Дело № 21-182/2016
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Тюмень 27 апреля 2016 года
Судья Тюменского областного суда Немчинова Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на решение судьи Ялуторовского районного суда Тюменской области от 23 марта 2016 года по делу об административном правонарушении,
у с т а н о в и л:
Постановлением № <.......> заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области ФИО2 от <.......> должностное лицо – <.......>, ФИО1 привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <.......>.
ФИО1 обратилась в суд с жалобой на указанное постановление, в которой просила постановление отменить производство по делу прекратить, мотивируя тем, что ни из норм Закона о контрактной системе, ни из извещения о проведении аукциона, ни из проекта договора на выполнение работ, ни из других разделов аукционной документации не следует, что к заявке на участие в данном аукционе не может быть приложена лицензия иного лица, привлеченного подрядчиком к выполнению работ, требующих наличия лицензии, и что такая лицензия должна быть именно у самого участника аукциона. Ссылаясь на п.3.2.10 проекта муниципального контракта, указывала, что подрядная организация вправе привлекать для выполнения работ по контракту субподрядные организации, имеющие необходимые допуски к выполняемым видам работ с заключением соответствующих договоров субподряда. Кроме того, указывала, что степень опасности данного правонарушения минимальна, оно не привело к нарушению общественных отношений, нерациональному расходованию бюджетных средств, минимизировало расходы на выполнение работ по контракту. Пренебрежительное отношение члена аукционной комиссии считает не установленным, поскольку такие действия должны быть выражены в явно противоправном поведении, совершены преднамеренно (умышленно); решение Комиссии УФАС по Тюменской области по делу <.......> от <.......> о нарушении законодательства о контрактной системе было исполнено членами аукционной комиссии в срок. Указывала, что в оспариваемом постановлении административным органом не дана правовая оценка её доводам о её имущественном положении, нахождении на иждивении несовершеннолетнего ребенка, незначительном размере заработной платы и отсутствии у неё иных источников дохода.
Решением судьи Ялуторовского районного суда Тюменской области от 23 марта 2015 года постановление № <.......> заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области ФИО2 от <.......> оставлено без изменения, жалоба ФИО1 оставлена без удовлетворения.
Не соглашаясь с данным решением, ФИО1 в жалобе в вышестоящий суд просит решение суда и постановление по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить. Ссылаясь на ст.706 ГК РФ, Федеральный закон №44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», указывает, что подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков), при этом закон не содержит запрета на включение в документацию об электронном аукционе требования о выполнении работ подрядчиком лично без привлечения субподрядных организаций; документация об аукционе №<.......> не только не требовала исполнения работ лично, но и допускала возможность привлечения к исполнению работ субподрядные организации; согласно свидетельству о допуске к определенному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, ООО «<.......>» вправе выполнять работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора с юридическим лицом или предпринимателем; в составе заявки на участие в аукционе ООО «<.......>» представило лицензию от МЧС России на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений <.......> от <.......>., выданную ООО «<.......>», а также договор субподряда <.......> от <.......>, заключенный между ООО «<.......>» и ООО «<.......>». Указывает, что условиями аукциона допускалось привлечение к исполнению муниципального контракта субподрядчиков; ООО «<.......>», выразив при подаче заявки намерение привлечь при исполнении контракта субподрядчика, действовало в соответствии с нормами гражданского законодательства, законодательства о контрактной системе в сфере закупок и условиями аукционной документации. Также указывает, что судом не дана оценка доводам о том, что на момент рассмотрения вторых частей заявок отсутствовало однозначное толкование действующих норм Федерального закона №44-ФЗ в части правомерности установления к участникам закупки требований по представлению лицензии МЧС и возможности привлечения субподрядных организаций.
Проверив в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела по жалобе, материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, вышестоящий суд находит решение судьи районного суда незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами.
В силу требований ст. 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник. В качестве защитника к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.
Из материалов дела следует, что <.......> при рассмотрении судьей Ялуторовского районного суда Тюменской области жалобы ФИО1 на постановление о назначении административного наказания от <.......> ФИО1 выразила желание воспользоваться юридической помощью защитника Апухтиной О.В., заявив при этом соответствующее ходатайство (л.д.<.......> Однако, Апухтина О.В. не была допущена к участию в судебном заседании в качестве защитника со ссылкой на то, что полномочия Апухтиной О.В. не оформлены.
Вместе с тем, с таким выводом судьи районного суда согласиться нельзя.
Исходя из позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2008 года, если лицо, привлекаемое к административной ответственности, устно в судебном заседании заявит ходатайство или предоставит письменное заявление о привлечении защитника к участию в производстве по делу об административном правонарушении, то такой защитник должен быть допущен к участию в деле об административном правонарушении.
Поскольку ФИО1 лично в судебном заседании Ялуторовского районного суда Тюменской области заявила ходатайство о допуске в качестве защитника Апухтиной О.В., то у судьи районного суда отсутствовали основания для отказа в его удовлетворении.
Кроме того, судьей районного суда не учтено то обстоятельство, что ранее защитник Апухтина О.В. была допущена к участию в деле.
Защитник, допущенный к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе пользоваться процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ, в том числе участвовать в рассмотрении дела, знакомиться с материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства, обжаловать постановление по делу и др. (ч. 5 ст. 25.5 КоАП РФ).
Следовательно, при рассмотрении в районном суде жалобы ФИО1 на постановление о назначении административного наказания от <.......> было нарушено предусмотренное Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях право лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на получение им юридической помощи.
При таких обстоятельствах в соответствии с положениями пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение судьи Ялуторовского районного суда Тюменской области подлежит отмене, а дело – возвращению на новое рассмотрение в Ялуторовский районный суд Тюменской области.
Руководствуясь статьями 30.6, 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
р е ш и л:
Решение судьи Ялуторовского районного суда Тюменской области от 23 марта 2016 года отменить и дело возвратить на новое рассмотрение в Ялуторовский районный суд Тюменской области.
Судья Тюменского областного суда Н.В. Немчинова