Дело 21-186/2020 |
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Тюмень | 13 мая 2020 года |
Судья Тюменского областного суда Глушко А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью «Мичуринская свиноводческая компания» на решение судьи Омутинского районного суда Тюменской области от 24 января 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью «Мичуринская свиноводческая компания»,
установил:
Постановлением начальника отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тюменской области, Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономному округу (далее по тексту также – Управление Россельхознадзора) №08-10-19-022107 от 03 октября 2019 года общество с ограниченной ответственностью «Мичуринская свиноводческая компания» (далее по тексту также – ООО «Мичуринская свиноводческая компания», Общество) привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту также – КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400000 рублей.
Решением судьи Омутинского районного суда Тюменской области от 24 января 2020 года постановление должностного лица по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставлено без изменения, жалоба ООО «Мичуринская свиноводческая компания», в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении оставлена без удовлетворения.
С данным решением не согласно ООО «Мичуринская свиноводческая компания», в лице директора Степаняна Г.Г., который в жалобе в вышестоящий суд просит решение судьи Омутинского районного суда Тюменской области от 24 января 2020 года отменить и прекратить производство по делу, указывая, что ООО «Мичуринская свиноводческая компания» является арендатором земельного участка. Полагает, что судьёй районного суда не исследовался вопрос о том, на ком лежит обязанность по проведению мероприятий по защите земель от загрязнений: на собственнике земельного участка или на арендаторе, что позволило сделать необоснованный вывод о наличии вины ООО «Мичуринская свиноводческая компания» в совершении административного правонарушения.
На жалобу поступили возражения Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по ТО, ЯНАО и ХМАО, ФИО6 в которых он полагает решение судьи районного суда законным и обоснованным, а доводы жалобы ООО «Мичуринская свиноводческая компания» удовлетворению не подлежащими.
Представитель (защитник) ООО «Мичуринская свиноводческая компания», деятельность которого не приостановлена, извещённого о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил, в связи с чем полагаю возможным рассмотрение жалобы в отсутствие представителя (защитника) указанного лица.
Проверив в соответствии с частью 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела в полном объёме, изучив доводы жалобы в вышестоящий суд, заслушав представителя Управления Россельхознадзора Ямщикову И.Е., просившую в удовлетворении жалобы отказать, нахожу постановление должностного лица по делу об административном правонарушении от 03 октября 2019 года и решение судьи Омутинского районного суда Тюменской области от 24 января 2020 года отмене либо изменению не подлежащими по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
В соответствии с п.1 ст.77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В силу требований ст. 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы земельных участков обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Статьёй 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; не препятствовать организации - собственнику объекта системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Статьёй 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (пункт1). Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение отходов I- IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов; ввоз отходов I - IV классов опасности в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания; ввоз радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их хранения, переработки или захоронения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; захоронение в объектах размещения отходов производства и потребления продукции, утратившей свои потребительские свойства и содержащей озоноразрушающие вещества, без рекуперации данных веществ из указанной продукции в целях их восстановления для дальнейшей рециркуляции (рециклирования) или уничтожения (пункт 2).
В соответствии с положениями пункта 3.6. СанПин 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» накопление и временное хранение промотходов на производственной территории осуществляется по цеховому принципу или централизованно. Условия сбора и накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки и отражаются в Техническом регламенте (проекте, паспорте предприятия, ТУ, инструкции) с учетом агрегатного состояния и надежности тары. При этом хранение твердых промотходов I класса разрешается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны), II - в надежно закрытой таре (полиэтиленовых мешках, пластиковых пакетах); III - в бумажных мешках и ларях, хлопчатобумажных мешках, текстильных мешках; IV - навалом, насыпью, в виде гряд.
Пунктом 3.14 СанПин 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» установлено, что предельное количество накопления отходов на промышленных территориях не нормируется: для твердых отходов, концентрированных жидких и пастообразных отходов I класса опасности, упакованных в полностью герметичную тару в закрытом помещении, исключающем доступ посторонних лиц; для твердых сыпучих и комковатых отходов II и III класса, хранящихся в соответствующей надежной металлической, пластиковой, деревянной и бумажной таре.
Твердые пастообразные отходы, содержащие растворимые вещества II - IIIкласса опасности, подлежат захоронению в котлованах с гидроизоляцией дна и боковых стенок. Захоронение твердых и пылевидных отходов, содержащих отходы II - III класса опасности, нерастворимые в воде, осуществляют в котлованах с уплотнением грунтом с коэффициентом фильтрации не более 1Е(-6) см/с. Твердые отходы IV класса опасности складируются на специальной карте с послойным уплотнением. Эти отходы в соответствии с санитарно-эпидемиологическим заключением могут использоваться в качестве изолирующего материала (пункт 4.15 СанПин 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления»).
Как следует из материалов дела и правильно установлено судьёй районного суда, приказом руководителя Управления Россельхознадзора по Тюменской области, ЯНАО и ХМАО № 168-о/д от 09 июля 2019 года «Об утверждении планового (рейдового) задания», с целью выявления признаков нарушений законодательства, утверждено плановое (рейдовое) задание на проведение осмотра, обследования земельного участка, расположенного по адресу: Тюменская область Омутинский район в 370 м. севернее пересечения автомобильных дорог Омутинское-Юргинское и подъезда к Водолечебнице, кадастровый номер 72:13:0405001:225 (2-3 л.д. об АП).
Девятого июля 2019 года на обследуемом участке госинспектором Россельхознадзора были отобраны образцы почвы и направлены в ФГУ«Новосибирская межобластная ветеринарная лаборатория» для исследования на содержание энерококков, коли-индекса, что зафиксировано протоколом № 1 от 09 июля 2019 года (10 л.д. об АП).
В заключении ФГУ«Новосибирская межобластная ветеринарная лаборатория» № 179-19 от 31 июля 2019 года содержится вывод о том, что воздействие твердых бытовых отходов на почвенный покров исследуемого земельного участка обусловило биологическое загрязнение серых лесных почв на глубине 0-20 см, инфицирование почв энтеровирусами на опасном уровне загрязнения с высокой интенсивностью биологической нагрузки на почву.
Из акта планового (рейдового) осмотра, обследования №095Р от 02 августа 2019 года следует, что госинспектором Россельхознадзора было установлено, что в границах земельного участка, площадью 895418 кв.м., расположенного по адресу: Тюменская область Омутинский район, в 370м. севернее пересечения автомобильных дорог Омутинское-Юргинское и подъезда к Водолечебнице, кадастровый номер 72:13:0405001:225, на площади 6820 кв.м, размещен полигон твердых бытовых отходов (далее по тексту также - ТБО). Высота насыпи от 0,5 м. до 2 м. На территории участка размещены твердые бытовые отходы 4 класса опасности различного состава с полным перекрытием отходами плодородного слоя почвы. По результатам проведенный испытаний, установлено превышение допустимой нормы загрязнения серых лесных почв в 100 и в 10 раз, что оценивается как опасный и умеренно опасный уровень биологического загрязнения почвы и высокой интенсивностью биологической нагрузки, следовательно, являются зонами повышенного риска. Установлены признаки нарушений подпункта 2 п.2 ст. 13, статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 1,2 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пунктов3.6, 3.14, 4.15 СанПин 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» (20-22 л.д. об АП).
Из выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 29 июня 2019 года следует, что земельный участок, расположенный по адресу: Тюменская область Омутинский район в 370 м. севернее пересечения автомобильных дорог Омутинское-Юргинское и подъезда к Водолечебнице, кадастровый номер 72:13:0405001:225 находится в пользовании ООО «Мичуринская свиноводческая компания» на основании договора аренды от 24 мая 2016 года (4-7 л.д. об АП).
В связи с выявленным правонарушением, 13 сентября 2019 года государственным инспектором отдела земельного надзора Россельхознадзора был составлен протокол ААА № 022107 об административном правонарушении, с учетом изменений от 24 сентября 2019 года (41-42 л.д. об АП). Директор ООО «Мичуринская свиноводческая компания» извещённый 10.09.2019г. (36 л.д. об АП) о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, для участия в составлении протокола не явился. Данный протокол об административном правонарушении наряду с иными материалами проверки был 16.09.2019г. направлен в адрес ООО «Мичуринская свиноводческая компания» (43л.д. об АП). Соответствующее почтовое отправление было возвращено отправителю в связи с истечением срока хранения в отделении почтовой связи получателя (44 л.д. об АП).
Двадцать четвёртого сентября 2019 года начальником отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении ООО «Мичуринская свиноводческая компания», о чем в тот же день был надлежащим образом уведомлен директор ООО «Мичуринская свиноводческая компания» (53 л.д. об АП).
Постановлением начальника отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тюменской области, Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономному округу №08-10-19-022107 от 03 октября 2019 года ООО «Мичуринская свиноводческая компания» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400000 рублей.
Нахожу, что судья районного суда на основании соответствующей требованиям ст. 26.11 КоАП РФ оценки имеющихся в материалах дела, а также в материале об административном правонарушении, доказательств, в том числе: приказа руководителя Управления Россельхознадзора по Тюменской области, ЯНАО и ХМАО № 168-о/д от 09 июля 2019 года «Об утверждении планового (рейдового) задания»; протокола госинспектора Россельхознадзора; протокола испытаний ФГБУ «Новосибирская межобластная ветеринарная лаборатория» № 30344 от 24 июля 2019 года; протокола испытаний ФГБУ «Новосибирская межобластная ветеринарная лаборатория» № 30345 от 24 июля 2019 года; протокола испытаний ФГБУ «Новосибирская межобластная ветеринарная лаборатория» № 30346 от 24 июля 2019 года; протокола испытаний ФГБУ «Новосибирская межобластная ветеринарная лаборатория» № 30347 от 24 июля 2019 года; заключения ФГБУ «Новосибирская межобластная ветеринарная лаборатория» № 179-19 от 31 июля 2019 года; акта планового (рейдового) осмотра, обследования № 095Р от 02 августа 2019 года; фотоснимков от 02 августа 2019 года; выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 29 июня 2019 года; распоряжения заместителя руководителя управления Россельхознадзора по ТО ЯНАО, ХМАО № 282 о проведении внеплановой документарной проверки юридического лица ООО «Мичуринская свиноводческая компания» от 08 августа 2019 года – директором ООО «Мичуринская свиноводческая компания» копия указанного распоряжения получена 09 августа 2019 года; требования государственного инспектора отдела земельного надзора о предоставлении сведений (информации) от 23 августа 2019 года - директором ООО «Мичуринская свиноводческая компания» копия указанного требования получена 09 сентября 2019 года; ответа директора ООО «Мичуринская свиноводческая компания» от 03 сентября 2019 года; акта проверки управления Россельхознадзора по ТО ЯНАО, ХМАО № 282 от 13 сентября 2019 года; протокола государственного инспектора отдела земельного надзора Россельхознадзора ААА № 022107 об административном правонарушении от 13 сентября 2019 года - пришёл к обоснованному выводу о наличии в бездействии ООО «Мичуринская свиноводческая компания» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В то же время довод жалобы в вышестоящий суд относительно того, что при вынесении обжалуемого решения, судьёй районного суда не исследовался вопрос о том, на ком лежит обязанность по проведению мероприятий по защите земель от загрязнений, на собственнике земельного участка или арендаторе, на материалах дела не основан, поскольку указанный довод являлся предметом исследования и оценки судьи районного суда и был обоснованно признан несостоятельным, в силу того, что в постановлении должностным лицом указано, что ООО «Мичуринская свиноводческая компания» является арендатором земельного участка, на котором обнаружено загрязнение, что не оспаривается заявителем, и согласуется с требованиями ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении общества, допущено не было.
Порядок привлечения Общества с ограниченной ответственностью «Мичуринская свиноводческая компания» к административной ответственности не нарушен, наказание назначено в соответствии с требованиями главы 4 КоАП РФ в размере, предусмотренном санкцией ч.2 ст. 8.7 данного Кодекса.
Учитывая изложенное, оснований для отмены или изменения обжалуемых постановления должностного лица административного органа и решения судьи Омутинского районного суда Тюменской области от 24 января 2020 года, которым постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения, не имеется.
Руководствуясь ст.30.1, 30.6, п.1 ч.1 ст.30.7, ст.30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
Решение судьи Омутинского районного суда Тюменской области от 24 января 2020 года оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственностью «Мичуринская свиноводческая компания» в лице директора Степанян Г.Г. оставить без удовлетворения.
Судья Тюменского областного суда | А.Р. Глушко |