Судья г/с Тимофеева Е.С. Дело № 21-191/2022
РЕШЕНИЕ
г. Кемерово 23 марта 2022 года
Судья Кемеровского областного суда Рюмина О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.32.5 КоАП РФ, в отношении должностного лица – временно исполняющего обязанности начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства г. Юрги Савельевой Елены Владимировны
по ее жалобе на постановление заместителя начальника Главного контрольного управления Кузбасса – начальника отдела контроля в сфере закупок Москотова А.И. от 19 октября 2021 года и решение судьи Юргинского городского суда Кемеровской области от 18 января 2022 года,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника Главного контрольного управления Кузбасса – начальника отдела контроля в сфере закупок Москотова А.И. от 19.10.2021 временно исполняющая обязанности начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства <адрес> Савельева Е.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, и подвергнута штрафу в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Юргинского городского суда от 18.01.2022 постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе Савельева Е.В. просит об отмене состоявшихся по делу актов и прекращении производства по делу, мотивируя тем, что в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения, поскольку она, как руководитель Управления жилищно-коммунального хозяйства г. Юрги не имела реальной возможности обеспечить оплату по заключенному контракту, поскольку отсутствовало финансирование, при этом совершила все зависящие от нее действия в целях исполнения обязанности Заказчика по оплате работ.
Кроме того, полагает необоснованным неприменение в отношении нее ст. 2.9 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав заключение прокурора Скрипка Е.В., полагавшей необходимым оставить вынесенные акты без изменения, а жалобу без удовлетворения, прихожу к следующему выводу.
Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Частью 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, что влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Юргинской межрайонной прокуратурой в рамках осуществления надзора за законностью исполнения законодательства при реализации национальных проектов на территории Юргинского городского округа, проведена проверка исполнения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в ходе которой выявлено неисполнение заказчиком – Управлением жилищно-коммунального хозяйства г. Юрги, в лице начальника Управления, финансовых обязательств по муниципальным контрактам.
В ходе указанной проверки было установлено, что 05.01.2021 между Управлением жилищно-коммунального хозяйства г. Юрги, выступающим в качестве заказчика, и ООО «<данные изъяты>», выступающим в качестве подрядчика, заключен муниципальный контракт № (электронный аукцион №) на выполнение работ по содержанию автодорог города.
Согласно п.п. 1.1., 3.1., 3.7. Контракта, предметом настоящего контракта является выполнение работ по содержанию автодорог города (в рамках текущего ремонта), цена заключенного контракта составляет 24 535 744 рублей. Оплата по Контракту производится заказчиком в течение 30-ти дней после получения счета, счета-фактуры и подписанных акта приемки выполненных работ по форме КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3.
В соответствии с п. 2.1. Контракта, срок выполнения работ: со дня заключения муниципального контракта по 15.04.2021.
Проведенной проверкой установлено, что подрядчиком (ООО «ЭкоМир») выполнены работы по муниципальному контракту в срок, предусмотренный п. 2.1. Контракта в полном объеме.
В соответствии со ст. 6 Контракта работы считаются принятыми после подписания сторонами акта приемки выполненных работ.
Пунктом 9.1. Контракта предусмотрена ответственность сторон за ненадлежащее выполнение условий настоящего Контракта в соответствии с действующим законодательством. Основанием для освобождения заказчика от ответственности, является неисполнение обязательств вследствие непреодолимой силы.
Проведенной проверкой также установлено, что документы о приемке выполненных работ по Контракту подписаны заказчиком 21.04.2021.
В силу положений ч. 1 ст. 711 ГК РФ, на заказчике лежит обязанность по уплате подрядчику, обусловленной договором цены после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
Исходя из изложенного, заказчик, то есть Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Юрги, при принятии выполненных работ от подрядчика (ООО «<данные изъяты>») без замечаний, был обязан произвести оплату по муниципальному контракту в сроки, предусмотренные п. 3.7. Контракта, а именно: в течение 30 дней со дня подписания указанного акта, то есть в срок до 21.05.2021 года.
Согласно ч. 13.1 ст. 34 Федерального на от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного ч. 7 ст. 94 Закона о контрактной системе, за исключением случая, указанного в ч. 8 ст. 30 Закона о контрактной системе, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
В силу ч. 8 ст. 30 настоящего Закона в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с ч. 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение 15 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного ч. 7 ст. 94 Федерального закона.
Между тем, на момент проведения прокурорской проверки – 22.09.2021 окончательная оплата по Контракту заказчиком произведена не была. Задолженность Управления жилищно-коммунального хозяйства г. Юрги по исполненному муниципальному контракту составляет <данные изъяты> рублей.
Документов, указывающих на наличие чрезвычайных обстоятельств, воспрепятствовавших Управлению жилищно-коммунального хозяйства г. Юрги, выполнить требования действующего законодательства по оплате выполненных работ по Контракту, представлено не было.
Нарушение должностным лицом заказчика – временно исполняющим обязанности начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства г. Юрги Савельевой Е.В. срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг), при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, явилось основанием для возбуждения дела об административном правонарушении прокурором по ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ.
В последующем, постановлением должностного лица от 19.10.2021, должностное лицо – Савельева Е.В. была признана виновной в нарушении сроков оплаты по государственным контрактам, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела и вина Савельевой Е.В. подтверждаются собранными по делу доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении; муниципальным контрактом, распоряжениями о назначении на должность Савельевой Е.В.; положением об Управлении жилищно-коммунального хозяйства г. Юрги и другими материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
С учетом установленных обстоятельств действия Савельевой Е.В. правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ.
Ссылки заявителя об отсутствия финансирования, были предметом надлежащего исследования и оценки суда первой инстанции и мотивированно отклонены.
Кроме того, следует учитывать, что в соответствии с ч. 1 ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений БК РФ.
Частью 7 ст. 17 Закона о контрактной системе предусмотрено, что план закупок формируется государственным или муниципальным заказчиком в соответствии с требованиями указанной статьи в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации и утверждается в течение десяти рабочих дней после доведения до государственного или муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
При этом согласно ч. 2 ст. 72 БК РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных п. 3 указанной статьи.
Согласно ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
По смыслу закона муниципальные контракты оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Отсутствие денежных средств, необходимых для уплаты задолженности не является основанием для освобождения заказчика от административной ответственности.
В соответствии с п.п. 6,7 ст. 3 Федерального закона № 44-ФЗ, п.4 ст. 1, п. 2.1 ст. 2 Положения об Управлении жилищно-коммунального хозяйства г. Юрги (с изменениями, внесенными решениями от 08.02.2012 №505, от 19.06.218 №539), утвержденного решением Юргинского городского Совета народных депутатов от 27.02.2008 №17, Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Юрги является заказчиком, и при осуществлении закупок руководствуется положениями указанного закона.
Заказчик обязан в силу императивного требования, содержащегося в ч. 8 ст. 30 Закона № 44-ФЗ, произвести оплату выполненных подрядчиком работ по муниципальному контракту.
Предпринятые же заказчиком действия для оплаты муниципального контракта, выразившиеся в направлении заявок на финансирование, не свидетельствуют о надлежащем исполнении должностным лицом своих служебных обязанностей.
При этом, материалы дела не содержат доказательств того, что должностное лицо заказчика в полном объеме осуществило все зависящие от него меры по недопущению вменяемого нарушения, и что им своевременно, с момента наступления срока на оплату выполненных работ, кроме заявок, направлялись какие-либо требования в адрес финансового органа - распорядителя бюджетных средств, либо вносились в соответствии с порядком и сроками формирования проекта соответствующего бюджета предложения о выделении бюджетных ассигнований на выполнение обязательств по контракту, как в установленный законом срок для оплаты, так и после наступления предельного срока оплаты.
Доводы жалобы заявителя о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с малозначительностью, обоснованно были отклонены судьей районного суда.
Так, в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как следует из содержания п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Допущенное Савельевой Е.В. правонарушение, связанно с неисполнением обязанности своевременной оплаты муниципального контракта, что свидетельствует о нарушении порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. При этом, неисполнение обязательств по контракту может повлечь негативные социально-экономические последствия для поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в том числе выраженные в несвоевременной выплате заработной платы, налогов и иных обязательных платежей, срыву обязательств перед контрагентами, затруднением оплаты полученных кредитных средств.
Таким образом, обстоятельств, указывающих на малозначительность совершенного правонарушения, не усматривается.
Административное наказание назначено Савельевой Е.В. в пределах санкции ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ в минимальном размере с учетом всех обстоятельств, установленных по делу.
Постановление вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
При рассмотрении дела нарушений КоАП РФ, влекущих отмену вынесенных по делу актов, допущено не было, дело рассмотрено всесторонне, полно и объективно, выводы должностного лица и судьи надлежащим образом мотивированы в соответствующих решениях.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7, 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление заместителя начальника Главного контрольного управления Кузбасса – начальника отдела контроля в сфере закупок Москотова А.И. от 19 октября 2021 года и решение судьи Юргинского городского суда Кемеровской области от 18 января 2022 года оставить без изменения, жалобу Савельевой Е.В. – без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в законную силу в день его вынесения, но может быть обжаловано (опротестовано прокурором) непосредственно в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.12-30.14 КоАП РФ.
Судья О.С. Рюмина