного невключения данных об объемах оказанных услуг по транспортировке газа населению ОАО «Сызраньгаз» с января 2019 г. по декабрь 2019 г., которое привело к неправильному формированию актов оказанных услуг; - отнесения потерь газа на финансовый результат ООО «СВГК», ОАО «Самарагаз», ООО «Самараоблгаз-сервис», ОАО «Сызраньгаз» посредством расчета потерь газа способом, не предусмотренным действующим законодательством; - осуществления учета газа, транспортированного населению Самарской области, не в соответствии с действующим законодательством, которые ущемили интересы ООО «СВГК», ОАО «Самарагаз», ООО «Самараоблгаз-сервис», ОАО «Сызраньгаз», создали угрозу надежной и безопасной транспортировке газа населению Самарской области и могли ущемить интересы неопределенного круга потребителей - населения Самарской области; - а также путем представления в адрес органа государственного регулирования информации о планируемых объемах транспортировки природного газа населению на 2019г., которое могло повлечь необоснованное установление тарифа на газ природный, реализуемый населению Самарской области, и ущемление интересов неопределенного круга потребителей – населения Самарской области, а также ущемило интересы ООО «СВГК», ОАО «Самарагаз», ООО «Самараоблгаз-сервис», ОАО «Сызраньгаз». Проанализировав собранные доказательства должностное лицо УФАС по Самарской области пришло к выводу о том, что данный комплекс действий связан не только с должностными обязанностями ФИО3, совершенные нарушения носят комплексный характер, связаны с ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей не только ФИО3, но и иными должностными лицами, в связи с чем производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.31 КоАП РФ прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ. Доказательства получены уполномоченными должностными лицами с соблюдением установленного законом порядка, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств по делу об административном правонарушении и оценены по правилам ст. 26.11 КоАП РФ на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности. Оснований не согласиться с выводами должностного лица и суда первой инстанции не имеется. Довод жалобы о том, что судебный акт и постановление должностного лица подлежат изменению, заменив основание для прекращения производства по делу, на отсутствие событие административного правонарушения, подлежит отклонению. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является одним из обстоятельств, при наличии которого производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению. Событие административного правонарушения - это состоявшийся факт нарушения каких-либо норм законодательства, за которое предусмотрена административная ответственность. Соответственно, отсутствие события административного правонарушения - это отсутствие факта нарушения норм законодательства, за которое предусмотрена административная ответственность. Вместе с тем, из материалов дела следует, что установленные по делу обстоятельства, зафиксированные в определении о возбуждении дела, изложенные выше, представляют собой факт нарушения норм законодательства, за которое предусмотрена административная ответственность. При этом, действительно, на основании ч. 1.2 ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации. Решением Арбитражного суда Самарской области от 28.10.2021 решение Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дела № 063/01/10-892/2020 признано недействительным. При этом ссылка на то, что вынесенное решение Арбитражного суда Самарской области об отмене решения Комиссии фактически послужило основанием для прекращения производства по делу за отсутствием события административного правонарушения в отношении ФИО3 по настоящему делу является необоснованной, поскольку из решения следует, что основанием для отмены решения УФАС по Самарской области № 2502/5 от 12.03.2021 явились выводы о том, вопрос влияния выявленных УФАС по Самарской области нарушений ООО «Газпром межрегионгаз Самара» требований антимонопольного законодательства на изменение (Увеличение» «котлового» тарифа и необоснованной (завышенной) платы населением Самарской области за поставленный природный газ фактически не исследовался и решение УФАС по Самарской области № 2501/5 от 12.03.2021 года каких-либо выводов по данному вопросу не содержит. При таких обстоятельствах, сделать вывод об отсутствии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ, оснований не имеется. При этом, как указано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 16 июня 2009 г. N 9-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070 и абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан ФИО5, ФИО6 и ФИО7", в силу презумпции невиновности лицо, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено, считается невиновным, т.е. государство, отказываясь от преследования лица за административное правонарушение, не ставит более под сомнение его статус в качестве невиновного и, более того, признает, что не имеет оснований для опровержения его невиновности. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение состоявшегося по делу судебного акта, не допущено. На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решил: постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области о прекращении производства по делу № 063/04/14.31-207/2021 от 11.05.2021 года и решение судьи Самарского районного суда города Самары от 20.10.2021, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя генерального директора ООО «Газпром межрегионгаз Самара» ФИО3, оставить без изменения, а жалобу защитника Киселевой Н.Н. (по доверенности) - без удовлетворения. Настоящее решение может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке и срок, установленные статьями 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Судья Самарского областного суда А.А.Толмосова . |