ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Дробышева Т.В. Дело № 21-190/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Липецкого областного суда Букреев Д.Ю., рассмотрев жалобу ФИО1 на решение судьи Правобережного районного суда г.Липецка от 12 октября 2020 года по жалобе на постановление должностного лица Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области от 31 августа 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области от 31 августа 2020 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также - КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.
Согласно постановлению, в нарушение части 1 статьи 7 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", пункта 86 раздела 4 "Правил холодного водоснабжения и водоотведения", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года № 644, ФИО1 самовольно подключил к централизованной системе водоснабжения здание склада с автосервисом по адресу: <адрес>, что было выявлено ДД.ММ.ГГГГ при проведении проверки указанного объекта сотрудниками АО "ЛГЭК".
Решением судьи Правобережного районного суда г.Липецка от 12 октября 2020 года постановление оставлено без изменения.
В жалобе ФИО1 просит отменить постановление должностного лица и решение судьи по следующим основаниям:
- не установлено время осуществления технологического присоединения объекта к централизованной системе водоснабжения;
- поскольку с ДД.ММ.ГГГГ АО "ЛГЭК" выдавало ему технические условия на подключение объекта к централизованной системе водоснабжения, которые исполнены надлежащим образом, после чего ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками АО "ЛГЭК" была опломбирована запорная арматура, и ДД.ММ.ГГГГ с ним заключен договор о технологическом присоединении, подключение нельзя признать самовольным;
- о факте технологического присоединения АО "ЛГЭК" было известно ДД.ММ.ГГГГ, так как в этот день составлен акт проверки с опломбированием запорной арматуры;
- точка подключения к централизованной системе водоснабжения не находится в эксплуатационном ведении АО "ЛГЭК", поскольку она расположена на земельном участке, принадлежащем ООО <данные изъяты>;
- составленный сотрудниками АО "ЛГЭК" акт обследования от ДД.ММ.ГГГГ не является доказательством самовольного подключения, поскольку фиксирует лишь факт самовольного водопользования (нарушена пломба; открыта запорная арматура);
- исходя из буквального содержания "Правил холодного водоснабжения и водоотведения", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года №644, самовольным подключением признается присоединение к центральной системе холодного водоснабжения при отсутствии договора о подключении (технологическом присоединении), однако по состоянию на 13 ноября 2019 года, когда проводилась проверка, такой договор был заключен;
- поскольку о подключении объекта к централизованной системе водоснабжения АО "ЛГЭК" было известно ДД.ММ.ГГГГ, постановление вынесено за пределами установленного статьей 4.5 КоАП РФ годичного срока давности.
Выслушав защитника ФИО1 по доверенности ФИО2 и адвоката Ременеву О.В., поддержавших жалобу, возражения представителей привлеченного к участию в деле в качестве потерпевшего АО "ЛГЭК" ФИО3 и ФИО4, изучив материалы дела, признаю решение судьи подлежащим отмене.
В соответствии со статьей 7.20 КоАП РФ самовольное подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 1).
Лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую холодное водоснабжения и (или) водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (часть 2).
В соответствии с "Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2006 года №83, подключением объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения признается процесс, дающий возможность осуществления подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также к оборудованию по производству ресурсов.
Точкой подключения признается место соединения сетей инженерно-технического обеспечения с устройствами и сооружениями, необходимыми для присоединения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к системам водоснабжения и водоотведения (пункт 2).
Подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется на основании договора. Порядок заключения и исполнения указанного договора, существенные условия такого договора, права и обязанности сторон определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 15).
Обязательства организации, выдавшей технические условия, по обеспечению подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с такими техническими условиями прекращаются в случае, если в течение 1 года с даты получения технических условий правообладатель земельного участка не определит необходимую ему подключаемую нагрузку и не обратится с заявлением о подключении объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (пункт 16).
В соответствии с "Правилами холодного водоснабжения и водоотведения", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года №644, самовольным пользованием централизованной системой холодного водоснабжения и (или) водоотведения признается пользование централизованной системой холодного водоснабжения и (или) централизованной системой водоотведения либо при отсутствии договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, либо при нарушении сохранности контрольных пломб на задвижках, пожарных гидрантах или обводных линиях, находящихся в границах эксплуатационной ответственности абонента (при отсутствии на них приборов учета), либо при врезке абонента в водопроводную сеть до установленного прибора учета.
Самовольным подключением (технологическим присоединением) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в соответствии с указанными Правилами, признается присоединение к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) централизованной системе водоотведения, произведенное при отсутствии договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения или с нарушением его условий.
В соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Выводы судьи районного суда о законности обжалуемого постановления основаны на вступившем в законную силу решении Октябрьского районного суда г.Липецка от 2 июня 2020 года, которым был удовлетворен иск АО "ЛГЭК" к ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения в размере 27108711,93 руб. в связи с самовольным водопользованием на указанном объекте (л.д.32-43). Указанное решение суда и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 11 августа 2020 года, которым оно оставлено без изменения, признаны преюдициальными актами.
Конкретное же время подключения объекта ФИО1 к централизованной системе водоснабжения при рассмотрении дела об административном правонарушении не установлено, хотя данное обстоятельство имеет существенное значение для исчисления срока давности привлечения к административной ответственности.
Вышеназванные судебные акты содержат вывод о законном подключении объекта ответчика к централизованной системе водоснабжения 20 января 2020 года (дата составления акта о технологическом присоединении) и вывод о наличии самовольного технологического присоединения в период с 30 ноября 2017 года (дата составления акта обследования присоединенного объекта без фиксации факта водопотребления) по 13 ноября 2019 года (дата составления акта с фиксацией фактов нарушения пломбы и осуществления водопотребления). Вместе с тем, первый из указанных выше выводов связан с определением момента окончания процесса подключения объекта к централизованной системе водоснабжения, поскольку подключение носит длительный характер (выдача технических условий, физическое присоединение объекта, проверка присоединения специалистами организацией водоснабжения, и т.д.), а вторым выводом констатирован временной период самовольного подключения, но не конкретная дата.
В соответствии со статьей 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. Исходя из содержания указанной нормы, с учетом пункта 13.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №5 от 24 марта 2005 года "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", вопрос о виновности лица в совершении административного правонарушения не может разрешаться за пределами срока давности привлечения к административной ответственности. В силу части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. В пункте 14 вышеназванного Постановления Пленума Верховного Суда РФ указано, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.... При этом необходимо иметь ввиду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Административная ответственность за нарушение правил водопользования, правил эксплуатации водохозяйственных сооружений, предусмотрена статьями 8.14, 8.15 КоАП РФ, и данные правонарушения могут быть длящимся.
Вмененное ФИО1 административное правонарушение, предусмотренное статьей 7.20 КоАП РФ, длящимся не является, поскольку оно выражается в однократном физическом акте - самовольном подключении объекта к централизованной системе водоснабжения, и считается оконченным в момент совершения (в момент самовольного подключения).
Соответственно, с учетом положений части 1 статьи 4.5 КоАП РФ годичный срок давности привлечения к административной ответственности за вмененное административное правонарушение исчисляется с момента его совершения, но не с момента выявления административным органом.
Как видно из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт приемки трубопровода на указанном объекте (л.д.197 т.1).
Сообщением заместителя генерального директора АО "ЛГЭК" от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается выполнение технических условий № от ДД.ММ.ГГГГ на подключение объекта капитального строительства "Здание склада с автосервисом по <адрес>, к сетям водоснабжения и водоотведения, согласно проекта <данные изъяты> (л.д.52 т.1).
ДД.ММ.ГГГГ с участием представителей АО "ЛГЭК" был составлен акт обследования сетей по адресу: <адрес>, в соответствии с которым запорная арматура на вводах закрыта, опечатана (л.д.213).
ДД.ММ.ГГГГ между АО "ЛГЭК" и ФИО1 заключен договор о технологическом присоединении к централизованной системе водоснабжения объекта по адресу: <адрес> (л.д.293 т.1).
Факт самовольного водопользования на указанном объекте был выявлен ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлен соответствующий акт, в котором указано, что водоснабжение о водоотведение осуществляются; запорные пломбы на запорной арматуре нарушены (л.д.151 т.1).
При указанных обстоятельствах судье районного суда следовало установить, какое именно деяние квалифицируется в данном случае как самовольное подключение к централизованной системе водоснабжения - физическое присоединение (врезка); нарушение пломб на запорной арматуре; открытие запорной арматуры; начало водопотребления, либо иное действие, и принять меры к определению времени совершения соответствующего деяния с целью решения вопроса о соблюдении годичного срока давности.
Кроме того, вмененное ФИО1 административное правонарушение включено в главу 7 КоАП РФ "Административные правонарушения в области охраны собственности", и при определенных обстоятельствах производство по делу о таком административном правонарушении должно осуществляться с участием потерпевшего.
В соответствии со статьей 25.2 КоАП РФ лица, которым в результате административного правонарушения причинен физический, имущественный и моральный вред, являются потерпевшими, и имеют право на участие в рассмотрении дела. В отсутствие потерпевшего дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела, и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает необходимость принятия отдельного процессуального акта о признании лица потерпевшим по делу об административном правонарушении. Основанием участия лица в производстве по делу об административном правонарушении в качестве потерпевшего является установление факта причинения ему административным правонарушением физического, имущественного или морального вреда.
Должностным лицом административного в качестве потерпевшего к участию в деле было привлечено АО "ЛГЭК", как владелец централизованной сети водоснабжения, к которой осуществлено самовольное подключение (л.д.168-171, 205 т.1), однако о пересмотре постановления в районном суде АО "ЛГЭК" не извещалось. При этом не были проверены доводы защитников ФИО1 о том, что точка подключения объекта может не находиться в эксплуатационном ведении АО "ЛГЭК" (л.д.262-263 т.1, л.д.253 т.1). При установленных обстоятельствах решение судьи районного суда подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в порядке главы 30 КоАП РФ в Правобережный районный суд г.Липецка. Руководствуясь статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Решение судьи Правобережного районного суда г.Липецка от 12 октября 2020 года отменить. Дело направить на новое рассмотрение в порядке главы 30 КоАП РФ в тот же суд.
Судья Букреев Д.Ю.