ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-193/20 от 11.03.2020 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 21-193/2020

г. Уфа 11 марта 2020 года

Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Рахматуллина А.М., при секретаре Валиевой И.Р.,

с участием: лица, привлеченного к административной ответственности ФИО1,

старшего инспектора отдела управления НД и ПР ГУ МЧС России по РБ – государственного инспектора Уфимского района по пожарному надзору Х

рассмотрев жалобу ФИО1 на решение судьи Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 20 января 2020 года, которым:

постановление главного государственного инспектора Уфимского района по пожарному надзору С. № 112 от 16 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении заведующей МДОБУ детский сад «Березка» с. Дмитриевка муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан ФИО1 изменено, действия ФИО1 переквалифицированы на ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 6 000 рублей,

У С Т А Н О В И Л А:

постановлением главного государственного инспектора Уфимского района по пожарному надзору С. № 112 от 16 мая 2019 года заведующая МДОБУ детский сад «Березка» с. Дмитриевка муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан ФИО1 привлечена к административной ответственности, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей (л.д. 15 – 17).

Судьей Уфимского районного суда Республики Башкортостан по жалобе ФИО1 вынесено приведенное выше решение от 20 января 2020 года (л.д. 32 – 45).

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Башкортостан, ФИО1 выражает несогласие с постановлением должностного лица от 16 мая 2019 года и решением судьи от 20 января 2020 года ввиду их незаконности и необоснованности, просит отменить, производство по делу прекратить (л.д. 51 – 53).

Должностное лицо, вынесшее постановление, от которого поступило ходатайство о рассмотрении дела без его участия, в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения жалобы извещено надлежащим образом. При таких обстоятельствах, считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанного лица.

Изучив материалы дела, выслушав явившихся лиц, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Положениями ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 8.32 и 11.16 названного Кодекса и ч. ч. 6, 6.1 и 7 указанной статьи, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа в том числе на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в области пожарной безопасности определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 69-ФЗ).

Согласно ст. 1 Федерального закона № 69-ФЗ пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Как следует из материалов дела и установлено судьей районного суда, 08 мая 2019 г. по адресам: Республика Башкортостан, адрес и Республика Башкортостан, адрес, на территории объекта защиты (комплекса зданий) муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения - детский сад «Березка» с. Дмитриевка муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан выявлены нарушения требования пожарной безопасности в период особого противопожарного режима, согласно распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 25 апреля 2019 года № 410-р, а именно:

по адресу: адрес:

- не осуществлена проверка качества огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций чердачного помещения здания детского сада;

- на объекте защиты отсутствует выход на кровлю оборудованный стационарной лестницей, через двери, люки или окна размерами не менее 0,6х0,8 м;

- отсутствуют сводные планы эвакуации;

- на объекте защиты отсутствует исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта;

- отсутствуют указатель к источнику наружного противопожарного водоснабжения;

- руководитель организации не обеспечил составление годового плана-графика, составляемого с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ, и в соответствии с ним проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений ( автоматических установок пожарной сигнализации, автоматических (автономных) установок пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией);

- работники, осуществляющие круглосуточную охрану организации, педагогические работники дошкольных образовательных учреждений, граждане, участвующие в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров на добровольной основе по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам пожарно-технического минимума непосредственно в организации не обучены;

- специальные программы не разрабатываются и не утверждаются администрацией организации;

- инструкция о мерах пожарной безопасности разработана не на основе Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением правительства от 25 апреля 2012 года № 390 (отражены не все вопросы, в т.ч. не указано расположение мест для курения, применения открытого огня, проезда транспорта и проведения огневых или иных пожароопасных работ, допустимое (предельное) количество людей, которые могут одновременно находиться на объекте защиты);

- не производится очистка вытяжной вентиляции;

- лестничная клетка не имеет двери с приспособлениями для самозакрывания и с уплотнением в притворах;

- не обеспечено наличие и исправное состояние знаков пожарной безопасности, в том числе обозначающих пути эвакуации и эвакуационные выходы;

- не обеспечено в соответствии с годовым планом-графиком и сроками выполнения проведение: планово-предупредительного ремонта систем противопожарной защиты;

- не обеспечено наличие в помещении пожарного поста (диспетчерской) инструкции о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (систем) противопожарной защиты;

- не обеспечен телефонной связью и ручными электрическими фонарями пожарный пост (диспетчерская);

- не обеспечено наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны в складских, производственных, административных и общественных помещениях;

- не исключена уборка помещений и стирка одежды с применением бензина, керосина и других легковоспламеняющихся и горючих жидкостей;

- не организовано прохождение работниками вводного и первичного противопожарного инструктажа при устройстве на работу (ФИО2, ФИО3);

- не организовано прохождение работниками повторного противопожарного инструктажа;

- не обеспечено размещение знаков пожарной безопасности «Курение табака и пользование открытым огнем запрещено»;

- не ведется в специальном журнале произвольной формы учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей;

- не определен порядок и сроки проведения работ по очистке пожаровзрывобезопасными способами вентиляционных камер, циклонов, фильтров и воздуховодов от горючих отходов с составлением соответствующего акта (не реже 1 раза в год);

- не обеспечено надежное крепление к полу ковров, ковровых дорожек и других покрытий полов на объектах защиты с массовым пребыванием людей и на путях эвакуации;

- не проводится не реже 1 раза в год в соответствии с инструкцией изготовителя и составлением акта (протокола) проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки);

- не проводится по окончании гарантированного срока огнезащитной эффективности огнезащитной обработки повторная обработка строительных конструкций, инженерного оборудования зданий и сооружений;

- не исключен запуск неуправляемых изделий из горючих материалов, принцип подъема которых на высоту основан на нагревании воздуха внутри конструкции с помощью открытого огня;

- не обеспечено наличие исправных электрических фонарей из расчета 1 фонарь на 50 человек;

- не обеспечено открывание двери шкафа пожарного крана;

- запор на двери эвакуационного выхода не обеспечивает возможность их свободного открывания изнутри без ключ (музыкальный зал).

по адресу: адрес:

- помещения 2-го этажа не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией;

- отсутствуют сводные планы эвакуации;

- на объекте защиты отсутствует исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта;

- отсутствуют указатель к источнику наружного противопожарного водоснабжения;- руководитель организации не обеспечил составление годового плана-графика, составляемого с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ, и в соответствии с ним проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации, автоматических (автономных) установок пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией);

- работники, осуществляющие круглосуточную охрану организации, педагогические работники дошкольных образовательных учреждений, граждане, участвующие в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров на добровольной основе по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам пожарно-технического минимума непосредственно в организации не обучены;

- специальные программы не разрабатываются и не утверждаются администрацией организации;

- инструкция о мерах пожарной безопасности разработана не на основе Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением правительства от 25 апреля 2012 года № 390 (отражены не все вопросы);

- не производится очистка вытяжной вентиляции;

- на этажах здания, двери ведущие на лестничную клетку, не оборудованы приспособлением для самозакрывания и с уплотнением в притворах;

- на планах эвакуации отсутствует маркировка с указанием: даты изготовления (год); яркости свечения в мкд/м через 10 и 60 мин после отключения источников освещения (накачки); длительность послесвечения в мин., цвет послесвечения: желто-зеленый (ЖЗ) или белый (Б);

- не обеспечено наличие и исправное состояние знаков пожарной безопасности, в том числе обозначающих пути эвакуации и эвакуационные выходы;

- не обеспечено в соответствии с годовым планом-графиком и сроками выполнения проведение: планово-предупредительного ремонта систем противопожарной защиты;

- не обеспечено наличие в помещении пожарного поста (диспетчерской) инструкции о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (систем) противопожарной защиты;

- не обеспечен телефонной связью и ручными электрическими фонарями пожарный пост (диспетчерская);

- не обеспечено наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны в складских, производственных, административных и общественных помещениях;

- не исключена уборка помещений и стирка одежды с применением бензина, керосина и других легковоспламеняющихся и горючих жидкостей;

- не обеспечено размещение знаков пожарной безопасности «Курение табака и пользование открытым огнем запрещено»;

- не определен порядок и сроки проведения работ по очистке пожаровзрывобезопасными способами вентиляционных камер, циклонов, фильтров и воздуховодов от горючих отходов с составлением соответствующего акта (не реже 1 раза в год);

- не обеспечено надежное крепление к полу ковров, ковровых дорожек и других покрытий полов на объектах защиты с массовым пребыванием людей и на путях эвакуации;

- не проводится не реже 1 раза в год в соответствии с инструкцией изготовителя и составлением акта (протокола) проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки);

- не проводится по окончании гарантированного срока огнезащитной эффективности огнезащитной обработки повторная обработка строительных конструкций, инженерного оборудования зданий и сооружений;

- не исключен запуск неуправляемых изделий из горючих материалов, принцип подъема которых на высоту основан на нагревании воздуха внутри конструкции с помощью открытого огня;

- не обеспечено наличие исправных электрических фонарей из расчета 1 фонарь на 50 человек;

- для проведения проверки знаний требований пожарной безопасности работников, прошедших обучение пожарно-техническому минимуму в организации без отрыва от производства, приказом (распоряжением) руководителя организации не создана квалификационная комиссия в составе не менее трех человек, прошедших обучение и проверку знаний требований пожарной безопасности в установленном порядке.

Вышеуказанные выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности послужили основанием для вынесения должностным лицом надзорного органа протокола об административном правонарушении № 117 от 08 мая 2019 года и постановления № 112 от 16 мая 2019 года, которым ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ.

Судья районного суда, рассматривая жалобу ФИО1 пришел к выводу о переквалификации ее действий с ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ на ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, указав, что надзорным органом не представлено каких-либо доказательств невыполнения мероприятий, введенных на период особого противопожарного режима, а нарушения требований пожарной безопасности были выявлены в комплексе зданий в ходе плановой проверки.

Оснований не согласиться с данным выводом не имеется.

Факт совершения ФИО1 вменяемого административного правонарушения и ее вина подтверждается собранными по делу доказательствами, получившими надлежащую правовую оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

Противоречий представленные в материалах дела документы не имеют, соответствуют требованиям, предъявляемым к форме этих документов, составлены уполномоченными должностными лицами.

Выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности обоснованы нормами и требованиями действующего законодательства, зафиксированы в акте проверки, в постановлении о назначении административного наказания.

Таким образом, обоснованность привлечения ФИО1 к административной ответственности сомнений не вызывает.

В силу ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в п. 21 Постановления № 5 от 24 марта 2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

По смыслу приведенных нормы и разъяснений, данных Пленумом Верховного Суда Российской Федерации, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с объективными обстоятельствами дела: характером и степенью общественной опасности деяния, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.

Учитывая, что большая часть нарушений на момент рассмотрения жалобы в настоящем судебном заседании устранена, ФИО1 неоднократно обращалась с письмами о выделении финансирования на проведение противопожарных мероприятий, ранее к административной ответственности не привлекалась, отсутствие отягчающих вину обстоятельств, мнение должностного лица, прихожу к выводу о малозначительности рассматриваемого правонарушения.

Оценив указанные обстоятельства, прихожу к выводу о наличии оснований для отмены решения судьи районного суда и прекращения производства по делу в связи с малозначительностью допущенного правонарушения, поскольку существенная угроза охраняемым общественным отношениям отсутствует, совершенное ФИО1 нарушение не повлекло тяжких последствий в виде нарушения прав и законных интересов иных лиц.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья,

Р Е Ш И Л А:

жалобу ФИО1 удовлетворить.

Постановление главного государственного инспектора Уфимского района по пожарному надзору С. № 112 от 16 мая 2019 года и решение судьи Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 20 января 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РБ, в отношении заведующей МДОБУ детский сад «Березка» с. Дмитриевка муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан ФИО1 отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании ст. ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ в связи с малозначительностью административного правонарушения, объявив ФИО1 устное замечание.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Шестого кассационного суда общей юрисдикции, его заместители, либо по поручению председателя или его заместителей судьи указанного суда.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан А.М. Рахматуллина

Справка: судья районного суда Моисеева Г.Л.

дело районного суда № 12-10/2020

дело ВС РБ № 21-193/2020