ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-186 от 25.05.2017 Мурманского областного суда (Мурманская область)

Дело № 21-186

Судья – Макарова Г.В.

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на решение судьи

по делу об административном правонарушении

г. Мурманск

25 мая 2017 года

Судья Мурманского областного суда Маляр А.А., рассмотрев жалобу законного представителя публичного акционерного общества «Мурманскавтотранс» - исполняющего обязанности генерального директора ФИО1 на решение судьи Ленинского районного суда города Мурманска от 21 февраля 2017 года по делу об административном правонарушении,

установил:

постановлением государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора) по делу об административном правонарушении от _ _ декабря 2016 года № * юридическое лицо – публичное акционерное общество «Мурманскавтотранс» (далее – ПАО «Мурманскавтотранс», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере *** рублей.

Данное постановление обжаловано законным представителем ПАО «Мурманскавтотранс» ФИО2 в судебном порядке.

Решением судьи Ленинского районного суда города Мурманска от 21 февраля 2017 года постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения, жалоба законного представителя ПАО «Мурманскавтотранс» ФИО2 - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Мурманский областной суд, законный представитель ПАО «Мурманскавтотранс» - исполняющий обязанности генерального директора ФИО1 просит постановление по делу об административном правонарушении и решение судьи районного суда по жалобе на данное постановление отменить, ссылаясь на отсутствие события административного правонарушения и недоказанность обстоятельств, на основании которых вынесено обжалуемое постановление.

Приводит довод о том, что законный представитель ПАО «Мурманскавтотранс» о составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела не извещался.

Ссылается на нарушение Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", указывая на отсутствие в материалах дела документов, свидетельствующих о том, что получив информацию о нарушении Обществом требований по обеспечению транспортной безопасности, УГАН НОТБ СЗФО осуществило внеплановую проверку юридического лица, издало приказ о ее проведении, согласовало проверку с прокуратурой.

Указывает на нарушение процессуальных прав, отмечая, что определение об истребовании сведений поступило в адрес Общества _ _ ноября 2016 года, несмотря на информирование административного органа о невозможности представить сведения в срок, _ _ ноября 2016 года составлен протокол об административном правонарушении и _ _ декабря 2016 года получено обжалуемое постановление.

Считает, что у ПАО «Мурманскавтотранс» отсутствовала обязанность передавать сведения по перевозкам пассажиров, поскольку с 01 января 2013 года регистрируемые операции Общество не осуществляло, согласно договору от _ _ декабря 2012 года № * на выделение подвижного состава для выполнения перевозок пассажиров в международном сообщении, заключенному с ООО «***», последнее осуществляло текущую и предварительную продажу билетов, контроль за билетами, отметки в путевых листах.

В судебное заседание не явились законный представитель ПАО «Мурманскавтотранс», защитник Ушаков О.В., представитель административного органа, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьей 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья областного суда, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, выслушав защитника Иванова С.В., поддержавшего жалобу, оценив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 19.7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление сведений в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств или представление недостоверных сведений либо нарушение порядка формирования и ведения указанных баз, совершенные по неосторожности,

- влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Статьей 1 Федерального закона от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее – Федеральный закон № 16-ФЗ) определено, что перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю) (пункт 7); субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (пункт 9).

Исходя из положений пункта 11 статьи 1 Федерального закона N 16-ФЗ, под транспортными средствами понимаются транспортные средства автомобильного транспорта, используемые для регулярной перевозки пассажиров и багажа

В силу статьи 11 Федерального закона N 16-ФЗ в целях осуществления мер по обеспечению транспортной безопасности уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти создается единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности, являющаяся собственностью Российской Федерации (часть 1).

Информационная система, указанная в части 1 настоящей статьи, состоит в том числе из автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств. Такие базы формируются при осуществлении перевозки автомобильным транспортом, в том числе по заказу, в международном сообщении (часть 2).

Автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств формируются на основании информации, предоставленной субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками (часть 3).

Согласно части 5 статьи 11 Федерального закона N 16-ФЗ при оформлении проездных документов (билетов) и формировании персонала (экипажей) транспортных средств передаче в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств подлежат следующие данные: 1) фамилия, имя, отчество; 2) дата рождения; 3) вид и номер документа, удостоверяющего личность, по которому приобретается проездной документ (билет); 4) пункт отправления, пункт назначения, вид маршрута следования (беспересадочный, транзитный); 5) дата поездки; 6) пол; 7) гражданство.

В силу части 5.3 статьи 11 Федерального закона N 16-ФЗ для персонала транспортных средств (экипажа) в дополнение к сведениям, предусмотренным частью 5 настоящей статьи, обязательной передаче в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств подлежит информация о занимаемой должности в экипаже транспортного средства.

Приказом Минтранса России от 19 июля 2012 года N 243 утвержден Порядок формирования и ведения автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств, а также предоставления содержащихся в них данных (далее – Порядок).

Пунктом 7 Порядка определено, что перевозчики и субъекты транспортной инфраструктуры обеспечивают передачу сведений по перевозкам пассажиров, включая персональные данные о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств, полученные, в том числе при совершении регистрируемых операций в ходе оформления проездных документов (билетов); при формировании персонала (экипажей) транспортных средств (далее - сведения о пассажирских перевозках).

К типам регистрируемых операций относятся: бронирование проездного документа (билета), его продажа, возврат, регистрация пассажира, посадка пассажира на транспортное средство, изменение или прекращение перевозки.

Как следует из материалов дела, ПАО «Мурманскавтотранс» при осуществлении перевозки пассажиров автомобильным транспортом в международном сообщении по маршруту Россия - Финляндия - Россия на транспортном средстве «***» государственный регистрационный знак *, пересекавшем границу через таможенный пост «***» Мурманской таможни _ _ октября 2016 года (выезд из Российской Федерации в 11 часов 49 минут, въезд в Российскую Федерацию в 17 часов 08 минут), _ _ октября 2016 года (выезд из Российской Федерации в 11 часов 43 минуты, въезд в Российскую Федерацию в 17 часов 29 минут), _ _ октября 2016 года (выезд из Российской Федерации в 11 часов 22 минуты, въезд в Российскую Федерацию в 17 часов 01 минуту), _ _ октября 2016 года (выезд из Российской Федерации в 11 часов 43 минуты, въезд в Российскую Федерацию в 17 часов 17 минут), _ _ октября 2016 года (выезд из Российской Федерации в 11 часов 40 минут, въезд в Российскую Федерацию в 17 часов 15 минут), _ _ октября 2016 года (выезд из Российской Федерации в 12 часов 01 минуту, въезд в Российскую Федерацию в 17 часов 10 минут), _ _ октября 2016 года (выезд из Российской Федерации в 12 часов 10 минут, въезд в Российскую Федерацию в 17 часов 24 минуты), _ _ октября 2016 года (выезд из Российской Федерации в 11 часов 49 минут, въезд в Российскую Федерацию в 17 часов 03 минуты), _ _ октября 2016 года (выезд из Российской Федерации в 11 часов 47 минут, въезд в Российскую Федерацию в 17 часов 26 минут), _ _ октября 2016 года (выезд из Российской Федерации в 11 часов 44 минуты, въезд в Российскую Федерацию в 17 часов 41 минуту), _ _ октября 2016 года (выезд из Российской Федерации в 11 часов 54 минуты, въезд в Российскую Федерацию в 17 часов 27 минут), не обеспечило передачу сведений о пассажирах и персонале транспортного средства в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств оператору ЕГИС ОТБ ФГУП «***», что является нарушением статьи 11 Федерального закона от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" и Порядка формирования и ведения автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств, а также предоставления содержащихся в них данных, утвержденного Приказом Минтранса России от 19 июля 2012 года N 243.

ПАО «Мурманскавтотранс» имеет действующую лицензию на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек от _ _ февраля 2012 года № *, действующее удостоверение допуска к международным автомобильным коммерческим перевозкам пассажиров от _ _ апреля 2014 года № * (период действия с _ _ апреля 2014 года по _ _ апреля 2019 года) и карточку допуска к международным автомобильным перевозкам № * (период действия с _ _ апреля 2014 года по _ _ апреля 2019 года) на транспортное средство «***» государственный регистрационный знак *.

По сведениям ФГУП «***» ПАО «Мурманскавтотранс» зарегистрировано в Реестре перевозчиков и субъектов транспортной инфраструктуры АЦБПДП, регистрационный номер (идентификатор поставщика информации) *. Соглашение с ФГУП «***» о передаче в установленном порядке в АЦБПДП персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств Обществом заключено _ _ сентября 2015 года. За период с _ _ по _ _ октября 2016 года по транспортному направлению «Россия-Финляндия» и обратно сведения от перевозчика с регистрационным номером * в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств не поступали.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Общества _ _ ноября 2016 года протокола № * об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения его _ _ декабря 2016 года к административной ответственности, установленной данной нормой.

Проверяя правомерность привлечения Общества к административной ответственности, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о доказанности непредставления юридическим лицом сведений в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств.

Данное деяние, совершенное ПАО «Мурманскавтотранс», правильно квалифицировано по части 1 статьи 19.7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, виновность юридического лица в совершении указанного правонарушения установлена с учетом положений части 2 статьи 2.1, статьи 2.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении к административной ответственности принято уполномоченным должностным лицом в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для данной категории дел.

Административное наказание определено в пределах санкции части 1 статьи 19.7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы о том, что ПАО «Мурманскавтотранс» не является субъектом административного правонарушения, были предметом исследования и оценки судьи районного суда. Мотивы, по которым данные доводы признаны несостоятельными, приведены в обжалуемом судебном решении. Оснований для их переоценки не имеется.

Принимая во внимание, что ПАО «Мурманскавтотранс», используя на законном основании транспортное средство для регулярной перевозки пассажиров, приняло на себя обязанность доставить пассажира из пункта отправления в пункт назначения, административный орган и судья районного суда пришли к правильному выводу, что юридическое лицо в соответствии с пунктами 7, 9 статьи 1 Федерального закона от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» является перевозчиком и субъектом транспортной инфраструктуры, обязанным представить сведения в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств.

Представленный в материалы договор № * на выделение подвижного состава для выполнения перевозок пассажиров в международном сообщении от _ _ декабря 2012 года, заключенный между Североморским АТП ОАО «Мурманскавтотранс» (заказчик) и ООО «***» (исполнитель), в соответствии с которым последний принял на себя обязательства по предварительной и текущей продаже билетов на международные рейсы (пункт 1.1 договора) об отсутствии оснований для привлечения ПАО «Мурманскавтотранс» к административной ответственности не свидетельствует.

Условиями договора на ООО «***» обязанность осуществлять передачу сведений в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств, как и обязанность по перевозке пассажиров не возложены, сведений о том, что транспортное средство «***» государственный регистрационный знак * находится в собственности или используется ООО «***» на ином законном основании не представлено.

При этом из договора следует, что автобусы для осуществления перевозок в международном сообщении выделяет ПАО «Мурманскавтотранс», оно же обеспечивает подачу автобусов для посадки пассажиров, а ООО «***» исполняет определенные договором обязанности за вознаграждение в размере процента от суммы реализованных билетов, пунктом 2.5 договора на ООО «***» возложена обязанность ежедневно предоставлять посадочные ведомости водителям в качестве проданных билетов и багажа.

В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Общество обязано принять все зависящие от него меры по представлению сведений в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств, за непредставление которых предусмотрена административная ответственность, при этом каких-либо объективных препятствий для этого у него не имелось.

Ссылка в жалобе на нарушение порядка проведения внеплановой проверки, предусмотренной Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" несостоятельна.

В силу части 2 статьи 11.1 Федерального закона от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 3 - 6 настоящей статьи.

Перечисленных в части 4 указанной статьи оснований для проведения внеплановой проверки по делу не установлено, поступления информации о фактах возникновения угрозы совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса или нарушений требований по обеспечению транспортной безопасности не имелось.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (действовавшего на момент совершения административного правонарушения) положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются: к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

В силу части 8 статьи 11 Федерального закона от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" проверка соблюдения порядка передачи сведений, предусмотренных настоящей статьей, в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств проводится уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении им государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности.

Согласно пункту 3.5 Положения об отделе надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ СЗФО, утвержденного 22 декабря 2014 года, отдел надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта уполномочен осуществлять государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности.

В ходе осуществления государственного контроля УГАН НОТБ СЗФО получены сведения о пересечении пассажирским автотранспортом государственной границы России с Финляндией за октябрь 2016 года, в которых значится пересечение границы перевозчиком ОАО «Мурманскавтотранс» (исх. от _ _ ноября 2016 года № *), в связи с чем должностным лицом истребованы сведения в ФГУП «***», на основании распоряжения Президента Российской Федерации от 30 ноября 2011 года № 777-рп, являющегося исполнителем работ по созданию и обеспечению последующего функционирования информационной системы транспортной безопасности.

Поступившая в адрес административного органа информация ФГУП «***» от _ _ ноября 2016 года исх. № * о том, что сведения о пассажирских перевозках, выполненных ПАО «Мурманскавтотранс» за период с _ _ по _ _ октября 2016 года, не поступали, в силу положений статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях явилась основанием для составления протокола об административном правонарушении.

Доводы автора жалобы о ненадлежащем извещении ПАО «Мурманскавтотранс» о составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела являлись предметом тщательной проверки судьи районного суда.

В силу пункта 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Из материалов дела следует, что извещение от _ _ ноября 2016 года №* о времени и месте составления протокола об административном правонарушении было направлено ПАО «Мурманскавтотранс» _ _ ноября 2016 года факсимильной связью, доставлено адресату _ _ ноября 2016 года в 14 часов 17 минут с результатом «отправлено три страницы».

Установив заблаговременное извещение юридического лица путем направления извещения о составлении протокола об административном правонарушении с разъяснением прав факсимильной связью _ _ ноября 2016 года, судья правомерно не усмотрел процессуальных нарушений составления протокола в отсутствие законного представителя юридического лица.

С учетом изложенного, допуск административным органом к участию в деле об административном правонарушении Ушакова О.В. без надлежащего оформления его полномочий, о нарушении порядка привлечения ПАО «Мурманскавтотранс» к административной ответственности не свидетельствует.

Кроме того, юридическое лицо несет риск направления неуполномоченного защитника при надлежащем извещении.

Согласно части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Копия протокола об административном правонарушении от _ _ ноября 2016 года, в которой содержались сведения о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, назначенном на _ _ декабря 2016 года в 16 часов 00 минут, _ _ ноября 2016 года вручена ПАО «Мурманскавтотранс», что подтверждается штампом входящей корреспонденции за № *.

При таких обстоятельствах, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении ПАО «Мурманскавтотранс» было уведомлено, на момент вынесения обжалуемого постановления должностное лицо располагало сведениями о надлежащем извещении ПАО «Мурманскавтотранс» о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.

Иные доводы жалобы также не ставят под сомнение законность и обоснованность судебного решения и не влекут его отмены.

Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Обстоятельств, которые в силу статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено.

При таком положении постановление административного органа и решение судьи являются законными и обоснованными, оснований для их отмены, не имеется.

Руководствуясь статьями 30.6, 30.7, 30.8, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по делу об административном правонарушении от _ _ декабря 2016 года № *, решение судьи Ленинского районного суда города Мурманска от 21 февраля 2017 года, оставить без изменения, жалобу законного представителя публичного акционерного общества «Мурманскавтотранс» ФИО1 - без удовлетворения.

Судья

Мурманского областного суда А.А. Маляр