ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-185/19 от 29.04.2019 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Турлиу К.Н. Дело № 21-185/2019

РЕШЕНИЕ

29 апреля 2019 года г. Барнаул, пр-т Ленина, 25

Судья Алтайского краевого суда Копцева Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» Б.И.Н. на решение судьи Новоалтайского городского суда Алтайского края от 20 февраля 2019 года по делу по жалобе общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» на постановление заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Алтайскому краю и Республике Алтай от 29 июня 2018 года , которым

общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>», юридический адрес: <адрес>, ИНН , ОГРН ,

признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей,

УСТАНОВИЛ:

согласно постановлению о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, вынесенному 15 июня 2018 года заместителем Алтайского межрайонного природоохранного прокурора Мацаковым С.Н., в ходе проведенной Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки, 22 мая 2018 года в 11-00 часов установлено, что общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» осуществляет деятельность по размещению отходов производства и потребления на площадке, размещенной на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , расположенном в <адрес> в восточном направлении. Данный участок используется юридическим лицом на основании договора аренды от дд.мм.гг.А, заключенного с комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Первомайского района. Ранее указанный участок использовался ООО «<данные изъяты>» на основании договора от дд.мм.гг.А и соглашения о пролонгации от дд.мм.гг.. На момент проведения проверки на вышеуказанном земельном участке размещены отходы производства и потребления: упаковочный материал, пришедший в негодность; пластиковые, стеклянные, металлические бутылки и банки; полиэтиленовые, полипропиленовые пакеты; пришедшие в негодность пластиковые части торгового оборудования; отходы сельского хозяйства. Также имеются следы розлива нефтепродуктов (моторного масла, дизельного топлива) и другие отходы. На полигоне среди прочего мусора размещены отработанные ртутные лампы. Западная часть земельного участка заросла многолетней сорной растительностью (полынью, пыреем, тысячелистником), площадь зарастания составила около 300 кв.м. Признаков, свидетельствующих об использовании указанного земельного участка для нужд сельского хозяйства не имеется. Так, полностью отсутствуют признаки посевов сельскохозяйственных культур, обработки почвы, проведения агротехнических и фитосанитарных мероприятий по борьбе с сорной растительностью; следы сенокошения; признаки прогона и выпаса скота. Виды трав, ценные в кормовом отношении отсутствуют. В результате длительного неиспользования (более 3-х лет подряд) указанный участок зарастает сорной растительностью, почвенный покров представлен дерниной густо заросшей травянистой растительностью. Изложенное свидетельствует о том, что ООО «<данные изъяты>» с 28 сентября 2011 года по 22 мая 2018 года в нарушение ст.ст. 12, 13, 42, 77, 78, 79 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», п.п. 1, 3 ст. 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не использовало земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 22:33:030211:49 для нужд сельского хозяйства, ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, что образует состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 2 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По результатам рассмотрения дела вынесено вышеуказанное постановление, не согласившись с которым ООО «<данные изъяты>» обжаловало его в суд. В обоснование указало, что основным видом деятельности общества является сбор и утилизация отходов. Согласно лицензии от дд.мм.гг. земельный участок, расположенный в <адрес> края, является местом осуществления обществом лицензируемого вида деятельности. Данный участок предоставлен ООО «<данные изъяты>» во временное владение и пользование на основании заключенного с администрацией Первомайского района Алтайского края договора аренды от дд.мм.гг.А для целей размещения полигона твердых бытовых отходов. Вид разрешенного использования земельного участка – для организации свалки твердых бытовых отходов установлен постановлением администрации Первомайского района Алтайского края от дд.мм.гг., Постановлением администрации Сибирского сельсовета Первомайского района Алтайского края от дд.мм.гг.. Для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности указанный земельный участок не используется с 1998 года и до настоящего времени.

Решением судьи Новоалтайского городского суда Алтайского края от дд.мм.гг. жалоба ООО «<данные изъяты>» удовлетворена частично: постановление должностного лица изменено путем снижения размера назначенного ООО «<данные изъяты>» административного наказания в виде административного штрафа до <данные изъяты> рублей. В удовлетворении остальной части жалобы отказано.

В жалобе, поданной в Алтайский краевой суд, защитник ООО «<данные изъяты>» Б.И.Н. просит отменить решение судьи и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, продолжая настаивать на прежних доводах, полагая, что они не получили надлежащей оценки, дополнительно указывая на то, что общество не имело возможности использовать земельный участок с кадастровым номером по целевому назначению для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности ввиду отсутствия плодородного слоя почвы, наличия земель, испорченных в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами, а также иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления. Кроме того, на протяжении 8 лет использования земельного участка ООО «<данные изъяты>» неоднократно обращалось в администрацию Первомайского района Алтайского края с ходатайствами о даче согласия на изменение категории участка на земли промышленности, на что получало отказ.

Законный представитель ООО «<данные изъяты>» в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не просил, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.

Изучив доводы жалобы, проверив дело в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выслушав защитника ООО «<данные изъяты>» Б.И.Н. настаивавшую на удовлетворении жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены решения судьи.

В соответствии со ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования.

На основании п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, в том числе категории сельскохозяйственного назначения, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Статья 42 того же Кодекса предусматривает, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Согласно ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (пункт 1); в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (пункт 2).

Пунктом 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

При этом сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране (ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» установлен трехгодичный срок неиспользования земельного участка для нужд сельского хозяйства, по истечении которого возможно принудительное изъятие.

Согласно Перечню признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 года № 369, использование (неиспользование) земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства подтверждается проведением на этом участке соответствующих сельскохозяйственных работ (обработка почвы, сенокошение, выпас скота, уход за почвой, уборка урожая и т.п.)

В соответствии с ч. 2 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двухсот тысяч рублей.

Основанием для привлечения ООО «<данные изъяты>» к административной ответственности, предусмотренной указанной нормой, послужил выявленный прокурором Алтайской межрайонной природоохранной прокуратуры 22 мая 2018 года в ходе проверки соблюдения юридическим лицом земельного законодательства, обеспечения безопасного обращения с отходами I и II классов опасности факт размещения на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , расположенном в <адрес>, отходов I-IV классов опасности, а также отсутствие признаков свидетельствующих об использовании земельного участка для нужд сельского хозяйства.

Указанные обстоятельства и вина ООО «<данные изъяты>» в совершении административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 15 июня 2018 года, актом проверки соблюдения природоохранного законодательства от 22 мая 2018 года с приложениями, сертификатами о калибровке спутникового приемника Garmin GPS64st, свидетельством о поверке дальномера лазерного Leica Disto A5, решением о проведении проверки от 22 мая 2018 года, письменными объяснениями свидетеля А.Д.Я., объяснениями законного представителя ООО «<данные изъяты>» Ш., лицензией на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, декларацией о плате за негативное воздействие на окружающую среду, договорами аренды земельного участка с кадастровым номером с дополнительными соглашениями, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от дд.мм.гг. и другими материалами дела.

Оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо и судья городского суда пришли к правильному выводу о наличии в действиях ООО «<данные изъяты>» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из содержащихся в деле доказательств следует, что земельный участок, относящийся к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», с видом разрешенного использования – «сельскохозяйственное использование (овраги)» зарос сорной растительностью различного видового состава, следов механической обработки почвы не наблюдается, на участке более трех лет не проводятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур, агротехнические мероприятия, размещены твердые бытовые отходы.

Факт передачи на условиях аренды земельного участка с кадастровым номером ООО «<данные изъяты>» не оспаривается, как и не оспаривается нахождение земельного участка, относящегося к землям сельскохозяйственного назначения, в запущенном (заросшем многолетней растительностью) состоянии с размещением на нем отходов I-IV класса опасности.

При таких обстоятельствах ООО «<данные изъяты>», вопреки доводам жалобы, правомерно привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении.

Доводам жалобы о том, что земельный участок был передан в аренду для размещения полигона твердых бытовых отходов судьей городского суда дана правильная оценка, так как передача земельного участка в аренду другому лицу не изменяет категорию такого участка и не освобождает арендатора от ответственности за соблюдение действующего законодательства в области охраны земель.

Указание на изменение вида разрешенного использования земельного участка, позволяющего размещать на нем полигон твердых бытовых отходов, подлежит отклонению ввиду следующего.

Действительно, из материалов реестрового дела усматривается, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером был изменен на основании Постановления администрации Сибирского сельсовета Первомайского района Алтайского края от 24 апреля 2018 года № 24 с «Для сельскохозяйственного использования» на «Специальная деятельность». Между тем ч. 2 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. То обстоятельство, что спорный земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, в том числе, выданной заявителю 29 мая 2018 года, которая содержит указание на принадлежность участка к соответствующей категории земель - земли сельскохозяйственного назначения.

Ссылки в жалобе на то, что земельный участок, расположенный в <адрес>, согласно лицензии от 14 февраля 2012 года указан в качестве места осуществления ООО «<данные изъяты>» лицензируемого вида деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, при этом общество неоднократно обращалось к администрации Первомайского района с ходатайством об изменении категории земельного участка не свидетельствуют об отсутствии состава вмененного административного правонарушения, учитывая, что использование земельного участка сельскохозяйственного назначения может осуществляться лишь в пределах, определяемых его целевым назначением.

Административное наказание назначено ООО «<данные изъяты>» в соответствии с санкцией ч. 2 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при этом размер штрафа правомерно уменьшен судьей до <данные изъяты> рублей на основании положений ч.ч. 3-3.3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом обстоятельств дела, характера совершенного обществом правонарушения, имущественного и финансового положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Оснований для применения положений ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «<данные изъяты>» не имеется.

Поскольку доводы жалобы не опровергают обоснованности выводов судьи, а также учитывая, что существенных процессуальных нарушений положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих отмену или изменение решения судьи, по делу не установлено, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

решение судьи Новоалтайского городского суда Алтайского края от 20 февраля 2019 года оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» Б.И.Н. – без удовлетворения.

Судья: Г.В. Копцева