ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-190/20 от 08.10.2020 Ивановского областного суда (Ивановская область)

Судья Савина Е.М. Дело № 21-190/2020

УИД 37RS0022-01-2020-001554-06

Р Е Ш Е Н И Е

город Иваново 08 октября 2020 года

Судья Ивановского областного суда Круглова Н.С.,

с участием защитника Акционерного общества «Ивгортеплоэнерго» Серегиной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе врио начальника отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда Государственной инспекции труда в Ивановской области ФИО3 на решение судьи Фрунзенского районного суда г. Иваново от 04 августа 2020 года,

УСТАНОВИЛА:

Постановлением врио начальника отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда Государственной инспекции труда в Ивановской области (далее - ГИТ) ФИО3 от 29 апреля 2020 года Акционерное общество «Ивгортеплоэнерго» (далее - АО «Ивгортеплоэнерго», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного штрафа в размере 91 000 рублей.

Решением судьи Фрунзенского районного суда г. Иваново от 04 августа 2020 года постановление должностного лица ГИТ от 29 апреля 2020 года отменено, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В жалобе, поданной в Ивановский областной суд, должностное лицо ГИТ ФИО3, не соглашаясь с решением судьи районного суда, просит его отменить. В обоснование жалобы указывает на неправильное определение судьей обстоятельств дела, несоответствие выводов, изложенных в решении судьи, обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права. Полагает, что в нарушение требований ст.ст. 212, 213 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), п. 8 Правил по охране труда при эксплуатации тепловых энгергоустановок, утвержденных Приказом Минтруда России от 17 августа 2015 года № 551н, п. 9 Правил по охране труда при работе с инструментами и приспособлениями, утвержденных Приказом Минтруда России от 17 августа 2015 года № 552н, АО «Ивгортеплоэнерго» допустило к выполнению трудовых обязанностей без прохождения обязательного предварительного медицинского осмотра по п. 10 Приложения 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 года № 302н слесаря по ремонту оборудования тепловых сетей 4 разряда ФИО7, использующего в работе согласно карты специальной оценки условий труда (далее - СОУТ) углошлифовальные машины, отбойные молотки и другое оборудование, а также материалы и сырье: бетон, цемент, краску, мастики, сальниковые набивки и др. Следовательно, Обществом нарушаются права работника на безопасные условия труда. Медицинское заключение о предварительном медицинском осмотре ФИО7 в ходе проверки не представлялось. Кроме того, при проведении СОУТ рабочего места слесаря по ремонту оборудования тепловых сетей идентифицированы такие вредные факторы, действующие на работника с учетом используемого сырья, оборудования и инструментов, как вибрация, шум, тяжесть трудового процесса, фактический уровень вредных факторов соответствует гигиеническим нормативам, класс условий труда - 2. В соответствии с приложением 3 к Приказу работники направляются на медицинские осмотры на основании списков контингентов, подлежащих медицинскому осмотру. Таким образом, направление ФИО7 на медицинский осмотр и прохождение им этого осмотра только по вредному фактору по п. 1 Приложения 2 к Приказу Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 года № 302н не свидетельствуют о его допуске к работе после прохождения медицинского осмотра с целью определения состояния здоровья поручаемой работе с вредными факторами, имеющимися на его рабочем месте.

Надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения жалобы законный представитель АО «Ивгортеплоэнерго» - генеральный директор ФИО4, защитник Параничев А.А. и должностное лицо ГИТ ФИО3 в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении слушания дела не заявили. При таких обстоятельствах жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Явившемуся в судебное заседание защитнику Серегиной Н.А. разъяснены права, предусмотренные ст. 25.5 КоАП РФ. Отводов и ходатайств не заявлено.

В ходе судебного разбирательства защитник Серегина Н.А., полагая решение судьи районного суда законным и обоснованным, в удовлетворении жалобы возражала. Пояснила, что для проверки правильности проведения СОУТ слесаря по ремонту оборудования тепловых сетей проводилась государственная экспертиза.

Изучив доводы жалобы, выслушав защитника и проверив дело в соответствии с положениями ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного решения не нахожу.

Административная ответственность по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ установлена за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний.

Как следует из материалов дела, по результатам проведенной проверки должностным лицом ГИТ сделан вывод о том, что АО «Ивгортеплоэнерго», как работодатель, нарушило государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а именно в нарушение ст.ст. 212, 213 ТК РФ, п.п. 3, 30 Приложения 3 Приказа Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 года № 302н допустило к выполнению трудовых обязанностей без прохождения обязательного предварительного (при поступлении на работу) медицинского осмотра по п. 10 Приложения 2 Приказа Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 года № 302н слесаря по ремонту оборудования тепловых сетей 4 разряда ФИО7, использующего в работе углошлифовальные машины, отбойные молотки, и другое оборудование, а также бетон, цемент, краски, мастики, рубероид, линокром ТПП, спиломатериал, смазки, набивки сальниковые, теплоизоляцию Изовер и др.

Указанные нарушения нашли свое отражение в акте проверки от 01 апреля 2020 года и послужили основанием для привлечения Общества к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Отменяя постановление должностного лица ГИТ от 29 апреля 2020 года, судья районного суда пришел у выводу о недоказанности обстоятельств, на основании которых в отношении АО «Ивгортеплоэнерго» вынесено данное постановление.

Вопреки доводам жалобы, оснований не согласиться с выводами судьи районного суда не имеется.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий труда и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан, в числе прочего, в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров.

Согласно ч. 1 ст. 213 ТК РФ работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.

В силу п. 3 Приложения 3 Приказа Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 года № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (далее - Приказ № 302н), обязательные периодические медицинские осмотры (обследования) проводятся в целях: динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления заболеваний, начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на состояние здоровья работников, формирования групп риска по развитию профессиональных заболеваний; своевременного проведения профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и восстановление трудоспособности работников; своевременного выявления и предупреждения возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний; предупреждения несчастных случаев на производстве.

В соответствии с п. 30 Приложения 3 Приказа № 302н, периодический осмотр является завершенным в случае осмотра работника всеми врачами-специалистами, а также выполнения полного объема лабораторных и функциональных исследований, предусмотренных в Перечне факторов или Перечне работ.

Таким образом, принимая во внимание, что вмененные в вину АО «Ивгортеплоэнерго» нарушения п.п. 3, 30 Приказа № 302н касаются только целей и порядка проведения периодических медицинских осмотров, в то время как в вину Обществу вменяется допуск к работе ФИО7 без прохождения предварительного медицинского осмотра, судья обоснованно указала на наличие в постановлении о назначении административного наказания и послуживших основанием для его вынесения акте проверки и протоколе об административном правонарушении существенных противоречий относительно описания объективной стороны инкриминируемого правонарушения.

Кроме того, судьей районного суда установлено, что при приеме ФИО7 с 01 апреля 2004 года на работу по профессии слесаря по ремонту оборудования тепловых сетей 4 разряда ему проводился первичный медицинский осмотр и выдавалось заключение о годности к работе в соответствии с действовавшим до 01 января 2012 года Приказом Минздравмедпрома России от 14 марта 1996 года № 90 «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии». Оснований ставить под сомнение достоверность подтверждающих данный факт документов не имеется.

Доводы жалобы о необходимости проведения слесарю по ремонту оборудования тепловых сетей ФИО7 обязательного предварительного медицинского осмотра в соответствии с п. 10 Приложения 2 к Приказу № 302н подлежат отклонению.

Согласно п. 10 Приложения 2 к Приказу № 302н данный пункт применяется к лицам, выполняющим работы непосредственно на механическом оборудовании, имеющем открытые движущиеся (вращающиеся) элементы конструкции (токарные, фрезерные и другие станки, штамповочные прессы и др.), к которым, как верно указано судом, электроагрегат Вепрь, углошлифовальная машина и другое используемое слесарем по ремонту тепловых сетей оборудование не относятся.

Ссылки должностного лица ГИТ на использование слесарем по ремонту оборудования тепловых сетей в работе материалов и сырья: бетона, цемента, краски, мастики, рубероида, линокрома ТПП, спиломатериала, смазки, набивок сальниковых, теплоизоляции Изовер и др. являются необоснованными, поскольку ни протокол по делу об административном правонарушении, ни постановление о назначении наказания не содержат указания на конкретные правовые нормы, обязывающие работодателя в этом случае проводить предварительный медицинский осмотр по п. 10 Приложения 2 к Приказу № 302н.

Из карты № 4 СОУТ слесаря по ремонту оборудования тепловых сетей, составленной 04 сентября 2018 года, усматривается, что данные обстоятельства при оценке условий труда по указанной профессии учитывались. При этом оценка производилась по вредным (опасным) факторам: шум, вибрация локальная, тяжесть трудового процесса, установлен итоговый класс условий труда - 2.

В соответствии с картой № 4 СОУТ слесаря по ремонту оборудования тепловых сетей, ФИО7 периодически проходит медицинский осмотр в соответствии с п. 1 Приложения 2 к Приказу № 302н, где перечень участвующих врачей специалистов, проводимых лабораторных и функциональных исследований и дополнительных медицинских противопоказаний более широкий, чем по п. 10 указанного Приказа.

По представлению ГИТ в Ивановской области от 29 апреля 2020 года в целях оценки качества проведения СОУТ в АО «Ивгортеплоэнерго» комитетом Ивановской области по труду, содействию занятости населения и трудовой миграции проводилась Государственная экспертиза условий труда, согласно заключению которой от 17 июня 2020 года, качество проведения СОУТ соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда.

Учитывая изложенное, при наличии результатов СОУТ, подтверждающих оптимальные или допустимые условия труда на рабочем месте слесаря по ремонту оборудования тепловых сетей по факторам, указанным в жалобе, у работодателя не возникает обязанности направить указанного работника для прохождения предварительного медицинского осмотра по п. 10 Приказа № 302н.

Оснований для переоценки выводов судьи по доводам жалобы не имеется.

Существенных нарушений норм процессуального закона судьей не допущено, нормы материального права применены правильно. Обстоятельств, которые могли повлечь изменение либо отмену судебного решения, не установлено, в связи с чем, жалоба удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛА:

Решение судьи Фрунзенского районного суда г. Иваново от 04 августа 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении Акционерного Общества «Ивгортеплоэнерго»оставить без изменения, жалобу врио начальника отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда Государственной инспекции труда в Ивановской области ФИО3 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано во Второй кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Ивановского

областного суда Н.С. Круглова