Судья Баранова Т.В. | №21-194/2018 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
23 июля 2018 г. | г.Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Коваленко С.В., рассмотрев жалобу администрации Прионежского муниципального района на постановление заместителя руководителя территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия от 11 апреля 2018 г., решение судьи Прионежского районного суда Республики Карелия от 22 июня 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Прионежского муниципального района,
установил:
постановлением заместителя руководителя территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия от 11 апреля 2018 г. администрация Прионежского муниципального района признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 руб.
Решением судьи Прионежского районного суда Республики Карелия от 22 июня 2018 г. данное постановление оставлено без изменения, а жалоба администрации Прионежского муниципального района - без удовлетворения.
С такими постановлением и решением не согласна администрация Прионежского муниципального района. В жалобе поставлен вопрос об их отмене с прекращением производства по делу и указано, что на момент рассмотрения дела судьей истек установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к ответственности. В протоколе об административном правонарушении неверно указано место совершения правонарушения, что является его существенным недостатком. Кроме того, поскольку между Карелиястатом и администрацией Прионежского муниципального района отсутствуют какие-либо соглашения об электронном документообороте, органом местного самоуправления не были получены извещение о составлении протокола об административном правонарушении и информация о проведении в отношении респондента федерального статистического наблюдения по конкретным формам статистического наблюдения, обязательным для предоставления.
Заслушав объяснения защитника администрации Прионежского муниципального района ФИО1, поддержавшего доводы жалобы, объяснения должностного лица (...), составившей протокол об административном правонарушении, и представителя территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия (...), проверив дело, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных.
В соответствии с частью 2 статьи 13.19 названного Кодекса повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2007 №282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Условия предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета определяются Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами (часть 9 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2007 №282-ФЗ).
Положение об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 №620.
В силу пункта 4 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 названного Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм. Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются Федеральной службой государственной статистики по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.
Приказом Росстата от 15.08.2016 №427 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством» утверждена форма федерального статистического наблюдения №1-жилфонд «Сведения о жилищном фонде» (приложение №10).
Согласно приложению №10 к названному приказу обязанность по предоставлению статистической информации по форме федерального статистического наблюдения №1-жилфонд «Сведения о жилищном фонде» возложена, в том числе, на органы местного самоуправления; сроки предоставления информации - 25 февраля после отчетного периода.
Основанием для привлечения администрации Прионежского муниципального района к административной ответственности по части 2 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужило то обстоятельство, что органом местного самоуправления в нарушение статьи 8 Федерального закона «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» в установленный срок (до 25 февраля 2018 г. включительно) не представлена первичная статистическая информация по форме федерального статистического наблюдения №1-жилфонд «Сведения о жилищном фонде» за 2017 г.
К административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическое лицо привлечено постановлением должностного лица Карелиястата от 06 декабря 2017 г.
Проверяя законность и обоснованность привлечения администрации Прионежского муниципального района к административной ответственности, судья пришел к выводу о соблюдении должностным лицом порядка привлечения к административной ответственности и законности оспариваемого постановления.
Однако с таким выводом согласиться нельзя.
Положения статей 26.1, 26.2, 28.1, 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Целью таких гарантий является полное и всестороннее выяснение фактических обстоятельств дела об административном правонарушении.
Из приведенных норм следует, что при составлении протокола об административном правонарушении должностные лица, уполномоченные на это действие, обязаны обеспечить соблюдение прав лица, в отношении которого составляется протокол, в частности, предварительно известить это лицо о времени и месте составления протокола по конкретному составу правонарушения, независимо от того, когда он составляется.
В пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, не относится к существенным недостаткам протокола только в случае, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления.
Из материалов дела следует, что информация о месте и времени составления протокола от 22.03.2018 была направлена администрации Прионежского муниципального района по адресу ее электронной почты. При этом подтверждение получения данной информации отсутствует. Иным способом администрация Прионежского муниципального района о времени и месте составления протокола об административном правонарушении не извещалась.
22 марта 2018 г. протокол об административном правонарушении был составлен в 10:30 час. в отсутствие законного представителя или защитника привлекаемого к административной ответственности лица.
Таким образом, порядок составления протокола об административном правонарушении, установленный статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не был соблюден, что привело к нарушению прав лица, в отношении которого возбуждалось дело об административном правонарушении.
Согласно положениям статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении является основной формой фиксации доказательств по делам об административных правонарушениях, в связи с чем законодательством подробно регламентирована процедура его составления. При нарушении установленной процедуры протокол не может рассматриваться в силу части 3 статьи 26.2 названного Кодекса в качестве доказательства, поскольку несоблюдение процессуального порядка получения доказательства делает его недопустимым.
Учитывая изложенное, составленный в ходе производства по делу об административном правонарушении протокол об административном правонарушении, на котором основано постановление должностного лица, не может рассматриваться в качестве надлежащего доказательства по делу об административном правонарушении и служить основанием для привлечения лица к административной ответственности.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица и решение судьи подлежат отмене, производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление заместителя руководителя территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия от 11 апреля 2018 г., решение судьи Прионежского районного суда Республики Карелия от 22 июня 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Прионежского муниципального района отменить, производство по настоящему делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Судья | С.В. Коваленко |