ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-186/2022 от 31.03.2022 Костромского областного суда (Костромская область)

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Кострома 31 марта 2022 года

Судья Костромского областного суда Шагабутдинов А.А. рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу старшего государственного инспектора Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора) по Костромской области Ольхова В.В. на решение судьи Буйского районного суда Костромской области от 10 февраля 2022 года, вынесенное в отношении Дробышевой О.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 13.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Огласив жалобу, заслушав старшего государственного инспектора Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, руководителя Управления Роскомнадзора по Костромской области Ольхова В.В., представителей Управления Роскомнадзора по Костромской области Серебрякову А.С., Тихомирову Т.В., выступающих на основании доверенностей, Дробышеву О.А., ее защитника Виноградову Н.В., выступающую на основании доверенности, судья Костромского областного суда

у с т а н о в и л:

постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, руководителя Управления Роскомнадзора по Костромской области Ольхова В.В. от 16 декабря 2021 года № ПО-44/03/160 главный редактор средства массовой информации радиоканал «Родные берега» Дробышева О.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 13.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде предупреждения.

В порядке статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо 16 декабря 2021 года внесло представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Решением судьи Буйского районного суда Костромской области от 10 февраля 2022 года названные постановление и представление отменены, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе должностное лицо, вынесшее постановление по настоящему делу об административном правонарушении, - Ольхов В.В. просит об отмене решения судьи Буйского районного суда Костромской области от 10 февраля 2022 года, считая его незаконным.

Проверив материалы и обстоятельства дела об административном правонарушении, изучив материалы судебного рассмотрения, доводы жалобы, нахожу необходимым принятие следующего решения.

В соответствии со статьей 13.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выпуск (изготовление) или распространение продукции средства массовой информации без указания в установленном порядке выходных данных, а равно с неполными или заведомо ложными выходными данными влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей с конфискацией продукции средства массовой информации или без таковой; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией продукции средства массовой информации или без таковой; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией продукции средства массовой информации или без таковой.

Согласно статье 27 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» вещание телеканала, радиоканала должно сопровождаться объявлением (не реже четырех раз в сутки при непрерывном вещании) наименования (названия) телеканала или радиоканала. Каждый выход в эфир телепрограммы, радиопрограммы должен сопровождаться объявлением наименования (названия) телепрограммы или радиопрограммы. При демонстрации кинохроникальных программ и при каждом выходе в эфир радиопрограмм, телепрограмм они должны сопровождаться сообщением об ограничении их распространения, телепрограммы, равно как и кинохроникальные программы, также знаком информационной продукции в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Статьей 2 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» определено, что:

- под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное наименование (название) и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год;

- под телеканалом, радиоканалом понимается сформированная в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием (названием) и с установленной периодичностью совокупность теле-, радиопрограмм и (или) соответственно иных аудиовизуальных, звуковых сообщений и материалов. Правила, установленные настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации для телепрограммы, радиопрограммы, применяются в отношении телеканала, радиоканала, если иное не установлено настоящим Законом.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении основанием для привлечения Дробышевой О.А. к административной ответственности послужили изложенные в докладной записке о результатах проведения систематического наблюдения в отношении радиоканала «Родные берега» от 15 ноября 2021 года, протоколе об административном правонарушении от 30 ноября 2021 года и постановлении о назначении административного наказания от 16 декабря 2021 года № ПО-44/03/160 выводы о том, что выходные данные радиоканала «Родные берега», главным редактором которого является Дробышева О.А., 11 ноября 2021 года в 14 часов 59 минут 11 секунд и в 20 часов 58 минут 19 секунд объявлялись в эфире без сообщения об ограничении распространения.

Отменяя постановление по делу об административном правонарушении и прекращая производство по делу, судья указал в решении, что средство массовой информации «Родные берега» ведет вещание в эфире дважды в сутки с 14 до 15 часов и с 20 до 21 часа. При каждом выходе в эфир выходные данные

радиоканала объявляются дважды – в начале эфира с сообщением об ограничении распространения среди детей и в конце эфира без сообщения об ограничении распространения среди детей, тем самым положения статьи 27 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» выполнены.

Вместе с тем решение судьи не может быть признано законным и обоснованным.

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявлением причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Эти требования закона по настоящему делу судом в полной мере не выполнены.

Средство массовой информации «Родные берега» зарегистрировано как радиоканал, следовательно, в силу статьи 27 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» вещание должно сопровождаться объявлением наименования (названия) радиоканала. Правила, установленные законодательными актами Российской Федерации для радиопрограммы, применяются в отношении радиоканала, если иное не установлено законом.

Судом оставлено без внимания, что вопросы сопровождения информационной продукции сообщением об ограничении распространения информационной продукции среди детей разрешены также Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», частью 4 статьи 13 которого установлено, что распространение посредством радиовещания информационной продукции, содержащей информацию, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено, за исключением радиопередач, транслируемых в эфире без предварительной записи, сопровождается сообщением об ограничении распространения такой информационной продукции среди детей в начале трансляции радиопередач в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пункту 2 указанного Порядка, утвержденного приказом Минкомсвязи России от 31 июля 2020 года № 368 сопровождение сообщением об ограничении распространения среди детей посредством радиовещания информационной продукции, содержащей негативную информацию, осуществляется вещателем не реже четырех раз в сутки при непрерывном вещании вместе с выходными данными или при каждом выходе в эфир радиопрограммы также с выходными данными.

Материалами дела установлено и подтверждено Дробышевой О.А. в заседании Костромского областного суда, что в течение каждого часа вещания выходные данные радиоканала объявляются два раза.

В то же время судьей районного суда не учтена необходимость сопровождать выходные данные сообщением об ограничении распространения среди детей. При этом понятие выход в эфир можно рассматривать не только как начало вещания, но и весь период трансляции радиопрограммы.

Кроме того, нарушение установленного порядка распространения среди детей продукции средства массовой информации, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию, влечет ответственность по специальной норме - части 2 статьи 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оставление без внимания данных положений не дает оснований для признания решения судьи Буйского районного суда Костромской области от 10 февраля 2022 года законным и обоснованным, что влечет его отмену.

Разрешая вопрос о дальнейшем производстве по настоящему делу, судья Костромского областного суда исходит из следующего.

Согласно части 1 статьи 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. В исключительных случаях по решению лица (органа), рассматривающего дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем три дня со дня окончания разбирательства дела, за исключением дел об административных правонарушениях, указанных в частях 3-5 статьи 29.6 настоящего Кодекса, при этом резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.

В постановлении о назначении Дробышевой О.А. административного наказания указано, что резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2021 года.

Вместе с тем в материалах дела административного органа отсутствует резолютивная часть постановления, объявленная 16 декабря 2021 года, имеется лишь мотивированное постановление от 16 декабря 2021 года.

Указанное свидетельствует о том, что вопреки положениям части 1 статьи 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление в полном объеме не объявлялось либо о невозможности проверить соответствие резолютивной части постановления, изготовленного в полном объеме, и резолютивной части, оглашенной при его вынесении.

Изложенное свидетельствует о несоблюдении административным органом порядка вынесения постановления по делу об административном правонарушении, то есть существенном нарушении процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, требующем отмену постановления о назначении административного наказания, что оставлено без внимания судьей районного суда.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Поскольку срок давности привлечения Дробышевой О.А. к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, истек, производство по настоящему делу в силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

В связи с прекращением производства по настоящему делу подлежит отмене и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, внесенное 16 декабря 2021 года главному редактору средства массовой информации радиоканал «Родные берега» Дробышевой О.А.

Руководствуясь статьями 30.6, 30.7 и 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Костромского областного суда

р е ш и л:

постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, руководителя Управления Роскомнадзора по Костромской области от 16 декабря 2021 года № ПО-44/03/160, решение судьи Буйского районного суда Костромской области от 10 февраля 2022 года, вынесенные в отношении Дробышевой О.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 13.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, внесенное 16 декабря 2021 года главному редактору средства массовой информации радиоканал «Родные берега» Дробышевой О.А., отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

.

Судья ___________________________