ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-180/20 от 11.03.2020 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

Кизлярский городской суд

судья Магомедов У.М.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

РЕШЕНИЕ

по делу №21-180/2020

Судья Верховного суда Республики Дагестан Гончаров И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО4 на решение судьи Кизлярского городского суда от <дата>, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.8 КоАП РФ,

установил:

постановлением начальника отделения лицензионно-разрешительной работы по <адрес> Росгвардии по РД ФИО2 от <дата>ФИО4 привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.8 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере рублей.

Не согласившись с данным постановлением, ФИО4 обратился в Кизлярский городской суд с просьбой об ее отмены.

Решением судьи Кизлярского городского суда от <дата> постановление начальника отделения лицензионно-разрешительной работы по <адрес> Росгвардии по РД ФИО2 от <дата>г оставлено без изменения, жалоба ФИО4 - без удовлетворения

В жалобе, поданной в Верховный Суд РД, ФИО4 просит отменить решение Кизлярского городского суда, приводя доводы о его незаконности.

В своей жалобе ФИО4 указал, что при вынесении постановления и составления протокола административного правонарушения неправильно применены нормы материального и процессуального права. ФИО4 сообщает, что охранно-пожарная сигнализация также может подключаться на пульты охраны организаций (обособленных охранных подразделений, постов) занимающихся на законных основаниях охранной деятельностью на объектах, где размещаются оружие и (или) патроны.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав ФИО4 и его защитника ФИО3, просивших решение судьи отменить, прихожу к выводу о том, что решение судьи Кизлярского городского суда является незаконным и необоснованным по следующему основаниям.

Согласно ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Из материалов дела усматривается, что протоколом об административном правонарушении от <дата> начальник стрелковой команды Махачкалинского отряда филиала ФГП (ВО) ЖДТ РФ на СКЖД <адрес>ФИО4 по адресу: <адрес>, совершил нарушение п. 169.6 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от <дата>, в связи с тем, что КХО не находится под круглосуточным централизованным наблюдением ОВД.

В соответствии с имеющимися в деле доказательствами, проверенными судом, в постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении от <дата> сделан вывод о виновности ФИО4 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.8 КоАП РФ.

Вместе с тем выводы должностного лица, с которыми согласился судья городского суда, сделаны на основании неправильного применения норм материального права.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 13 декабря 1996 № 150-ФЗ. хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами и гражданами, получившими в федеральном органом исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношении оружия. Хранение гражданского оружия, которое приобретается без лицензии (или) регистрация которого в федеральном органе исполнительной власти уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе и требуется, осуществляется без разрешения на хранение оружия, на хранение ношение оружия или хранение и использование оружия.

Гражданское и служебное оружие должно храниться в условия, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения, и исключают доступ к нему посторонних лиц.

Требования к условиям хранения различных видов гражданского служебного оружия и патронов к нему определяются Правительств Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998г. № 814 (ред. от 12 2018) «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» (вместе с «Правим оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», «Положением о ведении и издании Государственного кадастра гражданского и служебного оружия и патронов к нему») установлено, что хранение оружия и патронов разрешается юридическим и физическим лицам, получившим в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориальных органах разрешения на хранение, или хранение и использование, или хранение и ношение оружия.

Юридические лица, после получения в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориальных органах разрешений на хранение или на хранение и использование оружия в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации, обязаны хранить оружие и патроны в условиях, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц.

Оружие и патроны, в соответствии с требованиями, установленными Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации, подлежат хранению в изолированных помещениях, специально оборудованных для этих целей, оснащенных техническими средствами охраны и иными средствами защиты, в запирающихся на замок сейфах или металлических шкафах. При этом объемы хранения патронов в заводских упаковках, сейфах или металлических шкафах определяются комиссией, образуемой в установленном порядке, исходя из требований противопожарной безопасности.

Положениями абз. 1 пункта 169.6 Инструкция № 288 предусмотрено, что комната хранения оружия должна быть оборудована средствами пожаротушения по нормам, установленным Государственной противопожарной службой МЧС России, и многорубежной охранно-пожарной сигнализацией (не менее двух рубежей). Все рубежи охранно-пожарной сигнализации подключаются на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны при органе внутренних дел Российской Федерации, в целях осуществления органами внутренних дел возложенных на них контрольных функций.

В абз. 5 пункта 169.6 Инструкции № 288 установлено, что охранно-пожарная сигнализация также может подключаться на пульты охраны организаций (обособленных охранных подразделений, постов), занимающихся на законных основаниях охранной деятельностью на объектах, где размещаются оружие и (или) патроны.

ФГП ВО ЖДТ России создано и действует на основании Федерального закона от 14.04.1999 № 77-ФЗ «О вневедомственной охране», Положения о ведомственной охране Федерального агентства железнордорожного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2009 № 540 (далее - Положения о ВО), и других законодательных актов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1.4. Устава ФГП ВО ЖДТ России является ведомственной охраной Федерального агентства железнодорожного транспорта, деятельность которой регулируется Федеральным законом от 14.04.1999 № 77-ФЗ «О ведомственной охране».

В статье 1 Федерального закона от 14.04.1999 № 77-ФЗ «О ведомственной охране» определено, что ведомственной охране - совокупность создаваемых имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными государственными органами и организациями органов управления, сил и средств, предназначенных для защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2009 № 540 утверждено Положение о ведомственной охране Федерального агентства железнодорожного транспорта.

В пункте 19 данного Положения установлено, что Инструкция о порядке учета, хранения, выдачи, использования и транспортировки ведомственной охраной специальных средств, боевого ручного стрелкового и служебного оружия и патронов к нему утверждаются Федеральным агентством железнодорожного транспорта по согласованию с МВД России.

Статья 5 Закона об оружии устанавливает, что требования к условиям хранения оружия определяются Правительством Российской Федерации.

Порядок приема оружия и патронов на хранение, их передачи, выдачи и оформления необходимых учетных документов устанавливается приказами руководителей юридических лиц в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.

Требования по инженерному и техническому оборудованию средствами охраны, организации пропускного режима и режима внутри объекта, на складах и в хранилищах оружия и патронов, в помещениях для показа, демонстрации либо торговли оружием и патронами, в стрелковых тирах и на стрельбищах, расположенных вне производственных территорий, а также требования по размещению оружия и патронов в местах их хранения устанавливаются Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.

Реестры, книги и журналы учета оружия и патронов, предусмотренные в настоящей Инструкции, а также формализованные бланки для автоматизированного учета перед их использованием подлежат обязательной регистрации в подразделениях лицензионно-разрешительной работы.

Кроме того, охранно-пожарная сигнализация может подключаться не только на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны при органе внутренних дел, но и на пульты охраны организаций, (обособленных охранных подразделений, постов), занимающихся на законных основаниях охранной деятельностью на объектах, где размещаются оружие и (или) патроны.

Таким образом, действующее законодательство РФ предусматривает, что охранно-пожарная сигнализация может подключаться не только на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны при органе внутренних дел, но и на собственные пульты ФГП ВО ЖДТ России.

Также при рассмотрении дела об административном правонарушении должностные лица ОЛРР (по <адрес>) УФСВНГ России по Республике Дагестан нарушили «Административный регламент исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по контролю за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также за соблюдением гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия» (Приложение к приказу МВД РФ от <дата>, далее - Административный регламент), который определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) должностных лиц.

Составление протокола об административном правонарушении само по себе не является самостоятельной административной процедурой, т.к. оно производится только после проведения плановой (п.52-66 Регламента) или внеплановой (п.67-75 Регламента) проверки в целях принятия решения по их результатам (п. 124-142 Регламента).

Наряду с этим, в соответствии с п.3.19 Должностной инструкции, утверждённой начальником Махачкалинского отряда 11.04.2017г (СК-К) на начальника стрелковой команды возложены должностные обязанности в соответствии с приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта от <дата> организовать только учёт, хранение, использование, транспортировку оружия, патронов и специальных средств, контролировать их наличие и качественное состояние.

Согласно положениям статьи 26.2 КоАП РФ предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Начальник стрелковой команды в соответствии с должностной инструкцией не обладает правом заключения каких-либо гражданско-правовых договоров, а значит не может нести ответственность за то, что помещение для хранения оружия не было подключено к централизованному пункту охраны Кизлярского ГОВД или подразделения вневедомственной охраны Управления Росгвардии по РД.

Доводы жалобы нашли свое подтверждение.

Судья городского суда, рассматривая жалобу ФИО4 сделал взаимоисключающие выводы, указав, что пожарно-охранная сигнализация может быть подключена к пульту ведомственной охранной организации, однако признал наличие состава административного правонарушения в его действиях, в нарушении указанного обстоятельства и сведений, содержащихся в постановлении должностного лица о признании его виновным в указанном административном правонарушении.

В протоколе об административном правонарушении также нет указаний, что пожарно-охранная сигнализация к пульту ведомственной охраны Махачкалинского отряда филиала СКЖД ФГП ВО ЖДТ не подключена.

В действиях ФИО4 отсутствует состав и событие административного правонарушения, за которое предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч.1 ст.20.8 КоАП РФ.

С учетом изложенного, прихожу к выводу о том, что обжалуемое решение судьи Кизлярского городского суда РД от <дата>г является незаконным и необоснованным, подлежит отмене, а производство по делу прекращению.

Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ,

решил:

жалобу ФИО4 удовлетворить.

Решение судьи Кизлярского городского суда РД от <дата> и постановление начальника отделения лицензионно-разрешительной работы по <адрес> Росгвардии по РД ФИО2 от <дата> в отношении ФИО4 отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.8 КоАП в отношении ФИО4 прекратить в связи с отсутствием состава и события административного правонарушения.

Судья Верховного Суда

Республики Дагестан И.А. Гончаров