ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-1938/20 от 08.09.2020 Московского областного суда (Московская область)

Судья Букин С.А. дело № 21- 1938/20

Р Е Ш Е Н И Е

Московская область

г. Красногорск 08 сентября 2020 года

Судья Московского областного суда Мертехин М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Капустиной П.В., действующей по доверенности в интересах ООО «Рузский региональный оператор» на постановление консультанта территориального отдела №30 территориального управления Госадмтехнадзора Московской области - старшего государственного административно-технического инспектора Поповой А.В. от 12 июля 2019 года, решение судьи Можайского городского суда Московской области от 20 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Рузский региональный оператор»,

при секретаре Нестеровой А.А.,

У с т а н о в и л:

консультантом территориального отдела №30 территориального управления Госадмтехнадзора Московской области - старшим государственным административно-техническим инспектором Поповой А.В. 02.07.2019 года вынесено постановление № 30/1315/56 в отношении ООО «Рузский региональный оператор» о признании виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 130 000 руб.

Данное постановление обжаловано защитником общества по доверенности Капустиной П.В. в суд в порядке статей 30.1 - 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением судьи от 20 мая 2020 года постановление должностного лица оставлено без изменения.

На указанное решение защитником общества Капустиной П.В. подана жалоба в Московский областной суд, в порядке статей 30.9 КоАП РФ.

В жалобе защитник просит отменить принятые по делу акты, указывая на их незаконность и производство по делу прекратить, за отсутствием состава правонарушения.

Будучи надлежаще извещенным о месте и времени рассмотрения дела, законный представитель юридического лица в судебное заседание Московского областного суда не явился, для реализации прав юридического лица направил защитника по доверенности Семененко Л.В.

Защитник Семененко Л.В., действующая на основании доверенности в интересах ООО «Рузский региональный оператор», в суде второй инстанции просила суд удовлетворить жалобу по изложенным в ней основаниям.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении законность и обоснованность постановления проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов. При этом судья (вышестоящее должностное лицо) не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме (ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ).

Исходя из положений ст. 26.11 и ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судье надлежит проверить все доводы жалобы, которые должны быть оговорены в судебном акте, вынесенном по результатам рассмотрения жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения защитника общества по доверенности Капустина П.В., суд второй инстанции приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что 20.06.2019 года в 15.35 час по адресу: Можайский городской округ, г.Можайск, ул.20 Января, у дома 25 оборудована контейнерная площадка, имеющая твердое основание, подъездной путь с твердым покрытием, ограждение с трех сторон. На момент осмотра на данной контейнерной площадке отсутствует бункер-накопитель для сбора крупных отходов, отходы производства и потребления в виде рулонов линолеума, обрезков досок объемом 1 куб.м. складированы у ограждения контейнерной площадки на земле. Отсутствие бункера-накопителя для сбора крупногабаритных отходов на контейнерной площадке является нарушением требований к местам (площадкам) накопления крупногабаритных отходов, установленных пунктами 10,11,12 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 №1156 «Об обращении с твердыми -коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008г. №641 (вместе с «Правилами обращения : твердыми коммунальными отходами»), пунктами 6.1-6.4 Распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области №159-РМ от 9.04.2018 «Об утверждении временного порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе из раздельного накопления) на территории Московской области».

На территории Можайского городского округа Московской области деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляет ООО «Рузский региональный оператор» на основании Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Рузской зоне Регионального оператора, заключенного 28.04.2018 года между Министерством экологии и природопользования Московской области и ООО «Рузский региональный оператор».

ООО «Рузский региональный оператор», как юридическое лицо, привлечено к ответственности по ч.1ст.8.2 КоАП РФ, поскольку имеет факт нарушения ст.13.4 ч.1,3 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.3 постановления Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641», п.п.2, 3, 4, 1.8 «Об утверждении временного порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Московской области», утвержденного распоряжением Минэкологии Московской области № 159-РМ от 19 апреля 2019 года и Соглашения «Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Рузской зоне Регионального оператора», заключенного между Министерством экологии и природопользования Московской области и ООО «Управляющая компания «Региональный оператор» от 28 апреля 2018 года.

По результатам осмотра контейнерной площадки составлен соответствующий акт от 20 июня 2019 года.

Выявленные нарушения послужили основанием для составления 26.06.2019 года должностным лицом- консультантом территориального отдела №30 территориального управления Госадмтехнадзора Московской области - старшим государственным административно-техническим инспектором Поповой А.В. в отношении ООО «Рузский региональный оператор» протокола об административном правонарушении по ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ.

Постановлением № 30/1315/56 от 02 июля 2019 года в отношении ООО «Рузский региональный оператор» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ.

Суд первой инстанции, соглашаясь с выводами должностного лица, указал на представленные доказательства вины ООО «Рузский региональный оператор» в совершении данного правонарушения: акт осмотра территории, фотоматериалы, выписки ЕГРЮЛ, протокола об административном правонарушении, предписания, постановления по делу об административном правонарушении, соглашение от 28 апреля 2018 года, актом осмотра территории с фототаблицей об исполнении предписания и установке бункера на вышеуказанной контейнерной площадке, а также другие доказательствами.

Суд второй инстанции находит указанные выводы суда преждевременными, исходя из следующего.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры (статья 72 Конституции Российской Федерации).

На основании пункта 1 статьи 2Федерального закона Российской Федерации от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», законодательство в области охраны окружающей среды наряду с поименованным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации также включает законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Законодательство в области охраны окружающей среды состоит из названного Закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также из законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 2поименованного Закона).

В соответствии с п.п. 6, 7 ст. 65 Федерального закона «Об охране окружающей среды» федеральный государственный экологический надзор организуется и осуществляется при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и включенных в утверждаемый уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень. На сегодняшний день действует Постановление Правительства РФ от 08 мая 2014 года № 426 «О федеральном государственном экологическом надзоре».

При этом перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, определяется на основании установленных Правительством Российской Федерации критериев.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации организуют и осуществляют региональный государственный экологический надзор при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, подлежащих государственному экологическому надзору, за исключением объектов, указанных в п. 6 ст. 65.

Частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.

Из пунктов 5.1.14, 5.1.17 соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Каширской зоне регионального оператора от 28 апреля 2018 года между Министерством экологии и природопользования Московской области и Рузским региональным оператором следует, что данный оператор взял на себя обязательства размещать и использовать для накопления твердых коммунальных отходов контейнеры и бункеры, соответствующие требованиям порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления), утвержденного Министерством, и требованиям действующего законодательства, а также обеспечивать доставку контейнеров и бункеров в места (площадки) накопления.

Пунктом 12 части 11 Постановления Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства РФ от 25 августа 2008 г. № 641 (нарушение которой вменено Каширскому РО) определено, что вывоз крупногабаритных отходов обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации региональным оператором, в том числе по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования.

Учитывая приведенные выше нормы, суд второй инстанции приходит к выводу о не исследованности судом первой инстанции обстоятельств, касающиеся обязательств Общества по предоставлению бункера, в частности, не выяснен вопрос о наличии реестра по установлению данного оборудования по указанному адресу, в инкриминируемый период времени.

При этом суд не исследовал Перечень контейнерных площадок, расположенных вблизи многоквартирных домов на территории Можайского городского округа Московской области, на которых стационарно размещены емкости объемом 8 куб.м для складирования крупногабаритных отходов, утвержденного постановлением Администрации Можайского городского округа Московской области от 31.12. 2019 года за №4937-17.

В перечне указаны адреса, где должны находится емкости (бункера), объемом 8 куб.м.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, правомочному рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В связи с изложенным, и с учетом того что срок давности, на момент рассмотрения жалобы Московским областным судом, не истек, решение городского суда подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение, при котором суду следует дать надлежащую оценку указанным выше обстоятельствам, проверить доводы жалобы защитника в полном объеме, проанализировав имеющиеся и вновь представленные доказательства, разрешить дело, постановив законное и обоснованное решение.

Руководствуясь статьями ч.1 ст. 29.11, 30.7,30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л :

решение судьи Можайского городского суда Московской области от 20 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Рузский региональный оператор» - отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Жалобу защитника удовлетворить частично.

Судья М.В. Мертехин