ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-1889/21 от 13.09.2021 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья Бондарева В.В. Дело № 21-1889/21

РЕШЕНИЕ

13 сентября 2021 года г.Краснодар

Судья Краснодарского краевого суда Талинский О.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе <ФИО>1<ФИО>1 городского поселения <Адрес...><ФИО>2 на решение судьи Кропоткинского городского суда Краснодарского края от 27 июля 2021 года,

установил:

постановлением старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора <ФИО>4 от <Дата ...><№...>-Н-3 должностное лицо – <ФИО>1 городского поселения <Адрес...><ФИО>2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Решением <ФИО>1 городского суда от <Дата ...> производство по делу об административном правонарушении предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица – <ФИО>1<ФИО>1 городского поселения <Адрес...><ФИО>2 прекращено.

Решением Краснодарского краевого суда от <Дата ...> решение судьи <ФИО>1 городского суда Краснодарского края от <Дата ...>, вынесенное в отношении <ФИО>1 городского поселения <Адрес...><ФИО>2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменено и дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе суда.

Решением <ФИО>1 городского суда Краснодарского края от <Дата ...> постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, <ФИО>1<ФИО>1 городского поселения <Адрес...><ФИО>2 считает решение судьи незаконным, необоснованным и вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование доводов жалобы указывает, что суд дал неверную оценку представленным доказательствам. В связи с чем, просит решение судьи и постановление административного органа отменить, производство по делу прекратить.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, заслушав представителя <ФИО>1<ФИО>1 городского поселения <Адрес...><ФИО>2 по доверенности <ФИО>5, поддержавшего доводы жалобы, обсудив доводы жалобы, судья Краснодарского краевого суда приходит к следующему.

На основании статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с частью 3 статьи 21 Федерального закона от <Дата ...> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели за превышение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 68 Водного Кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении водного законодательства, несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В рамках проведения планового (рейдового) обследования водного объекта <Адрес...>, расположенного по адресу: <Адрес...>, район <Адрес...> и <Адрес...>, <Дата ...> в 10 часов 30 минут представителем Южного межрегиональным управлением Росприроднадзора и специалистами ФБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» при визуальном осмотре водоохраной зоны <Адрес...> установлено место сброса сточных вод в реку Кубань.

Сброс сточных вод осуществляется из трубы диаметром предположительно 100 см. Место сброса сточных вод в <Адрес...> находится в районе <Адрес...> и <Адрес...> (координаты 45.421100; 40.563678).

В ходе проведения рейдового мероприятия в месте сброса сточных вод в реку Кубань специалистом ФБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» произведен отбор сточных вод, сбрасываемых в реку, при этом было установлено 3 (три) точки отбора проб, а именно: сброс сточных вод из бетонного лотка ливневой канализации (проба <№...>), <Адрес...>, 500 метров выше сброса (проба <№...>), <Адрес...>, 500 м. ниже сброса (проба <№...>).

Согласно экспертному заключению ФБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» от <Дата ...><№...> (т. 1, л.д. 244) по результатам испытаний от <Дата ...><№...> установлено, что сточная вода из бетонного лотка ливневой канализации оказывает негативное влияние на <Адрес...>.

Так, в пробе сточной воды <№...> из бетонного лотка ливневой канализации установлено превышение норм предельно-допустимой концентрации вещества в воде водных объектов рыбохозяйственного назначения по следующим показателям: взвешенные вещества в 4,0 раза; по БПК5 в 150,5 раза, по фосфат-иону в пересчете на фосфат в 20 раз, по АПАВ в 23 раза, по иону аммония в 62 раза, по железу общему в 1,5 раза, по нефтепродуктам в 9,8 раза; по натрию в 1,1 раза.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрено частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

На основании статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определены обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, в том числе обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В силу статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1).

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2).

Судья вышестоящей инстанции полагает, что эти требования закона при рассмотрении дела судьей городского суда учтены не в полном объеме, а также судьей первой инстанции неправильно дана оценка имеющимся доказательствам по делу и мнениям участников процесса.

Факт совершения <ФИО>1<ФИО>1 городского поселения <Адрес...><ФИО>2 административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении от <Дата ...> и другими материалами.

Из материалов дела установлено, что время совершения и событие административного правонарушения совершено <ФИО>1 городского поселения <Адрес...><ФИО>2<Дата ...>.

Однако в тексте протокола указано иное время совершения административного правонарушения, а именно <Дата ...>.

Несоблюдение требований, предъявляемых статьей 28.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к содержанию протокола об административном правонарушении, ненадлежащее описание события административного правонарушения повлекло нарушение права <ФИО>1 Кропоткинсокго городского поселения <Адрес...><ФИО>2

Вместе с тем вышеуказанные доказательства были оставлены судьей районного суда без внимания и должной оценки.

Согласно пункту 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <Дата ...><№...> «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).

Срок давности привлечения к административной ответственности по статье 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с пунктом 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет – 1 год и начинает исчисляться со дня его совершения.

Следовательно, по данному делу срок давности привлечения к административной ответственности начал исчисляться с <Дата ...> и истек – <Дата ...>.

Пунктом 13.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <Дата ...><№...> «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» установлено, что согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроков давности привлечения к административной ответственности. В постановлении о прекращении производства по делу по названному основанию, исходя из положения, закрепленного в пункте 4 части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должны быть указаны все установленные по делу обстоятельства, а не только связанные с истечением срока давности привлечения к административной ответственности. Следует иметь в виду, что в случае, когда постановление о прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности либо решение по результатам рассмотрения жалобы на это постановление обжалуется лицом, в отношении которого составлялся протокол об административном правонарушении, настаивающим на своей невиновности, то ему не может быть отказано в проверке и оценке доводов об отсутствии в его действиях (бездействии) состава административного правонарушения в целях обеспечения судебной защиты прав и свобод этого лица (часть 3 статьи 30.6, часть 3 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Поскольку на момент рассмотрения в Краснодарском краевом суде жалобы срок давности привлечения <ФИО>1<ФИО>1 городского поселения <Адрес...><ФИО>2 к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, истек, в настоящее время исключена возможность устранения допущенных судьей районного суда ошибок путем возвращения дела на новое рассмотрение.

При таких обстоятельствах, постановление постановлением старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора <ФИО>4 от <Дата ...><№...>-Н-3 также подлежит отмене, так как иное ухудшало бы положение лица, в отношении которого прекращено производство по делу об административном правонарушении.

Производство по настоящему делу об административном правонарушении в силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Согласно пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, суд вышестоящей инстанции, в том числе, вправе вынести решение об отмене решения и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса

Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Краснодарского краевого суда

решил:

постановлением старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора <ФИО>4 от <Дата ...><№...>-Н-3 и решение судьи Кропоткинского городского суда Краснодарского края от 27 июля 2021 года, вынесенные в отношении <ФИО>1<ФИО>1 городского поселения <Адрес...><ФИО>2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьей 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отменить.

Производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.

Судья О.Л. Талинский