дело № 21–182
судья Шуминова Н.В.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на решение судьи по делу
об административном правонарушении
г. Мурманск 12 мая 2020 года
Судья Мурманского областного суда Федорова И.А., рассмотрев жалобу защитника Федерального государственного бюджетного учреждения «Морспасслужба» ФИО1 на решение судьи Октябрьского районного суда города Мурманска от 29 января 2020 года по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением дознавателя отдела дознания и административной практики Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району № 2109/2389-19 от 14 ноября 2019 г., оставленным без изменения решением заместителя начальника отдела дознания и административной практики Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району от 05 декабря 2019 г., юридическое лицо – Федеральное государственное бюджетное учреждение «Морспасслужба» (далее ФГБУ «Морспасслужба», Учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 410 000 рублей.
Решением судьи Октябрьского районного суда города Мурманска от 29 января 2020 г. указанные постановление и решение должностных лиц административного органа оставлены без изменения, жалоба защитника ФГБУ «Морспасслужба» ФИО1 - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Мурманский областной суд, защитник ФГБУ «Морспасслужба» ФИО1, не оспаривая вину ФГБУ «Морспасслужба» в совершении инкриминированного административного правонарушения, просит вынесенные в отношении Учреждения акты изменить в части назначенного юридическому лицу административного наказания, снизив его размер до 200000 рублей.
В обоснование жалобы ссылается на отсутствие прямого ущерба охраняемым государственным интересам, на фактическое исполнение юридическим лицом требований Закона Российской Федерации от 01 апреля 1993 г. № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации», а также на финансовое положение ФГБУ «Морспасслужба», являющегося бюджетным учреждением.
Законный представитель ФГБУ «Морспасслужба», защитник Учреждения ФИО1, представитель административного органа в судебное заседание не явились, извещены о рассмотрении дела в соответствии со статьей 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья областного суда, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, исследовав доводы жалобы, приходу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.
Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» внешняя граница территориального моря является Государственной границей Российской Федерации.
Законом Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (далее Закон РФ «О государственной границе») определены Правила пересечения государственной границы Российской Федерации.
В соответствии с пунктом «б» части 2 статьи 5 Закона РФ «О государственной границе РФ» прохождение государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, устанавливается на море по внешней границе территориального моря Российской Федерации.
Согласно статье 7 Закона РФ «О государственной границе РФ» режим Государственной границы включает, в том числе правила пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами.
В силу части 4 статьи 9 Закона РФ «О государственной границе РФ» российские и иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, пересекают Государственную границу на море, реках, озерах и иных водных объектах в соответствии с настоящим Законом, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» под проходом через территориальное море понимается плавание через территориальное море с целью пересечь территориальное море, не заходя во внутренние морские воды либо не становясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних морских вод; пройти во внутренние морские воды или выйти из них либо стать на рейде или у портового сооружения. Проход через территориальное море должен быть непрерывным и быстрым. Он может включать в себя остановку и стоянку на якоре, но лишь постольку, поскольку они связаны с обычным плаванием либо необходимы вследствие непреодолимой силы или бедствия либо в целях оказания помощи людям, судам или летательным аппаратам, находящимся в опасности или терпящим бедствие.
Частью 16 статьи 9 Закона РФ «О государственной границе РФ» предусмотрено, что капитан судна, командир военного корабля, командир воздушного судна в случае вынужденного пересечения Государственной границы или вынужденного несоблюдения определенных настоящим Законом правил следования судов от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и обратно, порядка пребывания в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, во внутренних морских водах, в территориальном море и воздушном пространстве Российской Федерации обязан немедленно сообщить об этом администрации ближайшего российского морского, речного порта, соответствующему органу единой системы организации воздушного движения, которые передают данную информацию в пограничные органы и Вооруженные Силы Российской Федерации, и в дальнейшем действовать согласно их указаниям или указаниям командира военного корабля, капитана морского, речного судна или командира воздушного судна Российской Федерации, прибывшего для оказания помощи или выяснения обстоятельств случившегося.
В соответствии с пунктом «в» части 8 статьи 9 Закона РФ «О государственной границе РФ» установлено, что судам, указанным в части седьмой настоящей статьи, при следовании от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и обратно запрещаются (кроме случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации) остановка, высадка (посадка) людей, выгрузка (погрузка) любых грузов, товаров, валюты, животных, спуск на воду или прием на борт любых плавучих средств, подъем в воздух, посадка или принятие на борт любого летательного аппарата, ведение промысловой, исследовательской, изыскательской или иной деятельности без соответствующего на то разрешения специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих охрану внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации и их природных ресурсов в пределах их компетенции, либо с их разрешения, но с нарушением условий такого разрешения.
Порядок захода и пребывания судов во внутренних морских водах, территориальном море России определен «Режимом плавания судов в Баренцевом, Белом и Карском морях (сводное описание)» книга 4140, изданным по материалам, представленным Гидрографической службой Краснознамённого Северного флота, откорректированным по извещениям мореплавателям Управления навигации и океанографии Министерства обороны по выпуск № 30 от 22.07.2006 г (далее - Режимплавания).
Пункт 5.1.1 Режима плавания уточняет порядок осуществления военными кораблями и другими судами, эксплуатируемыми в коммерческих и некоммерческих целях мирного прохода через территориальное море, определяет порядок захода и пребывания во внутренних морских водах и распространяется на все корабли и суда вне зависимости от ведомственной, принадлежности и форм собственности.
Согласно пункту 5.4.5 Режима плавания, все суда, в том числе и иностранные, при плавании во внутренних морских водах и территориальном море РФ во всех случаях должны совершать переходы только по установленным путям движения судов.
В пункте 4.2 Режима плавания установлены рекомендованные пути в Баренцевом море, в том числе из Кольского залива на север (№ 3), на северо-восток (№ 5), на восток (№ 7).
Из совокупности приведенных правовых норм следует, что пребывание и следование в территориальном море Российской Федерации всеми кораблями и судами вне зависимости от ведомственной принадлежности и форм собственности должно совершаться без остановки, непрерывно, быстро и только по установленным путям движения судов.
Непрерывность в данном случае обозначает, в том числе непрерывность следования курсом после (либо до) пересечения Государственной границы, по установленным путям движения судов в пункт пропуска через Государственную границу или обратно. Кроме того, быстрота обозначает движение судна с полной скоростью обычной для условий плавания.
Судьей установлено и материалами дела подтверждается, что судно «*» (ИМО № *) принадлежит на праве собственности Российской Федерации, и закреплено на праве оперативного управления за ФГБУ «Морспасслужба».
Приказом ФГБУ «Морспасслужба» № *. ФИО2 назначен на должность * «*».
06 сентября 2019 г. заместителем директора Балтийского филиала ФГБУ «Морспасслужба» ФИО3 * судна «*» ФИО2 выдано рейсовое задание № *, в соответствии с которым последнему надлежало осуществить на судне «*» переход из порта Санкт-Петербург в порт Мурманск с баржой «*», соблюдая требования проекта разового перегона указанной баржи.
Переход судна «*» из порта Санкт-Петербург в порт Мурманск с баржой «*» осуществлялся в соответствии с договором № * от 05 августа 2019 г., заключенным между ФГБУ «Морспасслужба» и ООО «Севернефтегазфлот». По условиям договора ФГБУ «Морспасслужба» оказывало услуги по морской буксировке барж, в том числе баржи «*».
25 сентября 2019 г. ООО «Севернефтегазфлот» номинировало ООО «Интранс» судовым агентом барже-буксирного состава из буксира «*» и баржи «*».
Морская буксировка баржи «*» осуществлялась в соответствии с требованиями проекта разового перегона № 2019/16801 (М-10, М-12) - 90 - 01, утвержденного 04 июля 2019 г. ООО «Конструкторское бюро «Пассат»» и одобренного 15 июля 2019 г. Российским Морским Регистром Судоходства (далее - Проект перегона). Проект перегона разработан с целью обеспечения безопасного разового морского перегона несамоходных барж-площадок пр. 16801 «М-10» и «М-12» (без класса Российского Морского Регистра Судоходства) на буксире из порта Санкт-Петербург в порт Архангельск (вокруг Скандинавского полуострова).
Проектом перегона предусмотрены следующие ограничения при осуществлении морского перегона: без людей и груза на борту в законвертованном состоянии с буксиром мощностью не менее 2400 кВт, с постоянным тяговым усилием на менее 42 тонн (при одновременной буксировке двух барж) и с буксиром мощностью не менее 1200 кВт, с постоянным тяговым усилием не менее 21 тонны - при буксировке одной баржи; в период июль - сентябрь 2019 г.; при допустимой высоте волны 3%-ой обеспеченности не более 3,5 м и силе ветра до 12,4 м/сек; средняя осадка в соленой воде на перегон 1,76±0,05 м; удаление от берега при перегоне не более 20 миль.
06 сентября 2019 г. судно «*» с баржой «*» под управлением капитана ФИО2 вышло из порта Санкт-Петербург в порт Мурманск. Передача баржи «*» буксиру «*» должна была осуществиться в территориальном море Российской Федерации, поскольку заход в порт Мурманск изначально не планировался.
26 сентября 2019 г. ООО «Интранс» направило в ПУ ФСБ России по ЗАР запрос на получение разрешения о передаче баржи «М-10» в территориальном море Российской Федерации. До 29 сентября 2019 г. разрешения получено не было.
28 сентября 2019 г. ПУ ФСБ России по ЗАР получило уведомление * судна «*» ФИО2 о том, что указанное судно в 12 часов 00 минут по Московскому времени пересекло государственную границу Российской Федерации в координатах 69° 52,0" СШ 033° 06,0" ВД и следует в порт Мурманск.
Из справки оперативного дежурного ПУ ФСБ России по ЗАР от 29 сентября 2019 г. следует, что вопреки уведомлению * судна «*», указанное судно фактически пересекло государственную границу Российской Федерации 28 сентября 2019 г. в 07 часов 37 минут в координатах 70.07267° СШ 32.585278° ВД.
Согласно заявлению о заходе в порт Мурманск, поданному 28 сентября 2019 года Северным филиалом ФГБУ «Морспасслужба», судно «*» должно было прибыть в порт Мурманск 28 сентября 2019 г. в 23 часа 00 минут. Однако в указанный день судно «*» в порт Мурманск не проследовало, а в период с 13 часов 40 минут по 18 часов 56 минут 28 сентября 2019 г. осуществляло маневрирование в территориальном море, после чего в 18 часов 56 минут 28 сентября 2019 г. осуществило остановку в бухте Цып-Наволок в координатах 69° 42,7" СШ и 33° 07,1" ВД.
В 16 часов 20 минут 28 сентября 2019 г. * судна «*» ФИО2 посредством электронной почты получил письмо * ОБМ Балтийского филиала ФГБУ «Морспасслужба» У В.В. с распоряжением запланировать заход в порт Мурманск на вторую половину 30 сентября 2019 г. в связи с неготовностью буксира заказчика обеспечить приёмку буксируемого объекта на рейде порта в Кольском заливе до решения таможенных формальностей. При этом, * ОБМ Балтийского филиала ФГБУ «Морспасслужба» У В.В. распорядился ходить судну минимальными ходами в стороне от рекомендованных путей и систем разделения движения без повторного пересечения Государственной границы, а в случае ухудшения погодных условий принять меры для захода в Кольский залив. Кроме того, распорядился сделать запись в судовом журнале о вышеуказанном, чего * судна ФИО2 сделано не было.
Разрешения на остановку при следовании от государственной границы Российской Федерации до пункта пропуска через неё ни * судна «*», ни ФГБУ «Морспасслужба» в Управлении не получали.
В 01 час 05 минут 29.09.2019 в Управление поступило уведомление от капитана судна «*» с просьбой разрешить стоянку на якоре в бухте Цып-Наволок до 30 сентября 2019 г. включительно, в связи с указанием руководства ФГБУ «Морспасслужба», по причине неготовности заказчика обеспечить прием буксируемого объекта.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для составления уполномоченным должностным лицом 30 октября 2019 г. в отношении ФГБУ «Морспасслужба» протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения 14 ноября 2019 г. Учреждения к административной ответственности, предусмотренной данной нормой.
Проверяя правомерность привлечения юридического лица к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда и должностное лицо административного органа исходили из доказанности наличия в действиях ФГБУ «Морспасслужба» состава административного правонарушения, предусмотренного данной нормой, которое выразилось в допущении в период с 13 часов 40 минут по 18 часов 56 минут 28 сентября 2019 г. маневрирования судна «*» в территориальном море Российской Федерации и его остановку в бухте Цып-Наволок в 18 часов 56 минут 28 сентября 2019 г. в координатах 69° 42,7" СШ и 33° 07,1" ВД, чем нарушило установленный порядок следования от государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации.
В ходе рассмотрения жалобы на постановление и решение должностных лица административного органа судьей районного суда правильно установлены обстоятельства дела, исследованы все представленные по делу доказательства, которым дана оценка на предмет относимости и допустимости в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Собранные по делу доказательства получены с соблюдением требований названного Кодекса, последовательны, непротиворечивы, согласуются между собой, поэтому обоснованно признаны судьей районного суда достоверными, подтверждающими наличие в деянии Общества состава административного правонарушения.
Выводы должностных лиц административного органа и судьи районного суда о доказанности вины ФГБУ «Морспасслужба» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полностью соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При этом вопрос о вине юридического лица обсуждался применительно к положениям части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Данных о том, что административное правонарушение в рассматриваемом случае было вызвано чрезвычайными, объективно неотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля юридического лица, материалы дела не содержат.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену обжалуемого постановления, в ходе производства по делу не допущено.
Обстоятельств, которые в силу статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влекут прекращение производства по делу, не установлено.
Вместе с тем имеются основания для изменения состоявшихся по делу актов в части размера назначенного наказания.
Согласно статье 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
На основании части 3.2 и части 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.
При назначении наказания в виде административного штрафа в размере 410 000 рублей дознаватель отдела дознания и административной практики Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району не в полной мере учел характер и обстоятельства совершенного Учреждением административного правонарушения, отсутствие существенного вреда, несоответствия назначенного административного наказания характеру совершенного административного правонарушения, а также данные о юридическом лице, которое является федеральным государственным бюджетным учреждением, финансируемым в соответствии со сметой расходов на определенный год,
Указанные обстоятельства, наряду с фактическим исполнением ФГБУ «Морспасслужба» требований Закона Российской Федерации от 01 апреля 1993 г. № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации», свидетельствуют о наличии оснований для применения части 3, части 3.2 и части 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, снижении размера назначенного ФГБУ «Морспасслужба» наказания до 205 000 рублей.
В силу положения пункта 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть изменено, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу защитника Федерального государственного бюджетного учреждения «Морспасслужба» ФИО1 удовлетворить.
Постановление дознавателя отдела дознания и административной практики Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району № 2109/2389-19 от 14 ноября 2019 г., решение заместителя начальника отдела дознания и административной практики Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району от 05 декабря 2019 г., решение судьи Октябрьского районного суда города Мурманска от 29 января 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица – Федерального государственного бюджетного учреждения «Морспасслужба» изменить, снизив размер административного штрафа до 205000 (двухсот пяти тысяч) рублей.
В остальной части указанные акты оставить без изменения.
Судья
Мурманского областного суда И.А. Федорова