Судья Деменок С.В. Дело № 21-180/2021
РЕШЕНИЕ
г. Симферополь 01 марта 2021 года
Судья Верховного Суда Республики Крым Агин В.В., с участием представителя Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Симферополю ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Кедр-Айфель» ФИО1 на решение судьи Центрального районного суда г. Симферополя от 12 января 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Кедр-Айфель» (далее – ООО «Кедр-Айфель») ФИО1,
установил:
постановлением заместителя начальника Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Симферополю ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ№ директор ООО «Кедр-Айфель» ФИО4 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 руб.
В порядке пересмотра дела по жалобе директора ООО «Кедр-Айфель» ФИО4 на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении судьей Центрального районного суда г. Симферополя 12 января 2021 года постановлено решение, которым жалоба директора ООО «Кедр-Айфель» ФИО4 оставлена без удовлетворения, а постановление заместителя начальника Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Симферополю ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ№ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, в отношении директора ООО «Кедр-Айфель» ФИО4, - без изменения.
Не согласившись с решением судьи Центрального районного суда г. Симферополя от 12 января 2021 года, ФИО4 подал в Верховный Суд Республики Крым жалобу, в которой просила отменить решение судьи Центрального районного суда г. Симферополя от 12 января 2021 года и принять по делу новый судебный акт, которым отменить постановление заместителя начальника Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Симферополю ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ№ ввиду отсутствия состава административного правонарушения или освободить директора ООО «Кедр-Айфель» ФИО4 от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ. В обоснование указано, что оспариваемое решение вынесено с нарушениями норм материального и процессуального права, и что судья районного суда дал неправильную оценку установленным по делу обстоятельствам.
Выслушав представителя Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Симферополю ФИО2, возражавшую против удовлетворения жалобы, проверив доводы, изложенные в жалобе, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Согласно п.8 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Как усматривается из материалов дела, на основании поручения заместителя начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Симферополю ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ№ДД.ММ.ГГГГ специалистом ИФНС по г. Симферополю проведена проверка ООО «Кедр-Айфель» (<адрес>) по вопросам соблюдения валютного законодательства Российской Федерации, требований ч.2 ст. 14 Федерального закона от 10.12.2003 №173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе проверки по результатам анализа предоставленных ООО «Кедр-Айфель» в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Симферополю справок (форма 2-НДФЛ) за 2018 год, а также документов, представленных ООО «Кедр-Айфель» письмом от ДД.ММ.ГГГГ б/н (№ от ДД.ММ.ГГГГ), было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Общество произвело выплату заработной платы иностранному гражданину (нерезиденту) на основании заключенного трудового договора наличными денежными средствами в рублях из кассы организации без использования банковских счетов в уполномоченных банках.
В ходе проверки так же установлено, что согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ№ в ООО «Кедр-Айфель» трудоустроена гражданка Украины ФИО6ДД.ММ.ГГГГФИО6 выплачена заработная плата в наличной форме из кассы организации (резидента) в размере <данные изъяты> российских рублей, что подтверждается платежной ведомостью от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д.136, 136 об.), при этом ФИО6 является нерезидентом.
Согласно письмам ООО «Кедр-Айфель» от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ б/н (№ от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ) должностным лицом Общества, ответственным за выплату заработной платы работникам-нерезидентам в период с 05 апреля по ДД.ММ.ГГГГ являлся директор Общества ФИО4
ДД.ММ.ГГГГ по данному факту главным государственным налоговым инспектором отдела камеральных проверок № 2 инспекции Федеральной Налоговой службы по г. Симферополю ФИО7 в отношении должностного лица ООО «Кедр-Айфель» ФИО4 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, из которого следует, что в нарушение ч.2 ст.14 Федерального закона № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» ООО «Кедр-Айфель» осуществило незаконную валютную операцию, которая выразилась в выплате ДД.ММ.ГГГГ заработной платы работнику (нерезиденту) в размере <данные изъяты> руб. в наличной форме из кассы Общества, что подтверждается платежной ведомостью от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д.136, 136 об.).
Постановлением заместителя начальника Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Симферополю ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ№ директор ООО «Кедр-Айфель» ФИО4 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 руб. (л.д. 101-106).
Ч.1 ст.15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с абз.3 ч.2 ст.14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон №173-Ф3) юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, выплаты в наличной валюте Российской Федерации физическим лицам - нерезидентам в порядке компенсации суммы налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 169.1 Налогового кодекса Российской Федерации, а также расчеты в наличной валюте Российской Федерации при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.
Согласно пп.6 и 7 ч.1 ст.1 Закона №173-Ф3 резидентами являются:
а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации;
б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;
в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации (в том числе профессиональные участники внешнеэкономической деятельности, включенные в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности, утвержденный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации), за исключением иностранных юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом «О международных компаниях»;
г) находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в подпункте «в» настоящего пункта;
д) дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иные официальные представительства Российской Федерации и представительства федеральных органов исполнительной власти, находящиеся за пределами территории Российской Федерации;
е) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами;
Нерезидентами в свою очередь считаются:
а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 6 настоящей части;
б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;
д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;
е) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в подпунктах «б» и «в» настоящего пункта;
е.1) иностранные юридические лица, зарегистрированные в соответствии с Федеральным законом «О международных компаниях»;
ж) иные лица, не указанные в пункте 6 настоящей части;
8) уполномоченные банки - кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центрального банка Российской Федерации осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.
Согласно подп. «б» п.9 ч.1 ст.1 Закона №173-Ф3 приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа являются валютными операциями.
Ч.2 ст.14 Закона № 173-ФЗ установлено, что расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен этой же ч.2 ст.14 Закона № 173-ФЗ, а именно:
Юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчёты при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.
Юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с нерезидентами в наличной иностранной валюте и валюте Российской Федерации за обслуживание воздушных судов иностранных государств в аэропортах, судов иностранных государств в речных и морских портах, а также при оплате нерезидентами аэронавигационных, аэропортовых и портовых сборов на территории Российской Федерации.
Юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты в наличной иностранной валюте и наличной валюте Российской Федерации с нерезидентами за обслуживание воздушных судов таких юридических лиц в аэропортах иностранных государств, судов таких юридических лиц в речных и морских портах иностранных государств, иных транспортных средств таких юридических лиц во время их нахождения на территориях иностранных государств, а также при оплате такими юридическими лицами аэронавигационных, аэропортовых, портовых сборов и иных обязательных сборов на территориях иностранных государств, связанных с обеспечением деятельности таких юридических лиц.
Возможность осуществления такой валютной операции, как выплата резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами минуя счет в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена; такая операция не входит в перечень, разрешенный ч.2 ст.14 Закона №173-ФЗ, осуществление которых разрешено без использования банковских счетов в уполномоченных банках.
Согласно абз.5 ст.11 Трудового кодекса Российской Федерации, правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
С учетом изложенного, поскольку в рассматриваемом случае работник является гражданином иностранного государства - нерезидентом, реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением норм Закона № 173-ФЗ и локальными нормативными актами Общества (приказы, соглашения, договоры) не должны противоречить требованиям указанного Закона.
Таким образом, директор ООО «Кедр-Айфель» ФИО4 нарушил ч.2 ст.14 Закона №173-ФЗ, осуществив незаконную валютную операцию, которая выразилась в выплате ДД.ММ.ГГГГ заработной платы физическому лицу – иностранному гражданину ФИО6 на сумму <данные изъяты> руб.
Факт совершения директором ООО «Кедр-Айфель» ФИО4 вменяемого ему административного правонарушения подтвержден совокупностью доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка. Суд признал доказанным событие правонарушения, ответственность за которое установлена ч.1 ст.15.25 КоАП РФ.
Доказательств невозможности соблюдения директором ООО «Кедр-Айфель» ФИО4 требований закона (для предотвращения выплаты заработной платы работнику-нерезиденту в наличной форме), не предоставлено, что с учетом положений ч.2 ст.2.1 КоАП РФ свидетельствует о наличии виновности должностного лица ФИО4
Доводы, аналогичные изложенным в поданной жалобе, были предметом проверки при рассмотрении дела судьей районного суда, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в оспариваемом решении и не опровергают наличие в действиях директора ООО «Кедр-Айфель» ФИО4 объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы, исходя из оценки фактических обстоятельств дела, а также характера противоправного деяния, оснований для признания совершенного ФИО4 правонарушения малозначительным и освобождения последнего от административной ответственности на основании ст.2.9 КоАП РФ не имеется.
В соответствии с преамбулой Закона № 173-ФЗ целью законодательства о валютном регулировании является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации.
Нарушение должностным лицом требований валютного законодательства свидетельствует об отсутствии со стороны заявителя надлежащего контроля за соблюдением исполнения соответствующих публично-правовых обязанностей, характеризует пренебрежительное отношение заявителя к установленным правовым требованиям и предписаниям.
Судом апелляционной инстанции не установлены исключительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии предусмотренных статьей 2.9 Кодекса признаков малозначительности административного правонарушения, с учетом особой значимости охраняемых отношений в сфере валютного регулирования и контроля.
Постановление о привлечении директора ООО «Кедр-Айфель» ФИО4 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ.
Административное наказание назначено директору ООО «Кедр-Айфель» ФИО4 в пределах, установленных санкцией ч.1 ст.15.25 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах решение судьи Центрального районного суда г. Симферополя основано на законе, а поэтому отмене оно не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.2-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Кедр-Айфель» ФИО1 оставить без удовлетворения,
постановление заместителя начальника Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Симферополю ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ№ и решение судьи Центрального районного суда г. Симферополя от 12 января 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Кедр-Айфель» ФИО1, – без изменения.
Судья В.В. Агин