ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Климова Л.В. Дело № 21-193/2015
РЕШЕНИЕ
Судья Липецкого областного суда Захаров Н.И., рассмотрев жалобу Верхне-Донского управления Ростехнадзора на решение судьи Левобережного районного суда г.Липецка от 09 сентября 2015 года, которым постановлено:
«Отменить постановление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Верхне-Донского Управления Ростехнадзора от 01.07.2015 г. № № о привлечении ФИО1 ФИО12ДД.ММ.ГГГГ рождения к административной ответственности по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, производство по делу прекратить»,
УСТАНОВИЛ:
Постановление главного государственного инспектора межрегионального отдела государственного металлургического надзора, надзора за общепромышленными объектами и государственного и строительного надзора Верхне-Донского управления Ростехнадзора ФИО2 от 01.07.2015 г. № №<данные изъяты> ОАО «НЛМК» ФИО3 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере № руб.
Решением Левобережного районного суда г.Липецка от 09 сентября 2015 года указанное постановление по делу об административном правонарушении административного органа отменено, производство по делу прекращено, в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Липецкий областной суд, Верхне-Донское управление Ростехнадзора просит об отмене решения районного суда, указывая на его незаконность и необоснованность.
Выслушав объяснения главного государственного инспектора межрегионального отдела государственного металлургического надзора, надзора за общепромышленными объектами и государственного и строительного надзора Верхне-Донского управления Ростехнадзора ФИО2, поддержавшего жалобу, объяснения ФИО3, его защитников Межневу И.Д. и Раевскую А.С., возражавших против удовлетворения жалобы, изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Согласно ч.3 ст.30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 – 30.8 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается судьей единолично. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Принимая решение об отмене постановления должностного лица административного органа и прекращении производства по делу, судья пришел к выводу об отсутствии самого события правонарушения, совершение которого вменялось в вину ФИО4, а также отсутствию в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
При этом, судья исходил из того, что в ходе судебного разбирательства не нашло свое подтверждение несоблюдение ФИО4 требований промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Такой вывод является преждевременным.
В силу ч.1 ст.9.1 КоАП РФ об административных правонарушениях, нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.
Объектом административных правонарушений, предусмотренных в ст. 9.1 КоАП РФ является порядок деятельности в области промышленной безопасности.
Предметом правонарушений, предусмотренных ч. 1 статьи 9.1 КоАП РФ, являются опасные производственные объекты. К их числу относятся предприятия или их цеха, участки, площадки, а также иные производственные объекты.
Объективная сторона указанных правонарушений состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в этой области может быть совершено как путем действия, так и бездействия. Наступления последствий не требуется.
Федеральным законом от 21.07.1997г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – ФЗ № 116) к категории опасных производственных объектов отнесены объекты, на которых получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более.
Исходя из положений статей 1, 6 и 9 ФЗ № 116, промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
К видам деятельности в области промышленной безопасности среди прочих относится эксплуатация опасного производственного объекта, а также наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте.
В силу ч.1 ст.11 ФЗ № 116 организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 4 «Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственной объекте» (утв. Постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 г. № 263), производственный контроль является составной частью системы управления промышленной безопасностью и осуществляется эксплуатирующей организацией путем проведения комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования опасных производственных объектов, а также на предупреждение аварий на этих объектах и обеспечение готовности к локализации аварий и инцидентов и ликвидации их последствий.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ на производственном участке № в Цехе по производству огнеупоров произошел групповой несчастный случай со смертельным исходом с и.о. сменного мастера ФИО10 и обжигальщиком на печах ФИО11 в результате обрушения затора материала, образовавшегося в пересыпном колодце при обжиге марганцовистого известняка. Обстоятельства несчастного случая подробно описаны в соответствующем акте, составленном ДД.ММ.ГГГГ
По результатам проведенного расследования причин несчастного случая на основании постановления главного государственного инспектора межрегионального отдела государственного металлургического надзора, надзора за общепромышленными объектами и государственного и строительного надзора Верхне-Донского управления Ростехнадзора ФИО2 от 01.07.2015 г. № № к административной ответственности по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ был привлечен <данные изъяты> ОАО «НЛМК» ФИО3, в связи с допущенными нарушениями требований промышленной безопасности, которые выразились в следующем:
- неудовлетворительное осуществление производственного контроля при ведении процесса по обжигу марганцовистого известняка - не обеспечение правильной эксплуатации оборудования в соответствии с требованиями проектной и нормативно-технической документацией, что является нарушением ст.9, ст.11 ФЗ №116 от 21.07.1997г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»», п.5.2.6.5 Положения об организации и осуществлении производственно контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах ОАО «НЛМК», п.2.3.4 «Должностной инструкции <данные изъяты>» №;
- выполнение работ по устранению затора извести в пересыпном колодце печи № 1, выразившихся в неполной остановке печи № 1 и ее охлаждении; выполнение работ без оформления наряда-допуска при устранении затора в пересыпном колодце, что является нарушением ст.9 ФЗ №116 от 21.07.1997г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п.323 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правил безопасности при получении, транспортировании, использовании расплавов черных и цветных металлов и сплавов на основе этих сплавов».
Пунктом 3 статьи 4 ФЗ № 116 установлено, что федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности устанавливают обязательные требования к деятельности в области промышленной безопасности, в том числе работникам опасных производственных объектов, экспертам в области промышленной безопасности; безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах, в том числе порядку действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте.
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.323 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при получении, транспортировании, использовании расплавов черных и цветных металлов и сплавов на основе этих расплавов», утвержденных приказом Ростехнадзора от 30 декабря 2013 г. № 656, технические устройства, остановленные для внутреннего осмотра, чистки или ремонта, должны быть отключены от энергоисточников и технологических коммуникаций.
Доступ людей в баки для их осмотра, чистки и ремонта должен осуществляться по наряду-допуску после отключения баков от трубопроводов, установки заглушек, полного опорожнения, пропарки, проветривания баков и выполнения анализа воздуха на содержание кислорода и вредных примесей.
Согласно п. 5.2.6.5 Положения об организации и осуществлении производственно контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах ОАО «НЛМК», <данные изъяты> осуществляет контроль состояния оборудования, правильности ведения технологических процессов, соблюдения требований промышленной безопасности; запрещает производство работ, выполняемых с нарушением правил промышленной безопасности.
В силу п.2.3.4 «Должностной инструкции <данные изъяты>» №, <данные изъяты> обеспечивает ознакомление подчиненного персонала с Политикой ОАО «НЛМК» в области ОТиПБ, опасностями и рисками на вверенном участке.
Обеспечивает безопасную организацию работ и выполнение подчинённым персоналом требований и норм охраны и безопасности труда, промышленной безопасности на закреплённом участке. Выполняет возложенные непосредственным руководителем обязанности по охране труда и промышленной безопасности.
Обеспечивает правильную эксплуатацию оборудования, в соответствии с требованиями проектной и нормативно-технической документации изготовителя, прилагаемой к оборудованию.
Организовывает и контролирует исполнение эксплуатационных и производственных инструкций, технологических регламентов, графиков работы, технического обслуживания, текущего и капитального ремонтов оборудования и технических средств охраны груда.
Осуществляет контроль состояния оборудования, правильности ведения технологических процессов, исправности технических средств безопасности и состояния промсанитарии на рабочих местах. Запрещается производство работ, выполняемых с нарушением правил и норм безопасности (охраны) труда.
Участвует в выполнении работ по разработке недостающей, пересмотру действующей производственной документации.
В п. 4 вышеназванной должностной инструкции установлено, что <данные изъяты> несет ответственность за обеспечение безопасных и здоровых условий труда в соответствии с требованиями стандарта предприятия и положения Системы управления охраной труда и промышленной безопасностью.
Технологическая инструкция ТИ 05757665 ОГЦ-12-2014, утвержденная 20.11.2014г., устанавливает порядок ведения технологического процесса производства извести во вращающихся печах производственного участка №2 ОГЦ, регламентирует средства контроля при осуществлении основных технологических операций, условия обеспечения безопасной работы оборудования и экологические требования.
Согласно пунктам 5.17 и 5.18 технологической инструкции технологический процесс загрузки и обжига известняка осуществляется на полностью исправном оборудовании. В случаях отклонения технологического процесса от требований, регламентированных настоящим разделом технологической инструкции, порядок действий технологического персонала регламентирован п.3.3. ПТИ 020-002-133 и ПТИ 020-002-134. При возникновении аварийных ситуаций (поломка оборудования, прекращение подачи энергоносителей и т.д.) при выполнении настоящего раздела технологической инструкции порядок действий технологического персонала регламентирован ПЛА 0575665-020-000,п. 4 ПТИ 020-002-133 и ПТИ 020-002-134.
Ответственность за выполнение настоящей инструкции возлагают на технологический персонал производственного участка №2 -шихтовщика-дозировщика, обжигальщика (бригадира) и обжигальщика, сменного мастера участка №2. Контроль соблюдения и правильного применения настоящей инструкции возложен на <данные изъяты>, старшего мастера участка №2, сменных мастеров участка №2.
Судьей не в полной мере дана оценка тем обстоятельствам, на которые ссылался административный орган при пересмотре постановления должностного лица, так и в апелляционной жалобе.
Как указано выше, технологическая инструкция ТИ 05757665 ОГЦ-12-2014, а также инструкция по эксплуатации вращающейся печи № 1, № 2 ИЭ 05757665-020-00702014 регламентируют порядок проведения технологических действий при обращении с известняком (известью) и сырым доломитом.
Инструктажи и обучение по охране труда погибшими ФИО10 и ФИО11 были пройдены соответственно ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ и, в том числе, были основаны на вышеуказанных инструкциях.
Между тем, в соответствии с рабочим планом № 6-ОГ-XII-2015-52 (версия 00), утвержденным 22.04.2015 г., с 12.05.2015 г. по 24.05.2015 г. на ОАО «НЛМК» производился обжиг опытной партии марганцовистого известняка в печи производственного участка № 2 ОГЦ и применение марганцовистой извести в конверторном цехе № 1 согласно распоряжению № 421 от 12.05.2015 г.
При этом из пояснений должностного лица административного органа, вынесшего постановление от 01.07.2015 г., следует, что химический состав сырья, используемого до 12.05.2015 г., и марганцовистого известняка отличался, что повлекло изменение параметров технологического процесса.
В связи с наличием данных обстоятельств подлежал разрешению вопрос о необходимости внесения изменений в технологические инструкции, регламентирующие порядок ведения технологического процесса в печах производственного участка №2 ОГЦ, причастность к этому ФИО4, однако это обстоятельство судом выяснено не было.
Кроме того, исходя из содержания Стандарта предприятия СТП СМК 05757665-7.3-004-2013 (п.4.1.10), предусмотрено ознакомление (обучение) персонала с требованиями, изложенными в рабочем плане под роспись. Однако данных, свидетельствующих об ознакомлении с ним работников и росписи в них, в материалах дела не содержится.
В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Само по себе возникновение аварийной ситуации в нерабочее для ФИО4 время не может свидетельствовать о надлежащим исполнении данным должностным лицом своих служебных обязанностей, а также о том, что возникновения данной ситуации нельзя было избежать при осуществлении надлежащим образом в рабочее для <данные изъяты><данные изъяты> время производственного контроля.
Применение при обжиге в печи опытных образцов иного сырья требовало от непосредственного руководства погибших сотрудников ОАО «НЛМК» действий по анализу последствий применения данного сырья, возможности использования положений действующих инструкций, либо внесения в них соответствующих изменений, или разработке новых инструкций, регламентирующих порядок действий персонала, в том числе, при возникновении внештатных, аварийных ситуаций.
Из представленных материалов дела следует, что при рассмотрении жалобы ФИО4 судом не дана в полной мере оценка доводам административного органа о соблюдении должностным лицом, привлекаемым к административной ответственности, обязанности по обеспечению правильности ведения подчиненными ему сотрудниками технологических процессов, соблюдения требований промышленной безопасности, обеспечении безопасной организации работ и выполнении ФИО10 и ФИО11 требований и норм охраны и безопасности труда, не дана надлежащая оценка представленной должностной инструкции <данные изъяты>.
Таким образом, выводы судьи районного суда о том, что в действиях ФИО4 не имеется нарушений правил промышленной безопасности, а также отсутствует само событие правонарушения, преждевременны.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП Российской Федерации об административных правонарушениях составляет один год со дня совершения административного правонарушения.
Событие административного правонарушения, послужившее основанием для возбуждения в отношении ФИО4 дела об административном правонарушении, выявлено ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, на момент рассмотрения жалобы Верхне-Донского управления Ростехнадзора, срок привлечения ФИО4 к административной ответственности не истек.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При новом рассмотрении должностному лицу необходимо учесть изложенные в данном решении обстоятельства, дать надлежащую правовую оценку действиям должностного лица и выполнению возложенной на него законодательством и локальными актами ОАО «НЛМК» обязанности по соблюдению требований промышленной безопасности, собрать доказательства этому.
С учетом изложенного, решение районного судьи подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение в тот же суд.
Руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Решение судьи Левобережного районного суда г.Липецка от 09 сентября 2015 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Судья Захаров Н.И.