ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Буева А.А. Дело № 21-187/2017
РЕШЕНИЕ
Судья Липецкого областного суда Федосова Н.Н., рассмотрев жалобу заместителя главного государственного инспектораЛипецкой области по использованию и охране земельУправления Росреестра по Липецкой области ФИО1 на решение судьи Правобережного районного суда г. Липецка от 02 ноября 2017г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.8 ч.1 КоАП РФ в отношении директора АО «Липецкнефтепродукт» Цуциева Эдуарда Казбековича
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора Липецкой области по использованию и охране земель ФИО1 от 15.08.2017 года №генеральный директор АО «Липецкнефтепродукт» Цуциев Э.К. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.8 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 165 387 руб.
Решением судьи Правобережного районного суда г. Липецка от 02 ноября 2017 г. вышеуказанное постановление от 15.08.2017г. отменено, производство по делу прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Липецкий областной суд, заместитель главного государственного инспектора Липецкой областипо использованию и охране земельУправления Росреестра по Липецкой области ФИО1 просит отменить решение судьи, считая его незаконным и необоснованным.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу Цуциев Э.К. в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом и своевременно, причину неявки не сообщил, об отложении дела не просил, в связи с чем, дело может быть рассмотрено в его отсутствие.
Выслушав представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области по доверенности ФИО2, защитника Цуциева Э.К. по доверенности ФИО3, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы заявителя, прихожу к следующему выводу.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно части 1 ст.8.8 КоАП РФ использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей.
Объективная сторона административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ заключается в использовании земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1, пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу ч.2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В силу ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Как следует из протокола об административном правонарушении от 12.07.2017 года в ходе административного обследования 27.04.2017 года, установлено, что АО «Липецкнефтепродукт»,расположенное по адресу:<адрес> использует принадлежащий ему на праве собственности земельный участок, площадью 2810 кв.м. с №, расположенный по адресу:<адрес>,не по целевому назначению в соответствии с видом целевого использования, поскольку на данном земельном участке помимо автозаправочной станции расположен магазин <данные изъяты>
В действиях генерального директора АО «Липецкнефтепродукт» Цуциева Э.К., Управлением Росреестра усмотрен состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.8 КоАП РФ.
При этом следует отметить, что в вину согласно протоколу об административном правонарушении вменялось использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его видом целевого использования «для автозаправочной станции», расположение магазина <данные изъяты>
Признавая директора АО «Липецкнефтепродукт» Цуциева Э. К. виновным по части 1 статьи 8.8 КоАП РФ, должностное лицо исходило из того, что Цуциев Э.К., являясь директором АО «Липецкнефтепродукт» использовало земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, владение 100А, с видом разрешенного использования «для автозаправочной станции» не по целевому назначению, не в соответствие с его документировано учтенным видом разрешенного использования, поскольку в здании автозаправочной станции расположен магазин <данные изъяты>», а также автосервис и пункт по оказанию услуг шиномонтажа.
Отменяя постановление должностного лица, судья районного суда исходил из того, что в действиях директора АО «Липецкнефтепродукт» Цуциева Э.К. отсутствует состав административного правонарушения.
Нахожу выводы судьи Правобережного суда г. Липецка об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.8 КоАП РФ обоснованными, а доводы жалобы не состоятельными и не подлежащими удовлетворению.
Как установлено по делу, согласно договору купли продажи с Управлением имущественных и земельных отношений Липецкой области №-КЮ от 28.11.2008 года, АО «Липецкнефтепродукт» является собственником земельного участка площадью 2810 кв.м. с №, расположенного по адресу:<адрес>, занимаемого автозаправочной станцией №1, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования «для автозаправочной станции».
Право собственности на земельный участок зарегистрировано 22.01.2009 года.
На данном земельном участке расположено здание автозаправочной станции площадью 288,9 кв.м. с №, также принадлежащее на праве собственности АО «Липецкнефтепродукт».
Право собственности на здание зарегистрировано 11.01.2010 года на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию № от 30 октября 2009 г., выданного Департаментом градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка.
Таким образом, с момента приобретения земельного участка, здание автозаправочной станции № 1 было подвергнуто реконструкции за счет возведения дополнительной площади здания и расширения параметров здания, в результате чего площадь здания увеличилась и стала составлять 288, 9 кв.м.
Согласно архитектурно-планировочному заданию в возводимой дополнительной части здания предполагалось размещение автосервиса.
На основании ч. 1 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
В соответствии с частями 2, 3 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
В силу ч. 6 данной нормы предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса (в результате публичных слушаний либо если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства включен в градостроительный регламент в установленном для внесения изменений в правила землепользования и застройки порядке после проведения публичных слушаний по инициативе физического или юридического лица, заинтересованного в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, то без публичных слушаний).
Согласно ч. 4 ст. 37 данного Кодекса, основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Т.е. анализируя данные нормы, можно сделать вывод, что при наличии утвержденных правил землепользования и застройки предоставляется возможность выбора одного или нескольких видов разрешенного использования.
При использовании земельного участка в соответствии с разрешением на условно разрешенный вид использования, правообладатель вправе использовать земельный участок в соответствии с любым из основных видов разрешенного использования.
Согласно Правилам землепользования и застройки г. Липецка, утвержденных решением Липецкого городского Совета депутатов от 29.06.2010 года № 51, действовавшим ранее, земельный участок с № в территориальной зоне обслуживания и деловой активности районного и местного значения О-3, где использование земельных участков для автозаправочных станций, отнесено к условным видам разрешенного использования. К основным видам разрешенного использования отнесены магазины.
В соответствии с Правилами технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01), утв. Приказом Минэнерго РФ от 01.08.2001 N 229, п. 1.3 Требования РД обязательны для применения на всей территории России для организаций всех форм собственности независимо от ведомственной принадлежности и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по эксплуатации АЗС. В силу п. 2.1 Правил, АЗС предназначены для обеспечения потребителей нефтепродуктами. На АЗС осуществляются следующие технологические процессы: прием, хранение, выдача (отпуск) и учет количества нефтепродуктов. Дополнительно на АЗС реализуют смазки, специальные жидкости, запасные части к автомобилям и другим транспортным средствам, а также оказываются услуги владельцам и пассажирам транспортных средств.
Как следует из п. 2.5 Правил, наличие зданий, сооружений, помещений для оказания сервисных услуг на территории АЗС должно быть отражено в проекте автозаправочной станции. При оказании сервисных услуг должны выполняться требования соответствующих нормативных технических документов.
Согласно положениям Приказа МЧС России от 05.05.2014 N 221 "Об утверждении свода правил "Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности" (вместе с "СП 156.13130.2014. Свод правил..."), п. 3.4 - автомобильная заправочная станция, выполненная как самостоятельный участок многотопливной АЗС: АЗС одного вида топлива, технологическая система которой отвечает требованиям к самостоятельному участку многотопливной АЗС с этим видом топлива, а требования к ее размещению, включая размещение зданий и сооружений сервисного обслуживания для водителей, пассажиров и их транспортных средств на территории этой АЗС, аналогичны требованиям к размещению многотопливной АЗС.
П. 3.15 гласит, что здание, сооружение или помещение сервисного обслуживания водителей и пассажиров на АЗС: Здание, сооружение или помещение (магазин сопутствующих товаров, кафе, санузлы), предназначенное для обслуживания водителей и пассажиров на территории АЗС. П. 3.16 указывает, что здание, сооружение или помещение сервисного обслуживания транспортных средств на АЗС: Здание, сооружение или помещение (мойка и посты технического обслуживания автомобилей), в котором предусматривается выполнение работ по техническому обслуживанию транспортных средств на территории АЗС.
Согласно п 6.5 Правил, на АЗС могут размещаться здания, сооружения и помещения для оборудования технологической системы АЗС, котельной, а также административные и бытовые здания (помещения) для персонала АЗС: операторная, администрации, приема пищи, службы охраны, санузлы, кладовые для спецодежды, инструмента, запасных деталей, приборов и оборудования.
На территории многотопливных АЗС, АГНКС, КриоАЗС с двухоболочечными резервуарами СПГ или АГЗС с двустенными резервуарами, а также на территории АЗС с подземными резервуарами для хранения жидкого моторного топлива допускается размещать здания (помещения) сервисного обслуживания пассажиров, водителей и их транспортных средств. Для сервисного обслуживания пассажиров и водителей могут предусматриваться магазин сопутствующих товаров, кафе и санузлы; для сервисного обслуживания транспортных средств - посты технического обслуживания и мойки автомобилей.
Реконструкция здания осуществлена с учетом вида разрешенного использования земельного участка «для автозаправочной станции», и реконструированное здание введено в эксплуатацию на основании указанного выше разрешения на ввод объекта в эксплуатацию № 30.10.2009 года, выданного Департаментом градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка.
Согласно техническому паспорту на здание автозаправочной станции № 1 от 26.10.2009 года автозаправочная станция состоит из лит. А автозаправочная станция, навес лит. Г, пяти резервуаров I, II, III, IV, XIII, резервуара аварийного VII, двух замощений XI, XII, очистного сооружения XIV, двух молниеотводов XV, XVI, технологического трубопровода XVII, кабельной сети XVIII, ограждения 1.
Здание автозаправочной станции лит. А имеет площадь 288, 9 кв.м. и состоит из: тамбур (1), магазин (2), санузел (3), коридор (4), менеджер (5), склад (6), комната персонала (7), коридор (8), помещение для клиентов (9), коридор (10), санузел (11), техническое помещение (12), менеджер (13), моечный зал (14), моечный зал (15).
Таким образом, здание автозаправочной станции включает в себя как непосредственно автозаправочную станцию, так и магазин, моечные залы, менеджеры, склады, помещения для клиентов и т.д.
На основании вышеизложенного, судья пришла к обоснованному выводу о том, что здание автозаправочной станции представляет собой единый комплекс, в нем было изначально предусмотрено размещение магазина сопутствующих товаров и автосервиса, магазин <данные изъяты> и автосервис не являются самостоятельными зданиями, с самостоятельным назначением, поскольку располагается в здании автозаправочной станции, земельный участок с КН № используется АО «Липецкнефтепродукт» не под размещение магазина <данные изъяты>», как самостоятельного капитального объекта, а под размещение здания автозаправочной станции, в состав которой входят данные помещения – магазин сопутствующих товаров, посты технического обслуживания автомобилей.
Необходимо при этом учитывать и информацию, предоставленную Департаментом градостроительства и архитектуры администрации г.Липецка от 11 мая 2017 г. №2087-01-21 в соответствии с которой, согласно карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки города Липецка, утвержденных решением Липецкого городского Совета депутатов от 29 июня 2010 г. №51, земельный участок с кадастровым номером № расположен в зоне обслуживания и деловой активности районного и местного значения (О-3), автозаправочная станция построена в соответствии с проектной документацией с соблюдением строительных, противопожарных и других норм и правил. Использование земельного участка и объекта капитального строительства производится в соответствии с градостроительными регламентами установленных Правилами землепользования и застройки города Липецка.
Разрешенный вид использования земельного участка с №«для автозаправочной станции» был установлен до ведения федерального классификатора видов разрешенного использования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Во исполнение данного законоположения Приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 г. № 540 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков.
При этом в силу пункта 11 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом РФ классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
Федеральным классификатором видов разрешенного использования предусмотрен вид разрешенного использования «объекты придорожного сервиса», куда входит размещение автозаправочных станций (бензиновых, газовых); размещение магазинов сопутствующей торговли, зданий для организации общественного питания в качестве объектов придорожного сервиса; предоставление гостиничных услуг в качестве придорожного сервиса; размещение автомобильных моек и прачечных для автомобильных принадлежностей, мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей и прочих объектов придорожного сервиса. (4.9.1).
Разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
До 1 января 2020 года орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется (части 11,12 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
По сообщению Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка земельный участок с № в территориальной зоне делового, общественного и коммерческого назначения О-1.
Согласно градостроительному регламенту для зоны О-1 предусмотрен вид разрешенного использования «объекты придорожного сервиса», куда входит: гаражи, автозаправочные станции, магазины сопутствующей торговли, здания для организации общественного питания в качестве придорожного сервиса, объекты предоставления гостиничных услуг в качестве придорожного сервиса, автомобильные мойки и прачечные для автомобильных принадлежностей, мастерские, предназначенные для ремонта и обслуживания автомобилей и прочих объектов придорожного сервиса (ст. 23 Правил землепользования и застройки г. Липецка, утвержденных решением Липецкого городского Совета депутатов от 30.05.2017 года № 399 п. 2.3).
Таким образом, вид разрешенного использования «АЗС» соответствует Федеральному классификатору.
Изменения вида разрешенного использования земельного участка с № требуется, достаточно установить соответствие вида разрешенного использования федеральному классификатору и градостроительному регламенту для зоны О-1 согласно Правилам землепользования и застройки г. Липецка от 30.05.2017 года № 399, что и было письменно подтверждено Департаментом градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка от 21.08.2017 года, а именно установлено соответствие разрешенного вида использования земельного участка с №«для автозаправочной станции» виду разрешенного использования «объекты придорожного сервиса» согласно градостроительному регламенту для зоны О-1.
С указанными выводами оснований не согласиться, не имеется, поскольку использование земельного участка с № размещение здания автозаправочной станции полностью соответствует разрешенному виду использования данного участка «для автозаправочной станции» и его целевому назначению, вины должностного лица в нарушении требований действующего законодательства не установлено.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащего применению в деле, не свидетельствует о том, что судьей допущены существенные нарушения Кодекса и предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы жалобы нахожу несостоятельными, основанными на неверном толковании норм действующего законодательства, и судебной практики.
Таким образом, постановление должностного лица было обоснованно отменено, а производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Несогласие в жалобе с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судьей норм действующего законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения Кодекса и предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы жалобы заместителя главного государственного инспектора Липецкой области по использованию и охране земель ФИО1 не могут повлечь отмену судебного решения.
Решение судьи Правобережного районного суда г. Липецка от 02 ноября 2017г. является законным и обоснованным. Оснований для его отмены не имеется. Жалоба заместителя главного государственного инспектора Липецкой области по использованию и охране земель ФИО1 удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Решение судьи Правобережного районного суда г. Липецка от 02 ноября 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.8 ч.1 КоАП РФ в отношении директора АО «Липецкнефтепродукт» Цуциева Эдуарда Казбековича оставить без изменения, а жалобу заместителя главного государственного инспектораЛипецкой областипо использованию и охране земельУправления Росреестра по Липецкой области ФИО1 без удовлетворения.
Мотивированное решение составлено 01 декабря 2017 года.
Судья (подпись) Н.Н. Федосова
Копия верна
Судья
Секретарь