ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-181/19 от 10.04.2019 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

дело № 21-181/2019

РЕШЕНИЕ

10 апреля 2019 года г. Оренбург

Судья Оренбургского областного суда Хлынина Е.В., при секретаре Гришине К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Шляхова Александра Леонидовича на постановление заместителя начальника управления государственного лесного контроля и пожарного надзора в лесах министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области от 26 июля 2018 года и решение судьи Бузулукского районного суда Оренбургской области от 31 января 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, в отношении *** Шляхова Александра Леонидовича

установил:

постановлением заместителя начальника управления государственного лесного контроля и пожарного надзора в лесах министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области от 26 июля 2018 года, оставленным без изменения решением судьи Бузулукского районного суда Оренбургской области от 31 января 2019 года Шляхов А.Л., являющийся *** (далее ***, общество) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, Шляхов А.Л. просит об отмене состоявшихся по делу решений.

Лицо в отношении которого ведется производство по делу Шляхов А.Л., прокурор Бузулукской межрайонной прокуратуры, прокурор Оренбургской области были надлежащим образом извещены о дне и месте судебного заседания, не явились, причины неявки не сообщили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, выслушав защитника Никитина А.В., поддержавшего доводы жалобы, прихожу к следующему.

Нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет привлечение к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.

Согласно ч. 3 ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами (ч. 3 ст. 16 данного Кодекса).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила).

Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (пункт 1 Правил). Срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю.

Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра. Места рубки (лесосеки) в хвойных равнинных лесах на сухих почвах с оставленной на период пожароопасного сезона заготовленной древесиной, а также с оставленными на перегнивание порубочными остатками отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра (п. 19-20 Правил)

Лица, виновные в нарушении требований Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 38 Правил).

Как следует из материалов дела, между Министерством лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области, в лице министра ФИО, и ***, в лице генерального директора ФИО1, 23 марта 2017 года заключен договор аренды лесного участка № 05/17. Согласно договору, в аренду Обществу передан лесной участок площадью 340,4041 га, имеющий местоположение: Оренбургская область, Бузулукский район, сельсовет Боровой, лесной участок расположен в северной части кадастрового квартала Бузулукское лесничество, Боровское участковое лесничество, квартал 19 выделы 1-29, квартал 20 части выделов 1, 25, 42 и выделы 2-24, 36-41, квартал 21 выделы 1-34, квартал 22 выделы 1-24, 36, 37, квартал 23 части выделов 4, 5 и выделы 6-8, 10-21, квартал 24 выделы 1-49, квартал 25 выделы 1-13 и части выделов 29, 30, квартал 26 выделы 1-34. Кадастровый номер , номер учетной записи в государственном лесном реестре отсутствует. Арендатору передается лесной участок в целях использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (строительство нефтегазопроводов, водоводов, линий электропередач и автодорог для реализации условий лицензии на право пользования недрами серия ОРБ номер 16186 вид лицензии НЭ).

Срок действия договора аренды устанавливается с даты государственной регистрации и до 06 апреля 2035 года.

В приложении № 2 к договору аренды лесного участка обозначена характеристика лесного участка.

Согласно Проекту освоения лесов, раздел 1.5.2 Обоснование и характеристика проектируемых видов и объемов мероприятий по противопожарному обустройству лесов с учетом объектов, созданных при использовании лесов в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества, и их территориальное размещение, меры пожарной безопасности определены Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417, ст. 53.1 Лесного кодекса РФ и включают в себя строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров, прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос, в данном случае в соответствии с СП 231.1311500.2015 «Обустройство нефтяных и газовых месторождений Требования пожарной безопасности» минерализованная полоса принята шириной в 5 м, и иные меры.

Помимо этих мер, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2011 года № 281 «О мерах противопожарного обустройства лесов», к мерам противопожарного обустройства лесов также относятся: прочистка просек, прочистка противопожарных минерализованных полос (в соответствии с СП 231.1311500.2015 «Обустройство нефтяных и газовых месторождений Требования пожарной безопасности» минерализованная полоса в данном проекта принята шириной в 5 метров) и их обновление, установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах.

Проектом освоения лесов предусмотрено создание минерализованной полосы (вспаханный участок земли шириной 5 метров) общей протяженностью 33,443 км.

Постановлением Правительства Оренбургской области от 27 апреля 2018 года № 254-п, в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и в целях обеспечения пожарной безопасности на территории Оренбургской области, с 28 апреля 2018 года на территории Оренбургской области введен особый противопожарный режим.

В период с 06 по 13 июня 2018 года Бузулукской межрайонной прокуратурой в рамках осуществления надзора за исполнением лесного законодательства проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности в лесах арендатором лесных участков ***, в пределах территории Бузулукского района Оренбургской области.

В ходе проверки было установлено, что в местах рубки лесных насаждений на лесном участке, предназначенном для создания объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, вдоль дороги на протяжении около 9 км хаотично навалены очищенные от сучьев срубленные деревья, порубочные остатки и корневище. Часть заготовленной древесины сложена в штабеля, которые не отделены минерализованной полосой шириной не менее 1.4 метра. На период пожароопасного сезона другая часть заготовленной древесины, оставляемая на местах рубок (лесосеках) в штабеля или поленницы не собрана и не отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра. В местах рубок деревьев имеются порубочные остатки, которые не собраны в кучи, очистка мест рубок от порубочных остатков арендатором не осуществляется.

В соответствии со ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с должностной инструкцией *** в том числе за пожарной безопасностью на арендованных лесных участках.

Согласно приказа от 20 ноября 2017 года на данную должность был назначен Шляхов А.Л.

Факт нарушения Шляховым А.Л. Правил пожарной безопасности в лесах подтвержден собранными по делу доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 15 июня 2018 года, актом проверки исполнения законодательства о противопожарной безопасности в лесах от 13 июня 2018 года, проектом освоения лесов, фототаблицей и иными материалами дела, получившими оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

Таким образом, на основе совокупности исследованных доказательств было достоверно установлено и подтверждено, что Шляхов А.Л. не обеспечил выполнение мероприятий по соблюдению требований пожарной безопасности в лесах на арендованном земельном участке, в связи с чем его действия были правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.

Выводы должностного лица и судьи районного суда о виновности Шляхова А.О. в совершении вмененного административного правонарушения основаны на положениях КоАП РФ, лесного законодательства и совокупности собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с ними не имеется.

Доводы, имеющие правовое значение, являлись предметом проверки в ходе производства по делу, правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых актах.

Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом и судебными инстанциями обстоятельств, правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.

Доводы жалобы о том, что для осуществления работ по рубке, валке деревьев *** был заключен договор подряда с ООО ***» не исключают возможности привлечения к административной ответственности Шляхова А.Л., которому следовало осуществлять контроль за действиями лиц, производящими рубку, принимать меры к недопущению нарушения лесного законодательства.

Должностным лицом были надлежащим образом рассмотрены доводы о том, что с учетом климатических условий не возможно было выполнить меры противопожарной безопасности, они были отклонены с приведением соответствующих мотивов. При этом, должностным лицом исследовались представленные в обоснование данных доводов документы: акты о состоянии дорог. Однако указанные обстоятельства, вопреки доводам жалобы не являются основанием для отмены состоявшихся по делу решений, поскольку не свидетельствуют с достаточной степенью о том, что должностным лицом были выполнены возложенные на него должностные обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности в лесах.

Кроме того, в соответствии с Правилами пожарной безопасности очистка мест рубок должна производиться одновременно с рубкой лесных насаждений, тогда как в ходе проверки было установлено, что вдоль дороги на протяжении около 9 км были хаотично навалены очищенные от сучьев срубленные деревья, порубочные остатки и корневища, что подтверждается и имеющимся в деле фотоматериалом.

Доказательств подтверждающих, что на момент проверки невозможно было устранить выявленные нарушения, не представлено.

Отсутствие согласования мест складирования древесины на момент осуществления проверки также не может являться основанием для отмены принятых по делу решений.

Доводы жалобы о том, что была дана неправильная квалификация месту совершения административного правонарушения, являются несостоятельными, поскольку должностным лицом в постановлении не вменялось Шляхову А.Л. совершение правонарушения в охранной зоне Национального парка «Бузулукский бор», а лишь указывалось на то, что данная зона включена в состав арендованного лесного участка, что не отрицалось и самим обществом.

Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Установление противоправности деяния и ответственности за нарушение правил пожарной безопасности в лесах обусловлено созданием реальной угрозы причинения вреда охраняемому объекту и не ставит субъектов административной ответственности, осуществляющих деятельность, связанную с использованием лесов, в положение, не позволяющее им предвидеть правовые последствия своих действий.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, административный штраф, как и любое другое административное наказание, силу ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Санкцией ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, направленной на пресечение нарушений законодательства в сфере обеспечения пожарной безопасности в лесах, предусмотрено наложение на должностных лиц административного штрафа.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 21 Постановления от 24 марта 2005 года № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Если по результатам рассмотрения дела будет установлено, что формально действия (бездействие) лица содержат признаки административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя не представляют существенного нарушения охраняемых общественных отношений, то судья вправе признать это административное правонарушение малозначительным.

Анализ приведённых норм позволяет прийти к выводу о том, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.

Однако характер рассматриваемого административного правонарушения, посягающего на общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования, представляет существенную потенциальную угрозу данным отношениям. Выявленный факт нарушения требований пожарной безопасности в лесах, создает угрозу жизни и здоровью граждан, оказывает негативное воздействие на окружающую среду.

Исходя из смысла абз. 5 п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации устранение нарушения после факта его выявления, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.

Таким образом, последующие действия, предпринятые обществом для устранения привлекаемым к административной ответственности лицом допущенного нарушения, отсутствие негативных последствий не являются основанием для признания правонарушения малозначительным.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в ненадлежащем отношении должностного лица к исполнению своих обязанностей при использовании лесного участка.

Кроме того, те обстоятельства, что к моменту вынесения постановления частично были устранены выявленные нарушения были известны должностному лицу, в связи с чем Шляхову А.Л. назначено наказание в виде административного штрафа в минимальном размере.

Иные доводы жалобы направлены на переоценку исследованных доказательств, опровергаются совокупностью перечисленных выше доказательств, расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за совершенное административное правонарушение.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Постановление вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения лица к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемого судебного решения, по делу не усматривается.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.

Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление заместителя начальника управления государственного лесного контроля и пожарного надзора в лесах министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области от 26 июля 2018 года и решение судьи Бузулукского районного суда Оренбургской области от 31 января 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, в отношении *** Шляхова Александра Леонидовича оставить без изменения, жалобу заявителя без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано и (или) опротестовано в порядке, установленном ст. ст. 30.12 - 30.19 КоАП РФ.

Судья Оренбургского

областного суда Е.В. Хлынина