Дело № 21-185/2021
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Cуда Республики Крым Яковлев С.В., рассмотрев жалобу ведущего инженера по охране окружающей среды Государственного унитарного предприятия «Крымавтодор» ФИО1 на решение судьи Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 22.12.2020 года по делу №12-229/2020,
У С Т А Н О В И Л
постановлением заведующего отделом экологического надзора г. Бахчисарай и Бахчисарайского района управления экологического надзора Центрально-Крымского региона старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО2 от 28.08.2020 года №117588/0711/2020 должностное лицо ведущий инженер по охране окружающей среды Государственного унитарного предприятия «Крымавтодор» (далее ГУП РК «Крымавтодор») ФИО1 (далее ФИО1) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.9 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 21000 рублей.
Не согласившись с указанными постановлением, ФИО1 обжаловала его в суд.
Решением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 22.12.2020года по делу № 12-229/2020 (судья Кошелев В.И.) постановление заведующего отделом экологического надзора г. Бахчисарай и Бахчисарайского района управления экологического надзора Центрально-Крымского региона старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО2 от 28.08.2020года №117588/0711/2020 (далее Постановление №117588/0711/2020) оставлено без изменения, жалоба ФИО1 оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением, ФИО1 подала жалобу, в которой просит Постановление №117588/0711/2020 и решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 22.12.2020 года по делу № 12-229/2020 отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании, которое состоялось 17.03.2021 года, ФИО1 настаивала на удовлетворении жалобы, указав, что в результате деятельности ГУП РК «Крымавтодор» образуются отходы - покрышки пневматических шин с тканевым кордом отработанных (код по ФККО 9 21110 01 50 4), а также покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанных (код по ФККО 9 21130 01 50 4), на утилизацию которых заключен договор, разработаны паспорта отходов, которые в уведомительном порядке направлены в адрес контролирующего органа, отходы шины автомобильных отработанные (код по ФККО 92111000000) не образуются, вследствие чего отсутствует необходимость разработки паспорта таких отходов.
Проверив доводы, изложенные в жалобе, изучив материалы дела, выслушав пояснения ФИО3, исследовав представленные ею документы, суд пришел к следующему.
В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме.
Согласно ч.9 ст. 8.2 КоАП РФ неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Закон №89-ФЗ) определено, что отходы производства и потребления представляют собой остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
В соответствии со ст. 14 Закона №89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I- V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
На момент проведения проверки ГУП РК «Крымавтодор» действовало Постановление Правительства Российской Федерации № 712 от 16.08.2013 года, которым утверждены Правила проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности (далее Правила №712), п.3 которых определено, что паспорт отходов I - IV классов опасности (далее - паспорт) составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, а также оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно п.7 Правил №712 на отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013года № 712, копия которого, заверенная юридическим лицом, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности. Этот паспорт действует бессрочно (п.8 Правил №712 ).
Материалы дела свидетельствуют о том, что заведующий отделом экологического надзора г. Бахчисарай и Бахчисарайского района управления экологического надзора Центрально-Крымского региона старший государственный инспектор Республики Крым ФИО2, с которым согласился судья Бахчисарайский районный суд Республики Крым при рассмотрении дела №12-229/2020, привлекая ФИО1 к административной ответственности, исходил из того, что ее вина в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.9 ст. 8.2 КоАП РФ, подтверждается материалами дела.
Однако, с указанными выводами заведующего отделом экологического надзора г. Бахчисарай и Бахчисарайского района управления экологического надзора Центрально-Крымского региона старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО2 и судьи Бахчисарайского районного суда Республики Крым нельзя согласиться, исходя из следующего.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Материалы дела свидетельствуют о том, что в период с 26.02.2020 года по 03.03.2020 года на основании приказа Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 19.02.2020 года №255, должностными лицами Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым была проведена внеплановая выездная проверка ГУП РК «Крымавтодор» с целью выявления возможных нарушений требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства потребления, охраны атмосферного воздуха среды, в ходе которой установлено, что ГУП РК «Крымавтодор» не разработаны, не утверждены и не направлены в уведомительном порядке в адрес Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым паспорта отходов I-IV классов опасности, а именно: паспорта отходов шин автомобильных отработанные (код по ФККО 92111000000), образующихся в процессе хозяйственной деятельности предприятия. При этом должностными лицами Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым установлено, что вышеуказанные отходы производства и потребления, а именно шины автомобильных отработанные (код по ФККО 92111000000) складируются ГУП РК «Крымавтодор» в северной части земельного участка (географические координаты: N 44.783340, Е33.877657), расположенного по адресу: <адрес>.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления заведующим отделом экологического надзора г. Бахчисарай и Бахчисарайского района управления экологического надзора Центрально-Крымского региона старшим государственным инспектором Республики Крым ФИО2 в отношении ФИО1 03.06.2020 года протокола об административном правонарушении №014189/074, а 16.06.2020 года вынесения Постановление №014189/0711/2020, которым она признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.9 ст. 8.2 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 21000 рублей.
Не согласившись с указанным выше постановлением, ФИО1 обжаловала его в суд, и решением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 12.08.2020 года по делу №12-149/2020 постановление заведующего отделом экологического надзора г. Бахчисарай и Бахчисарайского района управления экологического надзора Центрально-Крымского региона старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО2 от 16.06.2020 года №014189/0711/2020 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в адрес Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым, поскольку указанное постановление не отвечало требованиям ст. 24.1 КоАП РФ, выводы о наличии в действиях должностного лица состава административного правонарушения сделаны без учета требований статей 24.1, 26.1, 26.11 КоАП РФ.
Заведующим отделом экологического надзора г. Бахчисарай и Бахчисарайского района управления экологического надзора Центрально-Крымского региона старшим государственным инспектором Республики Крым ФИО2 28.08.2020 года вынесено Постановление №117588/0711/2020, которым ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.9 ст. 8.2 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 21000рублей. Основанием привлечения ФИО1 к административной ответственности явилось установление в ходе проведения в период с 26.02.2020года по 03.03.2020 года внеплановая выездная проверка ГУП РК «Крымавтодор» факта неисполнения ею своих должностных обязанностей по разработке, утверждению паспорта отходов I-IV классов опасности, шин автомобильных отработанных, образующиеся в процессе хозяйственной деятельности предприятия.
При изучении материалов дела установлено, что на л.д. 17-18 имеются паспорта отходов I-IV классов опасности, а именно покрышек пневматических шин с тканевым кордом отработанных (код по ФККО 9 21110 01 50 4), а также покрышек пневматических шин с металлическим кордом отработанных (код по ФККО 9 21130 01 50 4), утвержденные директором ГУП РК «Крымавтодор» в 2015 году.
Кроме того в ходе рассмотрения жалобы ФИО1 представлены копии договора на оказание услуг №318, заключенного 09.01.2020 года с ООО «Агентство «Ртутная безопасность», предметом которого является осуществление деятельности по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, спецификации к указанному договору, в которой указаны отходы покрышки пневматических шин с тканевым кордом отработанных (код по ФККО 9 21110 01 50 4), а также покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанных (код по ФККО 9 21130 01 50 4), копия акта приемки-сдачи работ от 08.12.2020 года, подтверждающего оказание услуг по утилизации в 2020 году покрышек пневматических шин с металлическим кордом отработанных (код по ФККО 9 21130 01 50 4).
Материалы дела свидетельствуют о том, что заведующий отделом экологического надзора г. Бахчисарай и Бахчисарайского района управления экологического надзора Центрально-Крымского региона старший государственный инспектор Республики Крым ФИО2, составляя 03.06.2020 года в отношении ФИО1 протокол об административном правонарушении №014189/074 указывает на то, что в ходе проведения в период с 26.02.2020года по 03.03.2020года внеплановая выездная проверка ГУП РК «Крымавтодор» установлен факт не разработки предприятием паспорта отходов I-IV классов опасности, а именно шин пневматических автомобильных отработанных.
В целях полного, объективного и всестороннего рассмотрения административного дела в отношении ФИО1 Верховным Судом Республики Крым в адрес Министерства были направлены определения, об истребовании доказательств хранения ГУП РК «Крымавтодор» по адресу: <адрес> шин пневматических автомобильных отработанных(код по ФККО 9 21110 00000), во исполнение требований которых заведующим отделом экологического надзора г. Бахчисарай и Бахчисарайского района управления экологического надзора Центрально-Крымского региона старшим государственным инспектором Республики Крым ФИО2 была представлена фототаблица, при изучении которой можно установить факт хранения покрышек пневматических шин.
Однако, по результатам изучения материалов, приобщенных ФИО1 к жалобе, а именно, копий паспортов отходов I-IV классов опасности, покрышек пневматических шин с тканевым кордом отработанных (код по ФККО 9 21110 01 50 4), покрышек пневматических шин с металлическим кордом отработанных (код по ФККО 9 21130 01 50 4), утвержденных директором ГУП РК «Крымавтодор», договора на оказание услуг №318 от 09.01.2020 года, спецификации к нему, акта приемки-сдачи работ от 08.12.2020 года, а также представленной фототаблице не возможно установить, что зафиксированные на ней отходы не являются отходами, а именно, покрышками пневматических шин с тканевым кордом отработанных (код по ФККО 9 21110 01 50 4), а также покрышками пневматических шин с металлическим кордом отработанных (код по ФККО 9 21130 01 50 4), паспорта на которые имеются в материалах дела.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу изложенного и с учетом приведенных положений ст.1.5 КоАП РФ невозможно сделать однозначный вывод о том, что в действиях ФИО1 имеется состав вмененного ей административного правонарушения, в связи с чем постановление заведующего отделом экологического надзора г. Бахчисарай и Бахчисарайского района управления экологического надзора Центрально-Крымского региона старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО2 от 28.08.2020 года №117588/0711/2020 и решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 22.12.2020 года по делу № 12-229/2020 подлежат отмене, а производство по делу прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых они были вынесены.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ
Постановление заведующего отделом экологического надзора г. Бахчисарай и Бахчисарайского района управления экологического надзора Центрально-Крымского региона старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО2 от 28.08.2020 года №117588/0711/2020 и решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 22.12.2020 года по делу № 12-229/2020 отменить.
Производство по делу об административном правонарушении по ч.9 ст. 8.2 КоАП РФ в отношении должностного лица-ведущего инженера по охране окружающей среды ГУП РК «Крымавтодор» ФИО1 прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно было вынесено.
Решение вступает в силу немедленно и может быть обжаловано согласно ст.30.12 КоАП РФ.
Судья подпись С.В. Яковлев
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>