ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-18/20 от 28.05.2020 Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики (Кабардино-Балкарская Республика)

Дело № 21-18/2020

РЕШЕНИЕ

28 мая 2020 года г. Нальчик

Судья Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики Бабугоева Л.М. при секретаре Кажаровой А.М., с участием представителя прокурора Эльбрусского района Кабардино – Балкарской Республики ФИО1, действующей по служебному удостоверению ТО , представителя Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Приэльбрусье» – ФИО2, действующего по доверенности -д, выданной 24 июня 2019 года сроком на пять лет, представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кабардино-Балкарской Республике ФИО3, действующей по доверенности от 09 января 2020 года, выданной сроком до 31 декабря 2020 года, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Приэльбрусье» на постановление заместителя Главного государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кабардино-Балкарской Республике ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Эльбрусского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбужденном в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Приэльбрусье»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя Главного государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кабардино-Балкарской Республике (далее Управление Росприроднадзора по КБР) ФИО4 от 25 декабря 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Эльбрусского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 06 февраля 2020 года, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный парк «Приэльбрусье» (далее ФГБУ «Национальный парк «Приэльбрусье», Учреждение) привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 40 000рублей.

ФГБУ «Национальный парк «Приэльбрусье» признано виновным в том, что в нарушение статей 13 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации на территории охранной зоны Учреждения, в районе ущелья «Адыр-Суу», в водоохраной зоне реки Адыр- Суу в ходе прокурорской проверки выявлено скопление отходов производства и потребления, засыпанное слоем почвы, снятой в пяти метрах от места скопления мусора.

Копия решения судьи Эльбрусского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 06 февраля 2020 года была получена ФГБУ «Национальный парк «Приэльбрусье», 13 февраля 2020 года (л.д. 34).

В жалобе, поданной 18 февраля 2020 года в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики, ФГБУ «Национальный парк «Приэльбрусье» просит отменить постановление должностного лица административного органа о привлечении Учреждения к административной ответственности, решение судьи Эльбрусского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 06 февраля 2020 года и прекратить производство по делу, ссылаясь на их незаконность.

Как указано в жалобе, должностное лицо административного органа и суд первой инстанции, разрешая спор, не исполнили требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о полноте, объективности и всесторонности установления и исследования обстоятельств дела.

По делу остались не установленными обстоятельства, имеющие значение, в частности: кому и на каком праве принадлежит земельный участок, на котором было обнаружено скопление отходов производства и потребления, кто засыпал это скопление слоем почвы, чем подтверждается факт порчи почвы.

В ходе производства по делу, указано в жалобе, не было учтено, что согласно подпункта 1 пункта 4 Положения об охранной зоне вокруг территорий Национального парка "Приэльбрусье", утвержденного Постановлением Правительства Кабардино – Балкарской Республики от 27 мая 2000 г. N 267, соблюдение режима охранной зоны обеспечивается должностными лицами государственной лесной охраны Российской Федерации.

Заявитель считает, что в деле нет доказательств порчи земель, а также уничтожения плодородного слоя почвы в результате осуществления свалки отходов производства и потребления.

Само постановление о привлечении ФГБУ «Национальный парк «Приэльбрусье» к административной ответственности, по мнению заявителя, не соответствует требованиям закона, поскольку не содержит полного описания объективной стороны инкриминированного правонарушения. В постановлении не указано время совершения правонарушения, а довод суда и административного органа о том, что правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является длящимся и срок давности привлечения к административной ответственности за его совершение подлежит исчислению со дня обнаружения правонарушения основан на ошибочном толковании действующего законодательства.

В судебном заседании представитель ФГБУ «Национальный парк «Приэльбрусье» ФИО2 поддержал жалобу, по изложенным в ней доводам.

Представитель Управления Росприроднадзора по КБР ФИО3 и представитель прокурора Эльбрусского района Кабардино – Балкарской Республики ФИО1 просили жалобу отклонить, полагая обжалуемые акты законными и обоснованными.

Изучив доводы жалобы, исследовав представленные по делу материалы, выслушав представителя лица, участвующего в деле и представителей заинтересованных лиц, прихожу к следующему.

По материалам дела установлено, что 21 июля 2019 года на сайте интернет – издания «Кавказский узел» была размещена публикация «Пользователи соцсети поспорили о причинах загрязнения заповедника в Кабардино – Балкарии», из которого следовало, что в ущелье «Адыр –Суу», в долине реки Адыр – Суу находится свалка мусора «и непонятные постройки, которые портят репутацию не только Кабардино – Балкарской Республики, но и России» (дело , л.д.60-62).

Как следует из письма начальника Управления по надзору за исполнением федерального законодательства Прокуратуры Кабардино – Балкарской Республики от 26 июля 2019 года Каскулова А.Ф. прокурору Эльбрусского района Кабардино – Балкарской Республики, в прокуратуру Кабардино – Балкарской Республики поступило поручение заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Демешина Д.В. о рассмотрении в соответствии с компетенцией размещенную на сайте интернет – издания «Кавказский узел» публикацию о большом скоплении мусора и самовольном строительстве в ущелье «Адыр – Суу», расположенном в заповедной зоне Приэльбрусье. О результатах рассмотрения необходимо сообщить в прокуратуру Кабардино – Балкарской Республики до 29 июля 2019 года, отразив сведения о работе, проведенной прокуратурой района, выявленных нарушениях и принятых мерах реагирования (л.д. 88).

Постановлением заместителя Главного государственного инспектора Управления Росприроднадзора по КБР ФИО4 от 26 августа 2019 года , вынесенным на основании постановления прокурора Эльбрусского района о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ФГБУ «Национальный парк «Приэльбрусье» ( входящий от 14 августа 2019 года) ФГБУ «Национальный парк «Приэльбрусье» было привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 40000 рублей (л.д. 136-138).

Указанным постановлением ФГБУ «Национальный парк «Приэльбрусье» признано виновным в том, что в нарушение статей 13 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации на территории охранной зоны Учреждения, в районе ущелья «Адыр-Суу» в водоохраной зоне реки Адыр- Суу в ходе прокурорской проверки выявлено скопление отходов производства и потребления, засыпанное слоем почвы, снятой в пяти метрах от места скопления мусор».

Решением судьи Эльбрусского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 27 ноября 2019 года постановление от 26 августа 2019 года, было отменено с направлением дела на новое рассмотрение в Управление Росприроднадзора по КБР в связи с неустановлением по делу времени (даты) совершения административного правонарушения, не представлением доказательств порчи или уничтожения благородного слоя почвы (л.д. 139-141).

25 декабря 2019 года то же должностное лицо - заместитель Главного государственного инспектора Управления Росприроднадзора по КБР ФИО4, снова ссылаясь как на основание вынесения своего постановления на постановление прокурора Эльбрусского района о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ФГБУ «Национальный парк «Приэльбрусье» (входящий от 14 августа 2019 года), вынесла постановление от 25 декабря 2019 года о привлечении ФГБУ «Национальный парк «Приэльбрусье» по части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к административной ответственности в виде штрафа в размере 40000 рублей (л.д.6-8).

Как указано в установочной части постановления , прокуратурой Эльбрусского района проведена проверка по информации, размещенной в сети Интернет на сайте интернет – издания «Кавказский узел» 21 июля 2019 года о скоплении мусора и самовольном строительстве в ущелье «Адыр-Суу». В ходе осмотратерритории охранной зоны ФГБУ «Национальный парк «Приэльбрусье» в районе ущелья «Адыр-Суу», в водоохраной зоне реки Адыр- Суу выявлено скопление отходов производства и потребления, засыпанное слоем почвы, снятой в пяти метрах от места скопления мусора.

В графе постановления «Дата совершения административного правонарушения» указано, что правонарушение является длящимся и выражено в форме бездействия.

В мотивировочной части постановления указано, что при рассмотрении вопроса о порче почвы применению подлежит направленные письмом Росприроднадзора от 18 декабря 2018 года № заключения научных институтов, согласно которым вред окружающей среде причиняется самим фактом попадания отходов на почву в неотведенном для этого месте.

Суд первой инстанции с приведенными выводами должностного лица и принятым им постановлением согласился.

Вместе с тем состоявшиеся по настоящему делу акты законными признать нельзя.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

При этом статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены, в числе прочих, наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Вышеприведенные положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях во взаимосвязи со статьей 2.1 названного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.11 данного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.

В соответствии с частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Административное правонарушение, предусмотренное статьей 8.6 указанного Кодекса предусматривает 2 самостоятельных состава:

- уничтожение плодородного слоя почвы земель;

- порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 данной нормы представляет собой действия по привнесению в землю не характерных для нее физических, химических, биологических веществ, соединений, организмов.

Субъектом правонарушения по части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выступают лица, ответственные за соблюдение требований законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования: граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели, юридические лица.

Субъективная сторона характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

В силу пунктов 4,6 части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.

Аналогичные требования предъявляются к решению, принимаемому по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.

В силу части 2 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях такое решение должно содержать сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 названного Кодекса.

Как указано выше, действия ФГБУ «Национальный парк «Приэльбрусье» обжалуемым постановлением должностного лица административного органа квалифицированы по части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по признакам: порча земель в результате обращения с отходами производства и потребления.

В нарушение вышеприведенных требований пунктов 4,6 части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении от 25 декабря 2019 года о привлечении ФГБУ «Национальный парк «Приэльбрусье» к административной ответственности нет сведений о совершении ФГБУ «Национальный парк «Приэльбрусье» объективной стороны правонарушения, а именно действий по привнесению в землю отходов производства и потребления, в том числе строительного мусора.

Вместо этого, в постановлении указано, что в ходе осмотратерритории охранной зоны ФГБУ «Национальный парк «Приэльбрусье» в районе ущелья «Адыр-Суу», в водоохраной зоне реки Адыр- Суу выявлено скопление отходов производства и потребления, засыпанное слоем почвы. Из приведенного текста постановления не следует, что указанные отходы образовались от деятельности ФГБУ «Национальный парк «Приэльбрусье» и оно же совершило действия по привнесению их в землю.

Нет таких сведений в материалах дела. Между тем в силу частей 1 и 3 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье.

В нарушение требований статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях остались не установленными и не исследованными обстоятельств, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В частности, остался по существу не разрешенным вопрос о месте совершения правонарушения.

Постановлением Правительства Кабардино – Балкарской Республики от 27 мая 2000 N 267 "О создании охранной зоны вокруг национального парка "Приэльбрусье" создана трехкилометровая охранная зона с ограниченным режимом природопользования вокруг территории национального парка "Приэльбрусье".

Возложение административной ответственности за обнаруженное скопления отходов производства и потребления на ФГБУ «Национальный парк «Приэльбрусье» по делу обосновывается тем, что это скопление имеет место в охранной зоне Национального парка. При этом, как место совершения правонарушения в постановлении указано вся охранная зона Национального парка «Приэльбрусье» в районе ущелья «Адыр-Суу», в водоохраной зоне Адыр – Суу.

Между тем, ущелье «Адыр-Суу», расположенное вдоль одноимённой реки Адыр – Суу, к северу от Главного Кавказского Хребта, имеет протяженность в 14 км. и не вся территория ущелья входит в охранную зону Национального парка «Приэльбрусье».

При этом обстоятельстве отсутствие в постановлении и в представленных суду материалах конкретных координат или иных ориентиров, позволяющих определить конкретное местоположение свалки бытовых и производственных отходов исключает возможность проверить обоснованность доводов автора постановления о том, что указанная свалка находится на территории трехкилометровой охранной зоны Национального парка «Приэльбрусье».

В материалах дела есть сведения о том, что скопление отходов производства и потребления находится в районе расположения альплагерей «Джайлык» и «Уллу-Тау», однако остался неустановленным юридический и фактический владелец земельного участка под этим скоплением, что необходимо было сделать, поскольку даже установленный факт нахождение указанного земельного участка в охранной Национального парка «Приэльбрусье» не исключает возможность нахождения указанного участка в аренде или на другом вещном праве у другого физического или юридического лица.

Статья 15 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» допускает выделение на территории национального парка различных функциональных зон, в том числе зоны хозяйственного назначения, в границах которой допускается осуществление деятельности, направленной на обеспечение функционирования федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка.

В силу пункта 6 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 4 статьи 12 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное (вредное) воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.

В соответствии с Положением о Национальный парке «Приэльбрусье», утвержденном приказом Минприроды Российской Федерации от 25 февраля 2015 года N 73 Национальный парк расположен на территориях Эльбрусского и Зольского муниципальных районов Кабардино-Балкарской Республики. В границы национального парка включены также земли других собственников и пользователей без изъятия их из хозяйственной эксплуатации общей площадью 30400 гектаров.

Таким образом, сам по себе факт обнаружения на земельном участке в районе ущелья «Адыр-Суу», входящего в границы Национального парка «Приэльбрусье», скопления отходов производства и потребления (строительного мусора) не является достаточным основанием для привлечения ФГБУ «Национальный парк «Приэльбрусье» к административной ответственности за порчу почвы несанкционированной свалкой отходов, поскольку согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Аналогичные положения содержатся и в пункте 4 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми в границах национальных парков допускается наличие земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.

Как установлено по делу, на месте обнаружения скопления отходов производства и потребления ( строительного мусора) находятся два капитальных самовольных строения, используемых в качестве кафе. По делу представлены ряд письменных доказательств, содержащих противоречивые сведения о лицах, владеющих земельным участком с вышеуказанными отходами и самовольными строениями, не устраненными ни административным органом, ни судом.

Как указано выше, в связи с публикацией в сети Интернет о нарушениях законодательства в области природоохранной и туристической деятельности на основании письма начальника Управления по надзору за исполнением федерального законодательства Прокуратуры Кабардино – Балкарской Республики от 26 июля 2019 года Каскулова А.Ф., прокурором Эльбрусского района Кабардино – Балкарской Республики были приняты три решения , и о проведении проверки исполнения законодательства в ООО СОАБ «УЛЛУ- ТАУ», в Администрации Эльбрусского Кабардино – Балкарской Республики района и ФГБУ «Национальный парк «Приэльбрусье».

По обращению прокурора Эльбрусского района Кабардино – Балкарской Республики для участие в проведении проверки объектов, расположенных на территории ущелья «Адыр-Суу» письмом Министерства природных ресурсов и экологии Кабардино – Балкарской Республики за исходящим от 31 июля 2019 года были направлены начальник отдела экологического надзора Министерства ФИО5 и эксперт указанного отдела ФИО6 (л.д. 110).

Вместе с тем, в материалах дела нет никаких данных о том, проводились ли фактически эти проверки, что ими установлено, как нет и актов проверок или осмотров места совершения правонарушения.

Утверждая, что постановление о привлечении ФГБУ «Национальный парк «Приэльбрусье» к административной ответственности вынесено на основании материалов прокурорской проверки, должностное лицо административного органа не указало, когда и кем была проведена это проверка, чем подтверждается проведение проверки.

Ссылаясь на то, что в ходе осмотратерритории охранной зоны ФГБУ «Национальный парк «Приэльбрусье» в районе ущелья «Адыр-Суу», в водоохраной зоне реки Адыр- Суу выявлено скопление отходов производства и потребления, автор постановления не указал, когда и кем был проведен указанный осмотр, не приобщил к материалам дела протокол осмотра, не указал на каком расстоянии от реки Адыр – Суу обустроена несанкционированная свалка мусора.

Данные обстоятельства имеют существенное значение для дела и они должны быть установлены достоверно.

Представитель прокурора Эльбрусского района Кабардино – Балкарской Республики ФИО1 в настоящем судебном заседании заявила, что проверка заключалась в выезде комиссии в составе сотрудника прокуратуры в ее лице, представителей Министерства природных ресурсов и экологии Кабардино – Балкарской Республики и Управления Росприроднадзора по КБР в ущелья «Адыр-Суу» и осмотре места расположения скопления отходов и самовольных строений. Вместе с тем, указанной комиссией не составлялись акт проверки или протокол осмотра. По возращении она составила справку о том, что в районе ущелья «Адыр –Суу» выявлены навалы мусора, засыпанные слоем почвы и, что данное обстоятельство образует в действиях ФГБУ «Национальный парк «Приэльбрусье» состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании указанной справки постановлением прокурора Эльбрусского района Кабардино – Балкарской Республики от 15 августа 2019 года в отношении ФГБУ «Национальный парк «Приэльбрусье» было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и направлено для рассмотрения по существу в Управление Росприроднадзора по КБР.

Представитель Управления Росприроднадзора по КБР ФИО3 в настоящем судебном заседании подтвердила, что сведениями о составлении актов прокурорской проверки или протокола осмотра места совершения правонарушения Управление Росприроднадзора по КБР не располагает. При вынесении постановления о привлечении ФГБУ «Национальный парк «Приэльбрусье» к административной ответственности Управление исходило из содержания постановления прокурора Эльбрусского района Кабардино – Балкарской Республики от 15 августа 2019 года о возбуждении в отношении ФГБУ «Национальный парк «Приэльбрусье» дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В то же время, в материалах, представленных прокурором Эльбрусского района Кабардино – Балкарской Республики по запросу суда на 32 листах, имеется ксерокопия письма прокурора Эльбрусского района Кабардино – Балкарской Республики на имя начальника Управления по надзору за исполнением федерального законодательства Прокуратуры Кабардино – Балкарской Республики Каскулова А.Ф. из которого следует, что по публикации в сети Инстаграмм о скоплении мусора и самовольном строительстве в ущелье «Адыр – Суу» прокуратурой был осуществлен выезд для проверки. Установлено, что решением Тырныазского городского Совета трудящихся от 14 мая 1984 года ООО СОАБ «УЛЛУ-ТАУ» был выделен земельный участок в ущелье «Адыр-Суу», а затем постановлением главы Администрации Эльбрусского района Кабардино – Балкарской Республики №194 с Обществом заключен договор аренды указанного земельного участка. На земельном участке, находящемся в аренде у ООО СОАБ «УЛЛУ-ТАУ» имеются два капитальных строения, возведенных самовольно и металлический вагончик, которые используются под кафе. В отношении директора ООО СОАБ «УЛЛУ-ТАУ» возбуждено дело об административном правонарушении по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления. В письме указано также, что по результатам проверки в действиях ФГБУ «Национальный парк «Приэльбрусье» нарушений не выявлено (л.д.101-105).

Обстоятельства, приведенные в указанном письме прокурора Эльбрусского района Кабардино – Балкарской Республики при вынесении обжалуемых постановления административного органа и решения судьи не проверены, принадлежность земельного участка с самовольными строениями и скоплением отходов производства ООО СОАБ «УЛЛУ-ТАУ» не опровергнута.

Таким образом, факт нахождения указанного земельного участка со скоплением отходов и самовольными постройками во владении ФГБУ «Национальный парк «Приэльбрусье» и совершение этим Учреждением действий по привнесению в землю отходов производства и потребления материалами дела не подтверждается.

Довод представителя Управления Росприроднадзора по КБР ФИО3 о наличии в действиях ФГБУ «Национальный парк «Приэльбрусье» состава инкриминированного правонарушения в силу того, что Учреждение не реализовало надлежащим образом предоставленные статьей 34 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" полномочия по осуществлению государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий и тем самым допустило причинение неустановленным лицом вреда почве, основан, на ошибочном толковании объективной стороны правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предполагающей совершение действий, приводящих к порче плодородного слоя почвы, непосредственно виновным лицом.

Следует отметить также, отсутствие в постановлении даты обнаружения правонарушения, тогда как указание данной даты необходимо и в силу того, что статья 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает срок давности привлечения к административной ответственности, который начинает течь для длящихся правонарушений - со дня обнаружения правонарушения.

Таким образом, при рассмотрении настоящего дела административным органом и судьей Эльбрусского районного суда Кабардино – Балкарской Республики требования статей 24.1 и статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о полном и всестороннем выяснении всех обстоятельств, имеющих значение, не были выполнены, что не позволило должным образом проверить обоснованность доводов ФГБУ «Национальный парк «Приэльбрусье» о непричастности к совершению административного правонарушения и достоверно установить события административного правонарушения.

Согласно пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7, статьей 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,судья Верховного СудаКабардино-Балкарской Республики, судья Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики,

РЕШИЛ:

жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Приэльбрусье» удовлетворить.

Постановление заместителя Главного государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кабардино-Балкарской Республике ФИО4 от 25 декабря 2019 года и решение судьи Эльбрусского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 06 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбужденном в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Приэльбрусье», отменить и дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение в Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кабардино-Балкарской Республике.

Судья Л.М. Бабугоева