ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-18/2017 от 18.01.2017 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Судья Кулагина Ю.А.

Дело № 21-627/2016

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский 18 января 2017 года

Судья Камчатского краевого суда Гончарова Н.В. при секретаре Пушкарь О.И., рассмотрев жалобу министра спорта и молодежной политики Камчатского края Иванова А.Б. на постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 15 сентября 2016 года № 21-06/233-16 АД, решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 7 декабря 2016 года, которым постановлено:

постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 15 сентября 2016 года № 21-06/233-16 АД по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении министра спорта и молодежной политики Камчатского края Иванова А.Б. оставить без изменения, а жалобу Иванова А.Б. – без удовлетворения,

УСТАНОВИЛ:

решением судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 7 декабря 2016 года оставлено без изменения постановление руководителя УФАС по Камчатскому краю от 15 сентября 2016 года № 21-06/233-16 АД о привлечении должностного лица – министра спорта и молодежной политики Камчатского края Иванова А.Б. к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 15 000 руб.

Основанием для привлечения Иванова А.Б. к административной ответственности послужило несоблюдение министром спорта и молодежной политики Камчатского края требований ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции»), выразившееся в предоставлении некоммерческому партнерству содействия развития спорта в Камчатском крае «Северные странствия», неуполномоченному на осуществление функций государственного заказчика, субсидий на финансирование расходных обязательств на организацию, приобретение и монтаж временных некапитальных спортивных сооружений в с. Тымлат, с. Хаилино для обеспечения государственных нужд без осуществления закупки в порядке, определенном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что привело или могло привести к ограничению конкуренции на рынках общестроительных, монтажных работ, в том числе работ по строительству, монтажу временных некапитальных спортивных сооружений, материалов и комплектующих для установки временных некапитальных спортивных сооружений.

В жалобе, поданной в Камчатский краевой суд, министр спорта и молодежной политики Камчатского края Иванов А.Б. просит постановление должностного лица и судебное решение отменить и прекратить производство по делу, ссылаясь на то, что субсидии некоммерческому партнерству содействия развития спорта в Камчатском крае «Северные странствия» предоставлены в соответствии со ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ, Постановлением Правительства Камчатского края от 10 июля 2014 года № 290-П и Законом Камчатского края от 20 ноября 2013 года № 340 «О краевом бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», в связи с чем выводы о нарушении им ФЗ «О защите конкуренции» являются ошибочными. Полагает, что срок давности привлечения к административной ответственности истек, поскольку соглашение с некоммерческим партнерством содействия развития спорта в Камчатском крае «Северные странствия» было подписано 28 июля 2014 года, в связи с чем с этой даты надлежит исчислять годичный срок исковой давности, тогда как судья неправильно применил к рассматриваемому случаю положения АПК РФ.

Выслушав защитника правонарушителя – Королеву О.Ю., проверив материалы дела и доводы жалобы, нахожу жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 настоящего Кодекса, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Камчатского края от 29 ноября 2013 года № 552-П утверждена государственная программа Камчатского края «Физическая культура, спорт, молодежная политика, отдых и оздоровление детей в Камчатском крае на 2014-2018 годы».

Подпрограммой 4 государственной программы предусмотрено развитие инфраструктуры для занятий физической культурой и массовым отдыхом, ответственным исполнителем значится Министерством спорта и молодежной политики Камчатского края.

28 июля 2014 года между Министерством спорта и молодежной политики Камчатского края и некоммерческим партнерством содействия развития спорта в Камчатском крае «Северные странствия» заключено соглашение, предметом которого являлось предоставление партнерству субсидий на организацию, приобретение и монтаж временных накопительных спортивных сооружений в с. Тымлат, с. Хаилино.

2 октября 2015 года решением комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю по делу № 21-06/204-15А Министерство спорта и молодежной политики Камчатского края признано нарушившим ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» в части совершения действий, выразившихся в предоставлении некоммерческому партнерству содействия развития спорта в Камчатском крае «Северные странствия», неуполномоченному на осуществление функций государственного заказчика, путем заключения соглашения от 28 июля 2014 года, субсидий на финансирование расходных обязательств на организацию, приобретение и монтаж временных некапитальных спортивных сооружений в с. Тымлат, с. Хаилино для обеспечения государственных нужд без осуществления закупки в порядке, определенном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что привело или могло привести к ограничению конкуренции на соответствующих товарных рынках (л.д. 51-54).

2 сентября 2016 года врио начальника отдела антимонопольного контроля и закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю в отношении министра спорта и молодежной политики Камчатского края Иванова А.Б., который подписал соглашение от 28 июля 2014 года о предоставлении субсидий некоммерческому партнерству содействия развития спорта в Камчатском крае «Северные странствия», составлен протокол № 66 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

15 сентября 2016 года руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю министр спорта и молодежной политики Камчатского края Иванов А.Б. был признан виновным в совершении указанного административного правонарушения и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15000 руб.

Рассматривая дело по существу, должностное лицо административного органа установил, что Министерство спорта и молодежной политики Камчатского края в соответствии с Положением о Министерстве спорта и молодежной политики Камчатского края, утвержденным постановлением Правительства Камчатского края от 18 декабря 2012 года № 562-П, осуществляет реализацию государственных программ Камчатского края, осуществляет закупки в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и является государственным заказчиком. Следовательно, Министерство спорта и молодежной политики Камчатского края для обеспечения государственных нужд по реализации подпрограммы 4 государственной программы Камчатского края «Физическая культура, спорт, молодежная политика, отдых и оздоровление детей в Камчатском крае на 2014-2018 годы» обязано было самостоятельно осуществить закупку работ (услуг) по организации, приобретению и монтажу временных некапитальных спортивных сооружений в с. Тымлат, с. Хаилино и по результатам данной закупки (закупок) заключить контракт (контракты) в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», однако министр спорта и молодежной политики Камчатского края указанной обязанности не выполнил и без проведения предусмотренных названным законом процедур заключил соглашение о предоставлении субсидий из краевого бюджета некоммерческому партнерству содействия развития спорта в Камчатском крае «Северные странствия», чем нарушил ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

Рассмотрев дело об административном правонарушении, должностное лицо административного органа на основании совокупности исследованных доказательств, правильно установив наличие события административного правонарушения, лицо, допустившее нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации, его виновность в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, обоснованно признал министра спорта и молодежной политики Камчатского края Иванова А.Б. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с чем согласился судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края в ходе рассмотрения жалобы Иванова А.Б.

Выводы о наличии в действиях Иванова А.Б. состава указанного административного правонарушения, его виновности основаны на исследованных должностным лицом административного органа и проверенных судьей Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края доказательствах, которые в соответствии со ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях оценены на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.

Административное наказание в виде административного штрафа назначено Иванову А.Б. в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. По своему виду и размеру данное наказание соответствует тяжести содеянного, а также характеру совершенного противоправного деяния, отвечает целям и задачам административного наказания.

Утверждение заявителя о том, что согласно Выписке из приложения 6 «Ведомственная структура расходов на 2014 год» к Закону Камчатского края от 20 ноября 2013 года № 340 «О краевом бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», подписанной и.о. министра финансов Камчатского края, в бюджете края для исполнения постановления Правительства Камчатского края от 10 июля 2014 года № 290-П предусмотрены целевые средства в размере 109500000 руб. для перечисления именно некоммерческому партнерству содействия развития спорта в Камчатском крае «Северные странствия», не соответствует действительности, поскольку по тексту Закона Камчатского края от 20 ноября 2013 года № 340 «О краевом бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» (в редакции, действовавшей на дату его принятия и заключения соглашения о предоставлении субсидии) по подпрограмме 4 предоставление субсидий некоммерческим организациям, в том числе некоммерческому партнерству содействия развития спорта в Камчатском крае «Северные странствия» - не предусмотрено.

Ссылка заявителя на пропуск срока давности привлечения его к административной ответственности основана на ошибочном толковании действующего законодательства.

Согласно части 1.2 статьи 28.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с частями 1, 6 ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.9.1, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации. При этом указанный срок по настоящему делу составляет 1 год.

В силу ч. 2 ст. 49 ФЗ «О защите конкуренции» резолютивная часть решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит оглашению по окончании рассмотрения дела, должна быть подписана всеми членами комиссии, участвовавшими в принятии решения, и приобщена к делу. Решение должно быть изготовлено в полном объеме в течение десяти рабочих дней со дня оглашения резолютивной части решения. Копии такого решения немедленно направляются или вручаются лицам, участвующим в деле. Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.

Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 12 августа 2013 года № 32-АД13-3, ФЗ «О защите конкуренции» не устанавливает, что датой вступления в силу решения антимонопольного органа является иная дата, нежели дата принятия этого решения (то есть дата его изготовления в полном объеме).

Кроме того ст. 52 ФЗ «О защите конкуренции» предусматривает, что в случае обжалования решения или предписания антимонопольного органа до вступления решения суда в законную силу приостанавливается лишь исполнение предписания антимонопольного органа. При этом не указано, что обжалование решения откладывает его вступление в законную силу.

С учетом этого необходимо исходить из того, что с момента изготовления решения антимонопольного органа в полном объеме антимонопольный орган вправе возбудить дело об административном правонарушении независимо от того, обжаловано ли соответствующее решение в судебном порядке.

С этой же даты на основании части 6 статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях исчисляется срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные названными в ней статьями Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Поскольку решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 2 октября 2015 года по делу № 21-06/204-15А в полном объеме изготовлено 16 октября 2015 года, годичный срок давности привлечения к административной ответственности Иванова А.Б. по ч. 1 ст. 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях на дату вынесения руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю постановления от 15 сентября 2016 года не истек.

При таких обстоятельствах сроки давности привлечения Иванова А.Б. к административной ответственности соблюдены.

Ошибочное указание в решении судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 7 декабря 2016 года, что датой вступления в законную силу решения антимонопольного органа является дата принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции (29 июня 2016 года) не является существенным, повлиявшим на исход дела, в связи с чем не влечет за собой отмену судебного постановления.

Иные доводы, отраженные в жалобе, поданной в Камчатский краевой суд, направлены на переоценку установленных в ходе производства по делу обстоятельств, были предметом исследования и оценки судьи городского суда, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в соответствующем судебном решении.

При проверке дела в полном объеме существенных нарушений процессуальных требований Кодекса РФ об административных правонарушениях, которые повлекли бы за собой отмену постановления и решения, не имеется, в связи с чем жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 15 сентября 2016 года № 21-06/233-16 АД, решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 7 декабря 2016 года оставить без изменений, а жалобу министра спорта и молодежной политики Камчатского края Иванова А.Б. – без удовлетворения.

Судья Н.В. Гончарова