ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-187ПО от 02.09.2015 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Судья Номогоева З.К.

дело № 21-187 поступило ... г.

РЕШЕНИЕ

02 сентября 2015 г. г. Улан-Удэ

Судья Верховного суда Республики Бурятия Кротова Л.М., при секретаре Федоровой Ю.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя заявителя Мошковского К.В. – Нимаевой А.Ц., действующей на основании доверенности, на решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 03 июля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 7.29 КоАП РФ

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя председателя Комитета Государственного финансового контроля - начальника отдела государственного контроля в сфере закупок Министерства финансов РБ Матхановым Л.В. от 29.04.2015 г. председатель Комитета городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ Мошковский К.В. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.29 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <...> руб.

Не согласившись с указанным постановлением, Мошковский К.В. обратился с жалобой в суд.

Решением судьи Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 03 июля 2015 г. постановление оставлено без изменения.

В жалобе представитель заявителя Нимаева А.Ц., действующая на основании доверенности просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что отсутствует состав административного правонарушения, что в силу п.2 ч.1 ст. 24.5. КоАП РФ является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении. Привлечение Мошковского К.В. к административной ответственности является незаконным.

Выслушав пояснения представителя Мошковского К.В. – Мотоевой М.К., действующей на основании доверенности, представителя Министерства финансов РБ Звягинцева А.В., действующего на основании доверенности, проверив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.

Доводы, изложенные в жалобе, не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Комитетом по финансам проведена плановая проверка Комитета городского хозяйства на предмет соблюдения законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок за период с 01.01.2014 -31.12.2015.

Согласно информации представленной в Министерство финансов Республики Бурятия Комитетом по финансам (исх. от 03.03.2015 г. № 01-293), в действиях Комитета городского хозяйства выявлены признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ.

В нарушение ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе без проведения торгов Комитетом городского хозяйства в соответствии с и. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе заключены 2 муниципальных контракта от 10.12.2014 № 86 с ООО «7 дней» на сумму 100 тыс. руб. и № 87 с ИП «Андреев А.Ч.» на сумму 100 тыс. руб. на работы по объекту «Устройство спортивной площадки для физкультурно-оздоровительных занятий ул. Целинная, 16». Комитетом городского хозяйства произведено искусственное дробление закупки на несколько контрактов в целях заключения контракта с единственным поставщиком.

По результатам административного расследования, а также на основании представленных Комитетом по финансам материалов проверки в отношении должностного лица заместителя руководителя Администрации г. Улан-Удэ - председателя Комитета городского хозяйства Мошковского К.В. составлен протокол об административном правонарушении от 17 марта 2015 г., ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ.

Частью 1 ст. 7.29 КоАП РФ предусмотрена ответственность за принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 2.1 указанной статьи.

В соответствии со ст. 72 Бюджетного кодекса РФ размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.

В силу ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Частью 5 ст. 24 Закона о контрактной системе Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком, в том числе при осуществлении закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании указанного пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании указанного пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании указанного пункта, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа.

Закупка у единственного поставщика Законом о контрактной системе допускается в качестве исключения из общего правила.

Одним из принципов контрактной системы в сфере закупок, предусмотренным Законом о контрактной системе является принцип обеспечения конкуренции.

Согласно ст. 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд.

Одним из таких законов является Федеральный закон от 26,07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», целью которого является обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1).

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. В силу части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частью 1 статьи 17 запретами при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.

Исходя нормативных положений статьи 17 Закона о защите конкуренции, запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов, поскольку перечень запретов, перечисленных в статье 17 Закона о защите конкуренции, не является исчерпывающим.

Таким образом, в нарушение вышеуказанных положений законодательства РФ Комитетом городского хозяйства в целях заключения контрактов с единственными поставщиками произведено искусственное дробление закупки на несколько контрактов, тем самым необоснованно сокращено число участников закупки.

Вина заместителя руководителя Администрации г. Улан-Удэ -председателя Комитета городского хозяйства Мошковского К.В. состоит в том, что он не выполнил установленные требования Закона о размещении заказов и не предпринял зависящих от него мер по их соблюдению.

Таким образом, своими действиями (бездействием) заместитель руководителя Администрации г. Улан-Удэ - председатель Комитета городского хозяйства Мошковский К.В., совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.29 - принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 2.1 указанной статьи.

На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Решение судьи Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 03 июля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 7.29 КоАП РФ в отношении Мошковского К.В. оставить без изменения, а жалобу представителя заявителя Нимаевой А.Ц.- без удовлетворения.

Судья Верховного суда

Республики Бурятия Л.М. Кротова